МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История формирования художественных коллекций: коллекционер и менеджер
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра истории искусства, костюма и текстиля
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-34-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 153
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 153 153 153 153
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Степанская А.Г.

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История формирования художественных коллекций: коллекционер и менеджер

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра истории искусства, костюма и текстиля

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра истории искусства, костюма и текстиля

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины:
- сформировать представление об основных этапах формирования художественных собраний России, их специфике.
Задачи дисциплины:
- изучить виды коллекций;
- изучить историю формирования художественных собраний России;
- выявить новые тенденции в развитии галерейного дела в России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: способностью применять культуролоическое знание в профессиональной деятельности и социальной практике
ПК-5: способностью применять на практике знание теоретических основ управления в социокультурной сфере, находить и принимать управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.характерные черты формирования худождественных коллекций и культуру научного познания;
способы и средства перевода фундаментальных наук в свою профессиональную деятельность;
определять социально-политические, культурные и другие факторы, оказывавшие влияние на развитие художественных коллекций;
теоретические основы управления в социокультурной сфере для нахождения и принятия управленческих решений в нестандартных ситуациях;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять культурологическое знание в профессиональной деятельности и социальной практике;
критически анализировать информационные ресурсы по тематике профессиональной деятельности и самостоятельно представлять результаты;
обрабатывать профессиональную информацию с помощью теоретического и методологического инструментария культурологии;
применять на практике знание теоретических основ управления в социокультурной сфере, находить и принимать управленческие решения в нестандартных ситуациях и быть способным нести за них ответственность;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа и оценки важности культурологической информации в различных источниках;
навыками анализа информации в различных источниках в сфере социокультурной деятельности и проектирования;
навыками анализа принципов систематизации, научной каталогизации и особенностей экспонирования частных собраний в различные исторические периоды;
методами современной науки о культуре в управлении персоналом учреждения культуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Коллекционирование предметов древнерусского искусства, церковного искусства.
1.1. Введение. Историография. Лекции 3 6 ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Основные этапы формирования художественных собраний России в XVII – начала XX века. Практические 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Оружейная палата. Коллекции времени Ивана Грозного. Сам. работа 3 16 ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Коллекционирование рукописей и книг. Сам. работа 3 14 ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Коллекции XVII века: живопись и графика западноевропйских мастеров. Сам. работа 3 13 ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Коллекционирование России в первой четверти XVIII века.
2.6. Освоение западноевропейского опыта. Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Петр I – коллекционер и основатель музейного дела в России. Практические 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Частное коллекционирование в России XVIII века. Практические 3 4 ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.9. Петр I – коллекционер и основатель музейного дела в России. Частное коллекционирование в России XVIII века. Сам. работа 3 24 ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Коллекционирование в России в эпоху Екатерины II.
3.10. Основание Эрмитажа в 1764 г. Основные этапы развития музея как музея мирового значения. Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.11. Основание Эрмитажа в 1764 г. Основные этапы развития музея как музея мирового значения. Практические 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.12. Основание Эрмитажа в 1764 г. Основные этапы развития музея как музея мирового значения. Сам. работа 3 18 ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Первые музеи России.
4.13. Развитие идеи. Создание Русского публичного музея 1812-1856 гг. Практические 3 4 ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.14. Первые публичные музеи России. Сам. работа 3 14 ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.15. Бурное музейное строительство и развитие частного коллекционирования в России во второй половине XIX – начала XX века. Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.16. Выдающиеся коллекционеры России. Сам. работа 3 18 ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.17. Бурное музейное строительство в России во второй половине XIX – начала XX века. Выдающиеся коллекционеры России.Подготовка к практическому занятию. Подготовка к зачету. Практические 3 8 ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Художественные коллекции России ХХ века.
5.18. Художественные коллекции в советский период. Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
5.19. Частное коллекционирование в постсоветский период. Сам. работа 3 18 ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
5.20. Современные проблемы коллекционирования в контексте развития художественного рынка и российских аукционов. Сам. работа 3 18 ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
5.21. Экзамен 3 27 ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложения
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложения
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложения
Приложения
Приложение 1.   v 51_03_01 КМП-34-2019.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Черняева И.В. Художественные галереи Западной Сибири на рубеже XX-XXI вв.: моногорафия Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/129
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусства: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1919
Л2.2 Степанская Т.М. Очерки истории искусства Алтая: Барнаул: Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/500
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Фак. искусств, Каф. культурологии и истории искусств Музееведение: [метод. рекомендации] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2004 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/4984
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственный Эрмитаж. - [Электронный ресурс]. - https://ermitazh.org/?yclid=235089157545822756
Э2 Музей антропологии им. Петра ВеликогоРоссийской Академии наук. - [Электронный ресурс]. http://www.kunstkamera.ru/
Э3 Персин, А.И. Список краеведческой и музееведческой литературы с аннотациями // Краеведческий альманах. - 2010. - № 2. - С. 42-44. - [Электронный ресурс]. https://docplayer.ru/27214407-Kraevedcheskiy-almanah-2-nauchno-metodicheskiy-zhurnal.html
Э4 Российская сеть культурного наследия «Мир музея» (до 1992 г. «Советский музей»). - [Электронный ресурс]. http://www.mirmus.ru
Э5 Музеи России. - [Электронный ресурс]. http://www.museum.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/;

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1.Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2.Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3.Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4.Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5.Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.