МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика юриста
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планv40_03_01 Юриспруденция-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Кирюшина Л.Ю.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Калашник Н.И.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика юриста

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция(уровень бакалавриата). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 декабря 2016 г. № 1511.

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Давыдов С.И. д.ю.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Давыдов С.И. д.ю.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения учебной дисциплины «Профессиональная этика» является формирование у студентов целостного представления о характере и механизме действия норм профессиональной этики юриста, их единстве и взаимодействии с требованиями общественной морали. Достижение указанной цели в ходе обучения предполагает последовательное решение следующих основных задач.
Задачи изучения дисциплины «Профессиональная этика»:
получение знаний об основных теоретических положениях профессиональной этики юриста (понятие, предмет, система курса);
усвоение основных нравственных принципов профессиональной деятельности юриста;
выработка правильного понимания нравственных аспектов деятельности представителей отдельных юридических профессий, и умение применять их на практике;
формирование основных навыков анализа, оценки и определения собственной осмысленной позиции с точки зрения нравственности ситуаций, возникающих в сфере действия правового регулирования;
воспитание высоконравственной личности, приверженной общечеловеческим ценностям и следующей им не только в профессиональной деятельности, но и в жизни.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-6:методы групповой работы при решении профессиональных задач; основы психологии поведения личности в мультикультурной среде; технологии разрешения конфликтов и обеспечения толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий в коллективе
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-6:организовывать и координировать работу в коллективе при решении профессиональных и иных задач обеспечивая их консолидированное решение; предотвращать и разрешать конфликты в коллективе, в том числе возникающие на социальной, этнической и конфессиональной почве
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-6:навыками совместной выработки и принятия решений при выполнении профессиональных и иных задач; навыками ведения переговорных процессов и разрешения конфликтных ситуаций для решения профессиональных и иных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, предмет, система курса. Мораль и этика: основные понятия
1.1. Понятие, предмет, система курса. Мораль и этика: основные понятия Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие, предмет, система курса. Мораль и этика: основные понятия Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Понятие, предмет, система курса. Мораль и этика: основные понятия Сам. работа 3 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Профессиональная этика как нравственная характеристика деятельности юриста
2.4. Профессиональная этика как нравственная характеристика деятельности юриста Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
2.5. Профессиональная этика как нравственная характеристика деятельности юриста Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
2.6. Профессиональная этика как нравственная характеристика деятельности юриста Сам. работа 3 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности
3.7. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
3.8. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
3.9. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности Сам. работа 3 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания
4.10. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
4.11. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
4.12. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания Сам. работа 3 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Этика предварительного следствия
5.13. Этика предварительного следствия Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
5.14. Этика предварительного следствия Практические 3 4 Л2.1, Л1.1
5.15. Этика предварительного следствия Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Нравственные начала осуществления правосудия. Этика судебных прений
6.16. Нравственные начала осуществления правосудия. Этика судебных прений Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
6.17. Нравственные начала осуществления правосудия. Этика судебных прений Практические 3 4 Л2.1, Л1.1
6.18. Нравственные начала осуществления правосудия. Этика судебных прений Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Понятие, предмет и система дисциплины «Профессиональная этика юриста"
2. Понятие морального сознания. Моральные отношения. Мораль и право, их соотношение и взаимодействие, общие черты и отличия.
3. Профессиональная этика юриста: понятие и виды.
4. Понятие морального выбора в деятельности юриста. Содержание и структура морального выбора.
5. Мораль в системе факторов правоохранительной деятельности.
6. Взаимосвязь дисциплины "Профессиональная этика юриста" с другими науками и учебными дисциплинами.
7. Этика делового общения юриста.
8. Профессиональный долг. Моральная ценность объективного содержания долга. Степень зависимости нравственного поведения от морального сознания.
9. Взаимосвязь права и морали. Общие и отличительные признаки норм морали и права.
10. Мораль: понятие и происхождение. Место морали в системе социальных регуляторов общественных отношений. Значение в профессиональной деятельности юриста.
11. Особенности делового этикета юриста.
12. Нравственный конфликт. Моральная ответственность. Понятие и виды стресса.
13. Содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности.
14. Основные этические категории: понятие, содержание.
15. Этические и правовые требования, предъявляемые к проведению допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей
16. Нравственные качества юриста.
17. Нравственные основы международно-правовых норм о пра¬вах человека.
18. Обеспечение основных прав и свобод личности как главная задача уголовного правосудия.
19. Характеристика профессиональной деятельности юриста.
20. Сущность профессионально-нравственной деформации юриста и пути ее предупреждения и преодоления.
21. Всеобщая декларация о правах человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г.
23. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.
24. Нравственное содержание Конституции РФ. Требования к деятельности юриста.
25. Понятие общения. Структура общения. Невербальная сторона общения в деятельности юриста.
26. Нравственное содержание уголовно-процессуального зако¬нодательства.
27. Виды конфликтов в профессиональной деятельности юристов.
28. Основные этические понятия и категории
29. Понятие конфликта. Виды и структура конфликта в профессиональной деятельности юриста.
