МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация научно-исследовательской работы в сфере культуры
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра истории искусства, костюма и текстиля
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-34-2019
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 189
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 10
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 189 189 189 189
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 252 252 252 252

Программу составил(и):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рецензент(ы):
д-р искусствоведения, декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Организация научно-исследовательской работы в сфере культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра истории искусства, костюма и текстиля

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра истории искусства, костюма и текстиля

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины "Организация научно-исследовательской деятельности в сфере культуры" - формирование у студентов междисциплинарного научного и творческого мышления на основе научного изучения культуры и искусства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-16: способностью к реализации социально-культурных и художественно-творческих программ в социокультурной сфере
ПК-17: готовностью к участию в реализации форм культурно-досуговой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук,способы анализа социально-значимых проблем;
- системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры,основы экспертно-консультационной деятельности;
- современные информационные технологии,основы формирования баз данных в своей предметной деятельности;
- аспекты осуществления художественно-творческих планов и программ в социо-культурной сфере.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук,анализоровать социально-значимые проблемы;
- представлять системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры, участвовать в экспертно-консультационной деятельности;
- применять современные информационные технологии,формировать базы данных в своей предметной деятельности;
- осуществлять художественно-творческие планы и программы в социо-культурной сфере.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, анализирования социально-значемых проблем;
- использования системных взаимосвязей внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры, участия в экспертно-консультационной деятельности;
- применения современных технологий,формирования баз данных в своей предметной деятельности;
- осуществления художественно-творческих планов и программ в социо-культурной сфере.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в научно-исследовательскую деятельность
1.1. Методология науки Лекции 10 2 ПК-16, ПК-17 Л3.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Методология науки Сам. работа 10 24 ПК-16 Л2.1, Л1.2
1.3. Основные научные категории и понятия, принципы. Формы научного знания. Средства и методы научного исследования Практические 10 6 ПК-16, ПК-17 Л3.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Основные научные категории и понятия, принципы. Формы научного знания. Средства и методы научного исследования Сам. работа 10 20 ПК-16, ПК-17 Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Зачет 10 ПК-16, ПК-17 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Научно-исследовательская работа в сфере культуры
2.6. Культура как специфический объект и предмет исследования. Лекции 10 2 ПК-16, ПК-17 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.7. Культура как специфический объект и предмет исследования. Сам. работа 10 23 ПК-16 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Понятие «народная культура» и «народная художественная культура». Сам. работа 10 20 ПК-16 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.9. Понятие «народная культура» и «народная художественная культура». Сам. работа 10 20 ПК-16, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.10. Виды научных исследований в области культуры Лекции 10 2 ПК-16 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.11. Виды научных исследований в области культуры Сам. работа 10 20 ПК-16, ПК-17 Л3.1, Л1.2, Л2.2
2.12. Виды научных исследований в области культуры Практические 10 8 ПК-16, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.13. Методология художественной деятельности Лекции 10 2 ПК-16 Л3.1, Л2.1, Л1.2
2.14. Методологические основы современных исследований народной художественной культуры. Лекции 10 2 ПК-16, ПК-17 Л3.1, Л1.2, Л2.2
2.15. Методологические основы современных исследований народной художественной культуры. Сам. работа 10 24 ПК-16 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.16. Организация и планирование научных исследований народной художественной культуры Лекции 10 2 ПК-16, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.17. Особенности научно-исследовательской деятельности в Алтайском государственном университете. Практические 10 4 ПК-16 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.18. Особенности научно-исследовательской деятельности в Алтайском государственном университете. Сам. работа 10 18 ПК-16, ПК-17 Л3.1, Л2.1, Л1.2
2.19. Методика написания научных работ в сфере культуры Практические 10 6 ПК-16 Л3.1, Л2.1, Л1.2
2.20. Методика написания научных работ в сфере культуры Сам. работа 10 20 ПК-16, ПК-17 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.21. Экзамен 10 27 ПК-16, ПК-17 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сибагатуллина, А.М. Организация проектной и научно-исследовательской деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ПГТУ // ЭБС Уневерситетская библиотека он-лайн, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277052
Л1.2 В.А. Светлов, И.А. Пфаненштиль Философия и методология науки: учебное пособие Сибирский федеральный университет // Университетская библиотека он-лайн, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229639
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 З.А. Демченко, В.Д. Лебедев, Д.Г. Мясищев Методология научно-исследовательской деятельности: учебно-методическое пособие САФУ // ЭБС Университетская бибилотека он-лайн, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436330
Л2.2 Агацци, Э. Научная объективность и ее контексты: монография Прогресс-Традиция // Университетская библиотека он-лайн, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=467221
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 https://elibrary.ru/item.asp?id=19801254
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» http://e.lanbook.com
Э2 ЭБС университетская библиотека online http://www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
- На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.