МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История искусств
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра истории искусства, костюма и текстиля
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-34-2019
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 225
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовая работа: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 225 225 225 225
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 324 324 324 324

Программу составил(и):
к.иск., доц., Степанская А.Г.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История искусств

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра истории искусства, костюма и текстиля

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра истории искусства, костюма и текстиля

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса:
сформировать у студентов представление о специфике художественного языка искусства, о периодизации и основных эпохах развития мирового искусства.
Задачи курса:
- формирование представлений о содержании и основных этапах процесса формирования научных знаний в области истории искусства;
- изучение понятий и терминов искусствоведения, основ художестсвенного языка искусства;
- формирование знаний об основных эпохаха истории мирового искусства, их хронологии;
- развитие у студентов навыков и приемов искусствоведческого анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОПК-1: способностью владеть теоретическими основа и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- знание содержания и основных этапов процесса формирования научных знаний в области истории искусства;
- знание форм и типов художественных культур, основных культурно-исторических центров мира, закономерностей их функционирования и развития, основных концепций культурно-исторических эпох и типов мировой культуры;
3.2.Уметь:
3.2.1.- определять место и значение художественных произведений в культурно-историческом контексте развития искусства;
- интегрировать ранее полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения с выдающимися художественными явлениями;
- воспринимать художественный образ как отражение эпохи, стиля, направления, национальной школы, творческой индивидуальности автора;
- выявлять нравственные и эстетические ценности искусства, сформировать личную позицию по отношению к произведениям искусства;
- воспринимать свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость;
- уметь вести диалог в качестве активного слушателя, зрителя, исполнителя, художника, критика;
- находить и отбирать соответствующую информацию, углубляющую знание учебного материала.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владение методикой самостоятельной обработки информации и использование ее в решении профессиональных задач;
- владение принципами классификации художественных культур народов мира;
- владение знаниями и навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства;
- владение необходимыми навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров;
- самообразования в области искусства, внеаудиторного усвоения разделов курса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Искусство России XVIII - начала ХХ века.
1.1. Введение. Виды, формы, жанры и выразительные средства изобразительного искусства. Периодизация курса. Лекции 4 8 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Искусство Древней Руси.Искусство Киевской Руси. (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену) Сам. работа 4 12 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Искусство периода феодальной раздробленности (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену) Сам. работа 4 21 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Московская Художественная школа. Искусство XVII века. Искусство XVIII века. (подготовка рефератов и устных докладов по тематике курса, подготовка презентационного материала) Практические 4 6 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.5. Развитие портретного жанра. Барокко и классицизм–основные направления в архитектуре XVIII-нач. XIX в. Классицизм в живописи и скульптуре II половины XVIII-нач. XIX веков. Лекции 4 10 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.6. Искуство конца XVIII в. Ведущие мастера. Расцвет портретного искусства. (изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену). Сам. работа 4 46 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.7. Искусство I половины XIX века. Русская живопись от классицизма к романтизму. Творчество крупнейших русских художников второй четверти ХIX века. (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену) Сам. работа 4 38 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.8. Искусство II половины XIX века.Искусство 50 -60 -х гг. XIX века. Организация и деятельность Товарищества передвижников. Основные жанры и крупнейшие представители. (подготовка рефератов и устных докладов по тематике курса, подготовка презентационного материала) Практические 4 12 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.9. Искусство конца XIX – начала ХХ в. Стилевое и жанровое многообразие искусства Серебряного века. Творчество крупнейших представителей. Художественные объединения начала ХХ века. (подготовка рефератов и устных докладов по тематике курса, подготовка презентационного материала) Практические 4 10 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.10. Академическое искусство и его представители в живописи, скульптуре и архитектуре (изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену). Сам. работа 4 34 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Искусство ХХ века. Основные этапы
2.11. Искусство послеоктябрьских десятилетий.(1917-1930-е годы) Лекции 4 10 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.12. Общая характеристика русского искусства первой половины XIX в. Периодизация. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 4 32 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.13. Искусство в годы Великой Отечественной Войны.(Подготовка рефератов и устных докладов по тематике курса, подготовка презентационного материла) Практические 4 8 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.14. Искусство второй половины 1940 -х - 1990 -х годов.(Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену) Сам. работа 4 42 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.15. Заключение. Основные тенденции развития искусства постсоветского периода. Лекции 4 8 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.17. Экзамен 4 27 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложения
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложения
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложения
Приложения
Приложение 1.   v51_03_01_КМП-34-2019.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусства: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1919
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. В. Ильина История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник // ЭБС "Юрайт" 2018, 2011 http://www.biblio-online.ru/book/46694ABC-134E-493E-A829-EB9427EF1612?
Л2.2 Л. М. Ванюшкина, С. А. Тихомиров, И. И. Куракина, Л. В. Дмитриева История искусств. Эпохи и образы: учебное пособие для СПО Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C9697B17-FDC2-440D-BDBF-708435C3BB95
Л2.3 Л.И. Акимова, И.Л. Бусева-Давыдова, Н.А. Виноградова и др. История искусства: Белый город, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441774
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 https://elibrary.ru/item.asp?id=19801254
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 6. Ссылка на web-страницу: Русский музей:[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://rusmuseum.ru
Э2 5. Ссылка на web-страницу:Государственный Эрмитаж: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org
Э3 4. Ссылка на web-страницу: Государственный художественный музей Алтайского края : [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://muzei.ab.ru
Э4 3. История русского искусства: версия 2.0/ И.Э. Грабарь. - М.: БИЗНЕССОФТ, 2005. - 1о=эл.опт.диск (CD-ROM)/ - (Электронная библиотека)
Э5 2. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. - Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
Э6 1. Университетская библиотека onlaine .- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной, так и в электронной и мультимедийной формах.