МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Судебная психиатрия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_03_01_Юриспруденция-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.м.н., профессор, Рыбалко М.И.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Калашник Н.И.

Рабочая программа дисциплины
Судебная психиатрия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция(уровень бакалавриата). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 декабря 2016 г. № 1511.

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Давыдов С.И. д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Давыдов С.И. д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения учебной дисциплины «Судебная психиатрия» - способствовать профессиональному становлению специалиста-юриста в сфере овладения определенными знаниями и практическими навыками в области судебной психиатрии, необходимыми им в правоприменительной деятельности, а так же получение студентом-юристом теоретических знаний о сущности судебной психиатрии, о порядке назначения различных видов судебно-психиатрической экспертизы и о возможности их использования в процессе планомерного расследования, раскрытия и предупреждения преступлений, направленных против жизни, здоровья и достоинства личности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-16 способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-16:различные формы деятельности специалистов и экспертов, связанных с назначением и производством судебно-психиатрических экспертиз; правовые и организационные основы судебно-психиатрической экспертизы; организацию проведения и формы принудительного лечения; особенности частной психиатрии: хронические психические расстройства, психические расстройства при экзогенно-органических заболеваниях головного мозга, расстройства влечений; особенности психиатрической помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы и обладающим не резко выраженными психическими аномалиями; симуляцию психических расстройств, судебно-психиатрическую экспертизу в отношении несовершеннолетних; организацию работы психиатрической службы, гарантии прав граждан при оказании психиатрической помощи.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-16:комплексно использовать в практической деятельности теоретические знания судебной психиатрии, а также смежных дисциплин: криминалистики, уголовного права и процесса, гражданского права и процесса, криминологии, этики, логики, социологии и др;сформулировать вопросы, выносимые на разрешение судебно-психиатрической экспертизы;оценить и интерпретировать экспертное заключение с обязательным сопоставлением содержание описательной части, результатов дополнительных (лабораторных) методов исследования и выводов.анализировать и разрешать судебно-следственные ситуации, требующие применения познаний в области судебной психиатрии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-16:грамотной постановки вопросов, при назначении экспертизы;оценки заключения судебно-психиатрической экспертизы;употребления судебно-психиатрической терминологии; определения экспертного учреждения;работы с документами и материалами, относящимися к предмету судебно-психиатрических экспертиз.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи судебной психиатрии. Основы общей психопатологии.
1.1. Предмет и задачи судебной психиатрии. Основы общей психопатологии. Лекции 4 4 ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет и задачи судебной психиатрии. Основы общей психопатологии. Практические 4 4 ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Предмет и задачи судебной психиатрии. Основы общей психопатологии. Сам. работа 4 4 ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Синдромы. Классификация психических расстройств. Методы исследования в судебной психиатрии.
2.1. Синдромы. Классификация психических расстройств. Методы исследования в судебной психиатрии. Лекции 4 4 ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Синдромы. Классификация психических расстройств. Методы исследования в судебной психиатрии. Практические 4 2 ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Синдромы. Классификация психических расстройств. Методы исследования в судебной психиатрии. Сам. работа 4 8 ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Правовые основы судебно-психиатрической экспертизы. Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе.
3.1. Правовые основы судебно-психиатрической экспертизы. Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе. Лекции 4 2 ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Правовые основы судебно-психиатрической экспертизы. Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе. Практические 4 2 ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Правовые основы судебно-психиатрической экспертизы. Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе. Сам. работа 4 8 ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Частная психиатрия. Шизофрения, эпилепсия, аффективные психозы.
4.1. Частная психиатрия. Шизофрения, эпилепсия, аффективные психозы. Лекции 4 2 ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Частная психиатрия. Шизофрения, эпилепсия, аффективные психозы. Практические 4 2 ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Частная психиатрия. Шизофрения, эпилепсия, аффективные психозы. Сам. работа 4 4 ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Психические расстройства позднего возраста. Атрофические заболевания головного мозга. Психические расстройства при экзогенно-органических заболеваниях головного мозга.
5.1. Психические расстройства позднего возраста. Атрофические заболевания головного мозга. Психические расстройства при экзогенно-органических заболеваниях головного мозга. Лекции 4 4 ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Психические расстройства позднего возраста. Атрофические заболевания головного мозга. Психические расстройства при экзогенно-органических заболеваниях головного мозга. Практические 4 2 ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Психические расстройства позднего возраста. Атрофические заболевания головного мозга. Психические расстройства при экзогенно-органических заболеваниях головного мозга. Сам. работа 4 8 ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Алкоголизм, наркомании и токсикомании. «Исключительные состояния».
6.1. Алкоголизм, наркомании и токсикомании. «Исключительные состояния». Лекции 4 2 ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Алкоголизм, наркомании и токсикомании. «Исключительные состояния». Практические 4 2 ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Алкоголизм, наркомании и токсикомании. «Исключительные состояния». Сам. работа 4 8 ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Психогенно обусловленные психические расстройства. Патологии развития (расстройства личности, олигофрении).
7.1. Психогенно обусловленные психические расстройства. Патологии развития (расстройства личности, олигофрении). Практические 4 2 ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Психогенно обусловленные психические расстройства. Патологии развития (расстройства личности, олигофрении). Сам. работа 4 8 ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Расстройства влечений (привычек и влечений, расстройства полового влечения и парафилии). Психические расстройства у отдельных категорий граждан.
