МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Решения Конституционного Суда РФ в уголовном судопроизводстве

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере уголовного судопроизводства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_УСП-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 123
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
в том числе инт. 4 4 4 4
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Неймарк М.А.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент , Калашник Н.И.

Рабочая программа дисциплины
Решения Конституционного Суда РФ в уголовном судопроизводстве

разработана в соответствии с ФГОС:
Разработана в соответствии с ФГОС: Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»): утвержден Министерством образования и науки РФ «14» декабря 2010 г. № 1763

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания дисциплины является фундаментальная и специальная подготовка высококвалифицированных кадров в области юриспруденции, способных решать сложные профессиональные задачи, связанные с применением правовых норм.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ПК-4 способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления
ПК-5 способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
ПК-7 способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты
ПК-10 способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-5: основные направления профилактики правонарушений; способы предупреждения и пресечения отдельных видов правонарушений
ПК-7: природу и сущность государства и права; понятие и структуру механизма правового регулирования в области уголовного судопроизводства; механизм реализации субъективных прав участников уголовного судопроизводства; юридическую терминологию.
ОК-3:формы и способы повышения квалификации
ПК-4:методы и способы выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений уполномоченными органами
ПК-10:методы обобщения видов и содержания управленческих инноваций
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-5: применять полученные знания для использования в процессе правоприменительной деятельности по предупреждение правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению
ПК-7: анализировать и применять нормативные акты, регламентирующие уголовно-процессуальную деятельность, документы Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, судебную и следственную практику, объяснить взаимосвязь уголовно-процессуальных действий, основных понятий уголовного процесса, статус участников уголовного судопроизводства.
ОК-3:выбирать способ повышения квалификации
ПК-4:самостоятельно применять методы и способы выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений;
ПК-10:разъяснять преимущества управленческих инноваций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-5: методикой самостоятельного изучения правовых норм, регламентирующих правоприменительную деятельность по предупреждению правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению
ПК-7: работы с правовыми актами; реализации уголовно-процессуальных норм; обоснования и принятия уголовно-процессуальных решений; составления уголовно-процессуальных документов; осуществление правовой пропаганды и правового воспитания граждан; принятия необходимых мер по защите прав и свобод граждан.
ОК-3:приемами совершенствования профессиональных знаний и профессионального опыта
ПК-4:навыками выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений;
ПК-10:способностью оценивать результаты по итогам внедрения управленческих инноваций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет, система и задачи спецкурса «Решения Конституционного Суда РФ в уголовном судопроизводстве»
1.1. Предмет, система и задачи спецкурса «Решения Конституционного Суда РФ в уголовном судопроизводстве» Практические 1 8 ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Конституционный контроль в сфере уголовного судопроизводства
2.1. Конституционный контроль в сфере уголовного судопроизводства Лекции 1 2 ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Правовая природа решений Конституционного Суда РФ в уголовном судопроизводстве
3.1. Правовая природа решений Конституционного Суда РФ в уголовном судопроизводстве Сам. работа 1 16 ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан в сфере уголовного судопроизводства
4.1. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан в сфере уголовного судопроизводства Сам. работа 1 18 ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов в сфере уголовного судопроизводства
5.1. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов в сфере уголовного судопроизводства Сам. работа 1 18
Раздел 6. Правовые позиции Конституционного Суда РФ в уголовном судопроизводстве
6.1. Правовые позиции Конституционного Суда РФ в уголовном судопроизводстве Сам. работа 1 18 ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам участия адвоката (защитника, представителя) в собирании доказательств
7.1. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам участия адвоката (защитника, представителя) в собирании доказательств Лабораторные 1 2 ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1
7.2. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам участия адвоката (защитника, представителя) в собирании доказательств Сам. работа 1 17 ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по отдельным вопросам института доказывания
8.1. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по отдельным вопросам института доказывания Сам. работа 1 18 ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Правовые позиции Конституционного Суда РФ, затрагивающие права потерпевшего
9.1. Правовые позиции Конституционного Суда РФ, затрагивающие права потерпевшего Сам. работа 1 18 ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1
9.2. Зачет Экзамен 1 9 ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Роль Конституции РФ и Конституционного Суда Российской Федерации в становлении и осуществлении судебного контроля.
2. Полномочия органа конституционного судебного контроля в уголовном судопроизводстве, его место в системе судебной власти.
3. Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность Конституционного Суда в Российской Федерации.
4. Понятие и значение решений Конституционного суда РФ в уголовном судопроизводстве.
5. Виды решений Конституционного суда РФ в уголовном судопроизводстве.
6. Требования, предъявляемые к решениям Конституционного суда РФ в уголовном судопроизводстве, исправление их неточностей и разъяснение.
7. Пересмотр решений Конституционного суда РФ в уголовном судопроизводстве.
8. Особое мнение судьи.
9. Юридическая сила решений Конституционного суда РФ, их исполнение и нормативный характер в уголовном судопроизводстве.
10. Конституционные уголовно-процессуальные гарантии в решениях Конституционного Суда РФ.
11. Понятие, природа и виды правовых позиций Конституционного Суда РФ в уголовном судопроизводстве.
12. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве.
13. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов в уголовном судопроизводстве.
14. Принцип состязательности уголовного судопроизводства в решениях Конституционного Суда РФ
15. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по толкованию Конституции РФ в сфере уголовного судопроизводства.
16. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по принципам правового регулирования прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.
17. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам участия защитника в следственных действиях.
18. Правовые позиции Конституционного Суда РФ, касающиеся уголовно-процессуального значения сведений, собранных адвокатом во время опроса с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь.
19. Правовые позиции Конституционного Суда РФ, затрагивающие права потерпевшего.
20. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам допустимости явки с повинной (ст. 142 УПК РФ) в качестве доказательства
21. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам допустимости показаний подозреваемого, обвиняемого, данных в ходе досудебного производства по уголовному делу и не подтвержденных подозреваемым, обвиняемым в суде (см. п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК РФ)
22. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам допустимости использования в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности (ст. 89 УПК РФ).
23. Вопросы досудебного производства в решениях Конституционного Суда РФ.
24. Влияние правовых позиций Конституционного Суда РФ на пересмотр судебных решений в уголовном процессе.
25. Влияние правовых позиций Конституционного Суда РФ на уголовно-процессуальное законодательство и практику
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Манова Н.С., Францифоров Ю.В. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 10-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Булатов Б.Б. - отв. ред., Баранов А.М. - отв. ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 6-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Решения Конституционного Суда РФ в уголовном судопроизводстве" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.