МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Техники графики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст.преп., Нечаева А.С.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Техники графики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Техники графики» является дать развернутое представление о многообразии выразительных средств графики, об исторически сложившихся стилевых направлениях графики, о возможностях практического применения различных техник графики в произведениях современного графического дизайна.
Задачи:
- знакомство с выдающимися призведениями графического искусства;
- знакомство с материалами и техниками уникальной графики: гр. карандаш, тушь-перо, мягкий материал и др.
- знакомство с основными техниками печатной графики: офорт, линлгравюра, монотипия и др.
- приобретение навыков использования выразительных средств графики для создания графического художественного образа.
- приобретение навыков создания графических работ в различных техниках графики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-34 готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- выразительные средства, элементы графики, особенности их использования при выполнениии графического произведения;
- виды,материалы и техники графики;
- особенности произведений графического искусства выполненных в различных техниках печатной и уникальной графики;
- творчество выдающихся графиков;
- основы перспективы и светотени как основы реалистического графического изображения;
- основы декоративной графики.
3.2.Уметь:
3.2.1.- определять техники и материалы выполнения графического произведения;
- выбирать и использовать выразительные средства, элементы графики, максимально раскрывающие творческую идею выполняемого графического изображения;
- использовать особенности различных графических материалов для решения различных творческих задач при создании графического произведения;
- выполнять реалистические, декоративные, проектные графические изображения;
- грамотно оформлять графические произведения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами и технологией классических техник графики;
- изобразительными, выразительными средствами графики с целью решения конкретных творческих задач графики;
- способами и средствами создания графического художественного образа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Графика - вид пластического (изобразительного) искусства
1.1. Предмет, цель, задачи курса Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Выразительные,изобразительные средства графики Лекции 6 6 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Особенности создания художественного графического образа Лекции 6 6 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Особенности использования изобразительных, выразительных средств графики на примере произведений выдающихся мастеров изобразительного искусства Сам. работа 6 1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Шедевры линейной графики Анри Матисса, Пабло Пикассо Сам. работа 6 1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Штрих в офортах Рембрандта и рисунках Ван Гога Сам. работа 6 1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Силуэтная графика "Мира искусства" Сам. работа 6 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Сочетание изобразительных средств графики в произведениях А. Дюрера, О. Бердслея Сам. работа 6 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Виды графики
2.1. Печатная графика Практические 6 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Уникальная графика Сам. работа 6 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Виды плаката - рекламный, агитационный, политический, сатирический, информационный, социальный и др. Практические 6 8 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Способы и методы выполнения - рисованный плакат, фотоплакат, шрифтовой плакат. Сам. работа 6 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Рекламные вывески ремесленных и торговых лавок, информационные подписи и листы, как начало формирования плаката Сам. работа 6 6 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Плакат в Европе Сам. работа 6 1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Русский лубок Сам. работа 6 1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Революционный плакат в России Сам. работа 6 1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Плакат времен Великой Отечественной войны Сам. работа 6 1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Книжная графика и композиция Лекции 6 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Современный плакат (Франция, Польша, Германия, Япония, Россия) Сам. работа 6 6 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Элементы книжной графики - обложка, суперобложка, титульный лист, иллюстрация, виньетка, экслибрис и др. Практические 6 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.13. Проблема создания выразительного художественного образа в иллюстрации Практические 6 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.14. Выдающиеся мастера книжной графики Сам. работа 6 6 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Графическая композиция
3.1. Основы композиции в графическом произведении Лекции 6 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Особенности декоративной графики Сам. работа 6 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Основные законы и понятия композиции (масштаб, формат, ритм, симметрия, ассимеирия) Сам. работа 6 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Плоскость и максимальная условность как особенности декоративной графической композиции Сам. работа 6 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Стилизация в графической композиции Сам. работа 6 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Экзамен 6 27 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бесчастнов, Н.П. Сюжетная графика : учебное пособие Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Казарин Сергей Николаевич Академический рисунок: Учебное наглядное пособие // ЭБС "Университетская библиотека онлайн" Кемеровски, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Гордон; [пер. с англ. Е. Зайцевой]. Рисунок: техника рисования фигуры человека в движении: Классическая библиотека художника М. : ЭКСМО //"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2002 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Гречнева Н. В. Рисунок: программа для студентов очной формы обучения, спец.: "Художественное проектирование костюма" – 071501.65 Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мир Леонардо www.leo-life.ru
Э2 Колосенцева А.Н. Учебный рисунок. e.lanbook.com
Э3 http://www.liart.ru/ Российская государственная библиотека по искусству
Э4 http://www.artsait.ru/ Энциклопедия русской живописи. url
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.