8.1. Расстройства влечений (привычек и влечений, расстройства полового влечения и парафилии). Психические расстройства у отдельных категорий граждан. Практические 4 2 ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.2. Расстройства влечений (привычек и влечений, расстройства полового влечения и парафилии). Психические расстройства у отдельных категорий граждан. Сам. работа 4 4 ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Симуляция психических расстройств. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних. Организация проведения и формы принудительного лечения.
9.1. Симуляция психических расстройств. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних. Организация проведения и формы принудительного лечения. Практические 4 2 ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
9.2. Симуляция психических расстройств. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних. Организация проведения и формы принудительного лечения. Сам. работа 4 8 ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Психиатрическая помощь и гарантия прав граждан при ее оказании. Организация работы психиатрической службы.
10.1. Психиатрическая помощь и гарантия прав граждан при ее оказании. Организация работы психиатрической службы. Практические 4 2 ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
10.2. Психиатрическая помощь и гарантия прав граждан при ее оказании. Организация работы психиатрической службы. Сам. работа 4 8 ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Судебная психиатрия как прикладная отрасль медицинской науки - психиатрии. Задачи судебной психиатрии.
2. Задачи судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе.
3. Задачи судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе.
4. Понятие о дееспособности и недееспособности. Правовые последствия признания гражданина недееспособным. Опека и ее назначение.
5. Основания для назначения судебно - психиатрической экспертизы в уголовном процессе.
6. Понятие о невменяемости.
7. Права и обязанности психиатра-эксперта.
8. Понятие об «ограниченной вменяемости» - ст. 22 УК РФ. Медицинский (психиатрический) и юридический критерии «ограниченной вменяемости». Правовые последствия «ограниченной вменяемости».
9. Судебно-психиатрическая экспертиза потерпевших и свидетелей.
10. Виды судебно - психиатрических экспертиз. Амбулаторная судебно - психиатрическая экспертиза.
11. Стационарная судебно-психиатрическая экспертиза. Порядок ее назначения. Виды стационарных судебно-психиатрических отделений.
12. Заочная и посмертная судебно-психиатрическая экспертизы.
13. Меры медицинского характера в отношении лиц, признанных невменяемыми. Порядок назначения и отмены.
14. Принципы выбора вида принудительных мер медицинского характера в отношении невменяемых.
15. Виды мер медицинского характера в отношении невменяемых.
16. Принудительные меры медицинского характера при алкоголизме и наркомании (ст. 97 и ст. 99 УК РФ).
17. Медицинский критерий невменяемости (ст. 21 УК РФ).
18. Юридический (психологический) критерий невменяемости (ст. 21 УК РФ).
19. Понятие о пенитенциарной психиатрии.
20. Особенности назначения и экспертной оценки психических расстройств у осужденных.
21. Понятие о «беспомощном состоянии» потерпевшего. Судебно-психиатрическая оценка «беспомощного состояния».
22. Подготовка следователем материалов, которые необходимы для проведения судебно-психиатрической экспертизы.
23. Основные вопросы, которые могут ставиться следствием и (или) судом при назначении судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе.
24. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Круг вопросов, решаемых этой экспертизой.
25. Комплексная сексолого - психиатрическая экспертиза. Вопросы, которые решает эта экспертиза.
26. Понятие о комплексных судебных экспертизах. Компетенция экспертов разных специальностей в комплексных экспертизах.
27. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Возможность проведения судебно-психиатрической экспертизы при правовых спорах, связанных с этим законом.
28. Судебно-психиатрическая экспертиза по признанию сделок недействительными в гражданском процессе.
29. Понятие опасности психических расстройств.
30. Особенности участия лица с психическими расстройствами в производстве по делу. «Уголовно-процессуальная дееспособность».
31. Судебно-психиатрическая оценка «завещательной дееспособности».
32. Основания для выбора вида судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе.
33. Оценка заключения (акта) судебно-психиатрической экспертизы судом. Определение суда о признании обвиняемого вменяемым или невменяемым и назначении мер медицинского характера в отношении невменяемого или «ограниченно вменяемого».
34. Повторные и дополнительные судебно-психиатрические экспертизы. Основания для их назначения. Особенности проведения таких экспертиз.
35. Расстройства привычек и влечений. Пиромания, клептомания, дромомания, гемблинг и другие. Судебно-психиатрическое значение.
36. Расстройства восприятия. Иллюзии, галлюцинации, другие симптомы расстройства восприятия.
37. Расстройства настроения. Мания, депрессия, дисфория, эйфория и другие.
38. Расстройства памяти. Виды амнезий, их судебно-психиатрическое значение.
39. Расстройства мышления. Вязкость, резонерство, разорванность, ускоренность и замедленность. Парологичное мышление. Значение для судебно-психиатрической диагностики.
40. Бредовые расстройства. Сверхценные и навязчивые идеи. Роль патологических идей в опасном поведении больных.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Березанцев, А. Ю Судебная психиатрия + доп. Материал в ЭБС [Электронный ресурс]: учебник для бакалавриата и специалитета М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/62BBD42F-F913-4C82-B921-D9E527CB5664
Л1.2 Березанцев А.Ю. Судебная психиатрия : М.: Юрайт, 2024
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Я. Драпкин [и др.] ; отв. ред. Л. Я. Драпкин Криминалистика в 3 ч. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Судебная психиатрия" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.