Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 22 | 22 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 41 | 41 | 41 | 41 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Е.В.Лукашевич
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Изобразительная форма на газетной и журнальной полосе» являются: ознакомление студентов с содержанием разных видов профессиональной журналистской деятельности – проектно-аналитической, авторской, производственно-технологической деятельности; способствование освоению соответствующих методов работы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
ПК-2 | способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ дляразмещения на различных мультимедийных платформах |
ПК-3 | способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | элементы планирования газетной и журнальной полос; значения различных частей полосы; основные термины и обозначения, необходимые при верстке газеты; принципы отбора информации, предназначенной для определенного номера газеты или журнала; критерии отбора информации для номера: новизна, оперативность, общественная значимость и актуальность |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | делать подборку материалов для газетной и журнальной полос; верстать газету; оперировать маркированными стилистическими средствами; использовать новые компьютерные технологии при редактировании; понимать, анализировать содержательную и структурно композиционную специфику журналистских публикаций; оценивать значение информации и определять ее место на газетной полосе |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | техниками верстки газетных и журнальных полос (верстки изображений, текста); принципами редактирования текстов с использованием новых технологий; навыками работы с печатным, аудио-, видео- или интернет-материалом; навыками работы в локальных и глобальных компьютерных сетях; основными навыками работы в программах редактирования, верстки и монтажа медийных продуктов; навыками редактирования, вычитывает печатные полосы, а также может участвовать во всех процессах производства информационных продуктов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Изобразительная (визуальная) форма на газетной и журнальной полосе | ||||||
1.1. | Визуализация информации как современная тенденция дизайна. Определение визуальной журналистики. Значимость изобразительной формы. | Лекции | 3 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Шрифт в процессе визуализации информации.Шрифтовая концепция издания. | Лекции | 3 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Шрифтографика | Практические | 3 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Роль иллюстрации в современном издании. Особенности иллюстрации как средства передачи информации. Функции иллюстрации как графического элемента. | Лекции | 3 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Виды иллюстрации: снимок, рисунок, коллаж, фотомонтаж. Жанры фотожурналистики. | Лекции | 3 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Опыт иллюстрирования в СМИ | Практические | 3 | 6 | ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.7. | Документальная и жанровая фотография. Постановочная фотография. Требования к отбору фотографий в номер; фотоштампы. | Лекции | 3 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.8. | Опыт документальной фотографии в СМИ | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.9. | Особенности размещения иллюстраций на полосе. | Лекции | 3 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Опыт в СМИ | Практические | 3 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Выполнение индивидуальных заданий для практических занятий | Сам. работа | 3 | 18 | ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
1.12. | Инфографика, ее виды. История информационного дизайна: от ранних карт и схем до интерактивной динамичной визуализации. | Лекции | 3 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.13. | Знакомство и обсуждение материалов Международного конкурса по инфографике Малофей | Практические | 3 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.14. | Влияние на изобразительную форму технологий и взаимовлияние СМИ. Особенности инфографики в печатных СМИ. | Лекции | 3 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.15. | Опыт использования типографики в СМИ | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.16. | Цветовая концепция издания. Эмоциональное и эстетическое воздействие цвета. Символическое значение некоторых цветов. Выбор цветов, их гармоничное сочетание. Цвет как средство функционального акцентирования в изобразительной форме. | Лекции | 3 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.17. | Цвет в печатных изданиях | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
1.18. | Подготовка курсового проекта «Инфографика: опыт разработки» | Сам. работа | 3 | 9 | ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Клещев О.И. | Основы производственного мастерства: художественно-техническое редактирование : учебное пособие | ФГБОУ ВПО «УралГАХА»), Министерство образования и науки РФ. - Екатеринбург: Архитектон//ЭБС «Университетская библиотека online» , 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455449 |
Л1.2 | Божко А.Н. | Обработка растровых изображений в Adobe Photoshop: | М. : Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ»//ЭБС «Университетская библиотека online», 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Проскурин, Евгений Геннадьевич | Основы рекламы: типографика, верстка и макетирование печатных средств массовой информации : учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Галкин С.И. | Техника и технология СМИ: Художественное конструирование газеты и журнала: Учебное пособие | М.: АспектПресс, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Flickr — фотохостинг | www.flickr.com | ||
Э2 | Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» | www.site.mediascope.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |