МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы композиции в дизайне

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы композиции в дизайне

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Основы композиции в дизайне» является активизация творческой инициативы студентов при ознакомлении их с основными свойствами композиции и закономерностями организации объемно-пространственных форм, а также формирование практических навыков работы с композицей с учетом тенденций развития современной визуальной культуры и цифрового дизайна.
Задачи:
-усвоить общие принципы и навыки композиционного мышления;
-обучить методу творческого поиска;
-научить выполнять эмоционально-выразительную и содержательно-заданную композицию.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-34 готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности восприятия композиции в интерфейсе информационных систем, основные принципы композиции и объективные закономерности построения объемных форм
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать композиционное решение в процессе проектирования, строить графические и пластические композиционные решения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами композиционного формообразования в дизайн-проектировании, навыком разработки композиционного решения с учетом современных тенденций развития визуальной культуры и цифрового дизайна

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Художественные средства построения композиции
1.1. Понятие композиции. Форма как основное изобразительное средство в дизайне. Принцип золотого сечения. Основные элементы организации композиции: точка, линия, пятно. Понятие плоскости. Типы и формы композиции. Приёмы в композиции. Врезка, членение, наложение, группировка Лекции 4 2 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Создать композицию на статику и динамику. Практические 4 2
1.3. Создать композицию с применением врезки, членении, наложении, группировки объектов. Сам. работа 4 10
1.4. Развитие композиционно-пластических форм Сам. работа 4 10 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Выполнение графически разных композиций на нюансное и контрастное сочетание простых геометрических форм (хроматическое и ахроматическое исполнение) Практические 4 2 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Выполнение графически разных композиций на выражение статики и динамики простых геометрических форм (хроматическое и ахроматическое исполнение) Практические 4 2 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Выполнение упражнений на выявление характера линейно-пространственной композиции с помощью простых геометрических форм Практические 4 2 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Выполнение упражнений на выявление фактуры материалов. Построение композиции с контрастным сочетанием световых форм Сам. работа 4 10 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Способы и средства гармонизации художественной формы
2.1. Построение симметрической и асимметрической графической композиции. Построение композиции с организацией метрического и ритмического порядка Сам. работа 4 6 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Выполнение графически разных композиций на нюансное и контрастное сочетание простых геометрических форм. Выполнение графически разных композиций на выражение статики или динамики простых геометрических форм Сам. работа 4 6 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Построение композиции с использованием разных отношений и пропорций («золотого сечения», «модульной сетки»). Построение разномасштабных графических композиций Сам. работа 4 6 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Построение композиции с использованием разных графических форм по принципу их структур соподчинённости с выделением доминанты. Сам. работа 4 6 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Выполнение графических и пластических структур, отвечающих разным закономерностям формообразования в природе Сам. работа 4 6 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Построение графических и пластических композиций, чётко раскрывающих тему (образ) Сам. работа 4 6 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Организация композиционной структуры с использованием различных композиционных средств, подчинение её принципу «целостности» Сам. работа 4 6 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Выполнение прототипа первой страницы интернет-проекта с помощью основных композиционных принципов построения Сам. работа 4 6 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Выполнение фронтальной композиции Сам. работа 4 6 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Выполнение пространственной композиции Сам. работа 4 10 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Зачет 4 4 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Литвина Т. В. ДИЗАЙН НОВЫХ МЕДИА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Лаврентьева А.Н. ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИЗАЙНЕ. ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА 2-е изд. : Учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.2 Овчинникова Р. Ю. Дизайн в рекламе : основы графического проектирования: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
Л3.2 Л. В. Шокорова Общие закономерности композиции в дизайн-образовании: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Behance.net www.behance.net
Э2 Журнал о графическом дизайне www.kak.ru
Э3 Курс в Moodle "Основы композиции в дизайне" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Adobe Creative Suite
GIMP
Inkscape
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины целесообразно выполнять следующие рекомендации:
а) изучение должно быть систематическим, в течение всего семестра; для формирования устойчивых навыков и знаний эффективнее следовать логике построения курса и осваивать учебный материал небольшими порциями;
б)после изучения темы на практическом занятии следует выполнить самостоятельную работу по данной теме, если она предполагается, а также изучить дополнительные ресурсы, рекомендованные преподавателем, а также найденные самостоятельно в сети Интернет, в фондах научной библиотеки университета.
Приобретение композиционной грамотности предполагает, что в процессе освоения дисциплины студенты будут обращаться к крупным тематическим ресурсам сети Интернет, в которых представлен актуальный опыт дизайн-проектирования, цифрового дизайна. Рекомендованные преподавателем и найденные самостоятельно онлайн-ресурсы должны стать основой для развития аналитических навыков и общей насмотренности студентов в области визуального дизайна.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.