Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_04_ПО_ДПИиД-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Техники графики» является дать развернутое представление о многообразии выразительных средств графики, об исторически сложившихся стилевых направлениях графики, о возможностях практического применения различных техник графики в произведениях современного графического дизайна. Задачи: - знакомство с выдающимися призведениями графического искусства; - знакомство с материалами и техниками уникальной графики: гр. карандаш, тушь-перо, мягкий материал и др. - знакомство с основными техниками печатной графики: офорт, линлгравюра, монотипия и др. - приобретение навыков использования выразительных средств графики для создания графического художественного образа. - приобретение навыков создания графических работ в различных техниках графики. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ПК-34 | готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - выразительные средства, элементы графики, особенности их использования при выполнениии графического произведения; - виды,материалы и техники графики; - особенности произведений графического искусства выполненных в различных техниках печатной и уникальной графики; - творчество выдающихся графиков; - основы перспективы и светотени как основы реалистического графического изображения; - основы декоративной графики. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - определять техники и материалы выполнения графического произведения; - выбирать и использовать выразительные средства, элементы графики, максимально раскрывающие творческую идею выполняемого графического изображения; - использовать особенности различных графических материалов для решения различных творческих задач при создании графического произведения; - выполнять реалистические, декоративные, проектные графические изображения; - грамотно оформлять графические произведения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - методами и технологией классических техник графики; - изобразительными, выразительными средствами графики с целью решения конкретных творческих задач графики; - способами и средствами создания графического художественного образа. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Графика - вид пластического (изобразительного) искусства | ||||||
1.1. | Предмет, цель, задачи курса | Лекции | 6 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.2. | Выразительные,изобразительные средства графики | Лекции | 6 | 6 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.3. | Особенности создания художественного графического образа | Лекции | 6 | 6 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.4. | Особенности использования изобразительных, выразительных средств графики на примере произведений выдающихся мастеров изобразительного искусства | Сам. работа | 6 | 1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.5. | Шедевры линейной графики Анри Матисса, Пабло Пикассо | Сам. работа | 6 | 1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.6. | Штрих в офортах Рембрандта и рисунках Ван Гога | Сам. работа | 6 | 1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.7. | Силуэтная графика "Мира искусства" | Сам. работа | 6 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.8. | Сочетание изобразительных средств графики в произведениях А. Дюрера, О. Бердслея | Сам. работа | 6 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 2. Виды графики | ||||||
2.1. | Печатная графика | Практические | 6 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.2. | Уникальная графика | Сам. работа | 6 | 4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.3. | Виды плаката - рекламный, агитационный, политический, сатирический, информационный, социальный и др. | Практические | 6 | 8 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.4. | Способы и методы выполнения - рисованный плакат, фотоплакат, шрифтовой плакат. | Сам. работа | 6 | 4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.5. | Рекламные вывески ремесленных и торговых лавок, информационные подписи и листы, как начало формирования плаката | Сам. работа | 6 | 6 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.6. | Плакат в Европе | Сам. работа | 6 | 1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.7. | Русский лубок | Сам. работа | 6 | 1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.8. | Революционный плакат в России | Сам. работа | 6 | 1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.9. | Плакат времен Великой Отечественной войны | Сам. работа | 6 | 1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.10. | Книжная графика и композиция | Лекции | 6 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.11. | Современный плакат (Франция, Польша, Германия, Япония, Россия) | Сам. работа | 6 | 6 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.12. | Элементы книжной графики - обложка, суперобложка, титульный лист, иллюстрация, виньетка, экслибрис и др. | Практические | 6 | 4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.13. | Проблема создания выразительного художественного образа в иллюстрации | Практические | 6 | 4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.14. | Выдающиеся мастера книжной графики | Сам. работа | 6 | 6 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 3. Графическая композиция | ||||||
3.1. | Основы композиции в графическом произведении | Лекции | 6 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.2. | Особенности декоративной графики | Сам. работа | 6 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.3. | Основные законы и понятия композиции (масштаб, формат, ритм, симметрия, ассимеирия) | Сам. работа | 6 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.4. | Плоскость и максимальная условность как особенности декоративной графической композиции | Сам. работа | 6 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.5. | Стилизация в графической композиции | Сам. работа | 6 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.6. | Экзамен | 6 | 27 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бесчастнов, Н.П. | Сюжетная графика : учебное пособие | Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Казарин Сергей Николаевич | Академический рисунок: Учебное наглядное пособие // ЭБС "Университетская библиотека онлайн" | Кемеровски, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л. Гордон; [пер. с англ. Е. Зайцевой]. | Рисунок: техника рисования фигуры человека в движении: Классическая библиотека художника | М. : ЭКСМО //"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2002 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Гречнева Н. В. | Рисунок: программа для студентов очной формы обучения, спец.: "Художественное проектирование костюма" – 071501.65 | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Мир Леонардо | www.leo-life.ru | ||
Э2 | Колосенцева А.Н. Учебный рисунок. | e.lanbook.com | ||
Э3 | http://www.liart.ru/ Российская государственная библиотека по искусству | |||
Э4 | http://www.artsait.ru/ Энциклопедия русской живописи. url | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). 4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - выполнение самостоятельных работ. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как: -уяснение цели и поставленной учебной задачи; -четкое и системное планирование самостоятельной работы; -поиск необходимой учебной и научной информации; -освоение собственной информации и ее логическая переработка; -использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; -выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; -представление, обоснование и защита полученного решения; -проведение самоанализа и самоконтроля В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: - ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); - работу со словарями и справочниками; - овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде; - учебно-исследовательская работа; - использование компьютерной техники, интернета и др. |