МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология профессионализма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильГрафический дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_ГД-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доцент, Пойдина Т.В.

Рецензент(ы):
д.иск., декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Психология профессионализма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №129)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нехвядович Лариса Ивановна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Нехвядович Лариса Ивановна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины - овладение психологическими основами профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
ОПК-4 Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-7 Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.психологические и социально-психологические явления, этику профессиональной деятельности, психологические основы развития личности и профессионального становления;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания по дисциплине к области принятия решений в рамках профессиональных компетенций, к созданию условий для профессионального становления будущих специалистов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом анализа профессиональных ситуаций с целью принятия ответственных и нестандартных решений в рамках профессиональных компетенций, навыками организовывть условия для профессионального развития будущих специалистов;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные психологические аспекты профессиональной деятельности
1.1. Психологический анализ профессиональной деятельности Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.2. Личность как субъект профессиональной деятельности Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.3. Стратегии профессионального становления Сам. работа 1 10 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.4. Процесс профессиональной адаптации Сам. работа 1 7 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.5. Характерология и профессиональная успешность Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.6. Эмоциоанльное выгорание и пути совладания с ним В профессиональной деятельности Сам. работа 1 8 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.7. Этика и этикет в професинальной деятельности Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.8. Нарушение профессиональной идентичности Сам. работа 1 8 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Межличностное общение и взаимодействие в профессиональной деятельности
2.1. Специфика межличностного общения и взаимодействия в профессиональной деятельности Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
2.2. Коммуникация как сторона общения Сам. работа 1 8 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
2.3. Интеракция как сторона общения Сам. работа 1 8 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4
2.4. Перцепция как сторона общения Сам. работа 1 0 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 3. Социально-психологические явления трудового коллектива
3.1. Трудовой коллектив: понятие, становление, дианмика. Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4
3.2. Профилактика поведенческих и личностных девиаций членов трудового коллектива Сам. работа 1 12 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
3.3. Проблема развития сплоченности трудового коллектива Сам. работа 1 10 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
3.4. Принятие решений в коллективе Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
3.5. Проблема ответсвенности в профессиональной деятельности Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4
3.6. Психологические методы принятия нестандартных решений в профессиональной деятельности Сам. работа 1 12 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4
3.7. Экзамен 1 9 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская Общая психология : учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/58F4CDB4-3267-4F9F-B884-046B31F8EFC3
Л1.2 Столяренко Л.Д., В. Е. Столяренко. Социальная психология : Учебное пособие для СПО Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 biblioclub.ru
Л2.2 Кузнецов И.Н. Деловое общение: Изд-во: Издательство "Дашков и К" , 2017 e.lanbook.com
Л2.3 Кашапов М. М. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Нартова-Бочавер С. К. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека онлайн: ЭБС www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Windows 7 Professional;
2.Office 2010 Professional
3.7-Zip
4.AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к экзамену.

Подготовка к выполнению практических заданий.
В рамках практических заданий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала в форме творческого подхода к решению поставленной преподавателем задачи. Для подготовки к реализации практических заданий необходимо готовится по основным вопросам рассматриваемой темы, которые озвучиваются в рамках лекций, практических занятий по предложенному списку литературы.
Подготовка практических заданий по дисциплине осуществляется с учетом лекционного материала, а также предложенного преподавателем списка литературы. Выполняя задание, студент может пользоваться любыми материалами научного характера, а также творчески подходить к решению научно-исследовательских задач. Все полученные студентом результаты фиксируются им в специальной тетради, которая будет сдаваться для проверки преподавателем.


Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка доклада
При подготовке доклада обучающиеся самостоятельно изучают группу источников по определённой теме, которая, как правило, подробно не освещается на лекциях.
Цель подготовки доклада – овладение навыками анализа и краткого изложения изученных материалов в соответствии с требованиями, а также создание наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint.
Этот вид работы требует координации навыков обучающегося по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде, то есть создание докладов - презентаций расширяет методы и средства обработки и представления информации и формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Доклады - презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. Основные этапы подготовки доклада - презентации:
 выбор темы;
 консультации научного руководителя;
 работа с источниками, сбор материала;
 написание текста доклада;
 оформление рукописи, создание презентационного материала;
 выступление с докладом перед аудиторией.
Подготовка доклада – презентации позволяет обучающемуся основательно изучить интересующий его вопрос, изложить материал в компактном и доступном виде, привнести в текст полемику, приобрести навыки научно-исследовательской работы, устной речи, ведения научной дискуссии. В ходе подготовки доклада – презентации могут быть подготовлены раздаточные материалы.
Доклады – презентации могут зачитываться и обсуждаться на семинарских занятиях, студенческих научных конференциях.

Подготовка к экзамену
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в соответствии с Учебным планом в форме экзамена. Студенты допускается к экзамену по дисциплине в случае выполнения ими учебного плана по дисциплине: выполнения всех заданий и мероприятий, предусмотренных программой дисциплины (по формам текущего контроля). В случае наличия учебной задолженности студент отрабатывает пропущенные занятия на консультациях. Оценка знаний студента на экзамене носит комплексный характер и определяется его:
-ответом на экзамене (на вопросы из предложенного списка);
-учебными достижениями в семестровый период.
Знания, умения, навыки студента на зачете оцениваются оценками: «зачтено», «не зачтено».