30. Стратегия (стили) поведения в конфликте в профессиональной деятельности юриста.
31. Основные этические требования к проведению деловых переговоров.
32. Правосознание: понятие, виды, значение в профессиональной деятельности юриста.
33. Нравственные требования, предъявляемые к деятельности судьи.
34. Профессиональная этика следователя.
35. Презумпция невиновности и обязанность доказывания в нравственном аспекте как признание достоинства и ценности личности.
36. Этика проведения деловых переговоров.
37. Разрешение конфликтов и стратегия поведения в деятельности юриста.
38. Формы общения в деятельности юриста. Значение коммуникативных форм общения. Манипуляция в общении.
39. Общие нравственные требования к деятельности следовате¬ля.
40. Этика производства следственных действий. Понятие след¬ственных действий.
41. Правила, касающиеся участия защитни¬ка в следственных действиях как гарантии соблюдения следовате¬лем правовых и нравственных норм.
42. Этические проблемы проведения обыска.
43. Этические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших.
44. Роль судьи, председательствующего по делу, в обеспечении нравственного характера судебного разбирательства.
45. Нравственно-психологические качества юриста.
46. Особенности общения лиц, занимающихся профессионально юридической деятельностью.
47. Особенности выступления в суде. Этические требования, предъявляемые к вопросам.
48. Нравственное значение свободной оценки доказательств. Юридический, психологический и нравственный аспекты оценки доказательств по внутреннему убеждению судьи.
49. Нравственное содержание приговора и других решений суда. Требования к письменной речи судьи. Культура процессуальных документов.
50. Этические основы ис¬пользования отдельных видов доказательств. Недопустимые дока-зательства и их нравственный аспект.
51. Этика проведения судебных прений как самостоятельного этапа судебного раз-бирательства: общая характеристика, состав профессиональных участников судебных прений.
52. Соотношение требований права и морали в деятельности прокурора. Присяга прокурора.
53. Этика об¬винительной речи прокурора в суде.
54. Культура речи. Этика судебных прений. Общие нравственные требования к участникам прений.
55. Этика общения судьи с представителями СМИ.
56. Этика речи защитника в суде.
57. Этика проведения осмотра места происшествия
58. Возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста.
59. Понятие правосознания и его влияние на деятельность юриста.
Понятие этикета, его роль в жизни общества.
60. Влияние правового нигилизма на деятельность юриста.
61. Этические требования, предъявляемые к деятельности адвоката.
62. Основные нормы и функции профессионального этикета юриста.
63. Нравственные требования, предъявляемые к внеслужебной деятельности судьи.
64. Основные задачи адвоката. Нравственные требования в деятельности адвоката, моральный и материальный аспект во взаимоотношениях с клиентом.
65. Коммуникативные и ораторские способности адвоката. Морально-нравственное содержание действий адвоката как представителя в суде.
66. Профессиональный долг: значение, содержание.
67. Судейская этика. Правила поведения судьи с участниками уголовного судопроизводства.
68. Этические требования, предъявляемые к участникам уголовного процесса.
69. Объективность, беспристрастность, компетентность, справедливость как важнейшие нравственные требования в деятельности судебной власти.
70. Влияние международных стандартов в сфере прав и свобод человека на нравственное содержание Конституции РФ.
71. Этическая составляющая допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.
72. Этическая составляющая участия защитника в уголовном деле. Случаи обязательного участия защитника.
73. Этика судебного следствия с участием несовершеннолетних.
74. Этика судебной речи. Виды судебной речи. Требования, предъявляемые к вопросам прокурора и адвоката в суде.
75. Профессиональная деформация юриста. Эмоциональное выгорание. Пути преодоления.
76. Этика общения по телефону. Требования, предъявляемые к общению сотрудников правоохранительных органов с представителями СМИ.
77. Способы нейтрализации манипуляций в процессе делового общения.
78. Этика, культура речи, внешний вид оратора в суде.
79. Основные цели и принципы ООН в защите личности в уголовном судопроизводстве.
80. Судебная этика: понятие и значение.
81. Функции конфликтов в профессиональной деятельности юриста. Структура конфликтов.
82. Причины и условия возникновения конфликтов в профессиональной деятельности юриста. Поведение личности в конфликте.
83. Способы и виды общения в профессиональной деятельности юриста. Требования, предъявляемые к культуре речи.
84. Принципы профессиональной этики юриста.
85. Кодекс профессиональной этики адвоката. Этика взаимодействия с клиентом.
86. Способы нейтрализации манипуляции.
87. Особенности общения судьи с участниками уголовного судопроизводства.
88. Понятие имиджа юриста.
89. Цели, задачи имиджа юриста.
90. Правила построения имиджа. Виды имиджа
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Закреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сорокотягин И.Н., Маслеев А.Г. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/professionalnaya-etika-yurista-433555
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д. А. Юридическая психология: Учебник и практикум М. : Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/83436326-8555-48D8-8E35-154512F0FDD9
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э2 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Профессиональная этика юриста" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.