МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Изобразительная форма на газетной и журнальной полосе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Изобразительная форма на газетной и журнальной полосе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф. Е.В.Лукашевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Е.В.Лукашевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Изобразительная форма на газетной и журнальной полосе» являются: ознакомление студентов с содержанием разных видов профессиональной журналистской деятельности – проектно-аналитической, авторской, производственно-технологической деятельности; способствование освоению соответствующих методов работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ дляразмещения на различных мультимедийных платформах
ПК-3 способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.элементы планирования газетной и журнальной полос; значения различных частей полосы; основные термины и обозначения, необходимые при верстке газеты; принципы отбора информации, предназначенной для определенного номера газеты или журнала; критерии отбора информации для номера: новизна, оперативность, общественная значимость и актуальность

3.2.Уметь:
3.2.1.делать подборку материалов для газетной и журнальной полос; верстать газету; оперировать маркированными стилистическими средствами; использовать новые компьютерные технологии при редактировании; понимать, анализировать содержательную и структурно композиционную специфику журналистских публикаций; оценивать значение информации и определять ее место на газетной полосе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.техниками верстки газетных и журнальных полос (верстки изображений, текста); принципами редактирования текстов с использованием новых технологий; навыками работы с печатным, аудио-, видео- или интернет-материалом; навыками работы в локальных и глобальных компьютерных сетях; основными навыками работы в программах редактирования, верстки и монтажа медийных продуктов; навыками редактирования, вычитывает печатные полосы, а также может участвовать во всех процессах производства информационных продуктов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Изобразительная (визуальная) форма на газетной и журнальной полосе
1.1. Визуализация информации как современная тенденция дизайна. Определение визуальной журналистики. Значимость изобразительной формы. Лекции 3 2 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Шрифт в процессе визуализации информации.Шрифтовая концепция издания. Лекции 3 2 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Шрифтографика Практические 3 4 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Роль иллюстрации в современном издании. Особенности иллюстрации как средства передачи информации. Функции иллюстрации как графического элемента. Лекции 3 2 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Виды иллюстрации: снимок, рисунок, коллаж, фотомонтаж. Жанры фотожурналистики. Лекции 3 4 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Опыт иллюстрирования в СМИ Практические 3 6 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Документальная и жанровая фотография. Постановочная фотография. Требования к отбору фотографий в номер; фотоштампы. Лекции 3 4 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Опыт документальной фотографии в СМИ Сам. работа 3 6 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Особенности размещения иллюстраций на полосе. Лекции 3 2 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Опыт в СМИ Практические 3 4 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Выполнение индивидуальных заданий для практических занятий Сам. работа 3 18 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.12. Инфографика, ее виды. История информационного дизайна: от ранних карт и схем до интерактивной динамичной визуализации. Лекции 3 2 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Знакомство и обсуждение материалов Международного конкурса по инфографике Малофей Практические 3 4 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Влияние на изобразительную форму технологий и взаимовлияние СМИ. Особенности инфографики в печатных СМИ. Лекции 3 2 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Опыт использования типографики в СМИ Сам. работа 3 4 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Цветовая концепция издания. Эмоциональное и эстетическое воздействие цвета. Символическое значение некоторых цветов. Выбор цветов, их гармоничное сочетание. Цвет как средство функционального акцентирования в изобразительной форме. Лекции 3 2 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Цвет в печатных изданиях Сам. работа 3 4 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.18. Подготовка курсового проекта «Инфографика: опыт разработки» Сам. работа 3 9 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Клещев О.И. Основы производственного мастерства: художественно-техническое редактирование : учебное пособие ФГБОУ ВПО «УралГАХА»), Министерство образования и науки РФ. - Екатеринбург: Архитектон//ЭБС «Университетская библиотека online» , 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455449
Л1.2 Божко А.Н. Обработка растровых изображений в Adobe Photoshop: М. : Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ»//ЭБС «Университетская библиотека online», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Проскурин, Евгений Геннадьевич Основы рекламы: типографика, верстка и макетирование печатных средств массовой информации : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Галкин С.И. Техника и технология СМИ: Художественное конструирование газеты и журнала: Учебное пособие М.: АспектПресс, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Flickr — фотохостинг www.flickr.com
Э2 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.