МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Судебная психиатрия и медицина

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_03_01_Юриспруденция-12345-2019 для сайта
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Филиппов М.П.

Рецензент(ы):
к.ю.н, доцент, Калашник Н.И.

Рабочая программа дисциплины
Судебная психиатрия и медицина

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция(уровень бакалавриата). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 декабря 2016 г. № 1511.

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения учебной дисциплины «Судебная психиатрия и медицина» - получение каждым студентом-юристом твердых теоретических знаний о сущности судебной медицины, о порядке назначения различных видов судебно-медицинской экспертизы и о ее возможностях в процессе планомерного расследования, раскрытия и предупреждения преступлений, направленных против жизни, здоровья и достоинства личности.
Задачи изучения учебной дисциплины «Судебная психиатрия и медицина медицина»:
усвоение структуры и организации судебно-медицинской службы в РФ,
усвоение процессуальных основ судебно-медицинской экспертизы в РФ,
усвоение роли и задач специалиста (судебно-медицинского эксперта) при его участии в осмотре места происшествия (места обнаружения) трупа,
знакомство с частными вопросами судебной медицины: установление давности наступления смерти, установление причин насильственной и ненасильственной смерти, особенности судебно-медицинской экспертизы живых лиц (установление вреда здоровью, экспертиза половых преступлений и пр.).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-16 способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-16:различные формы деятельности специалистов и экспертов, связанных с назначением и производством судебно-психиатрических экспертиз; правовые и организационные основы судебно-психиатрической экспертизы.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-16:комплексно использовать в практической деятельности теоретические знания судебной психиатрии, а также смежных дисциплин.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-16:грамотной постановки вопросов, при назначении экспертизы;оценки заключения судебно-психиатрической экспертизы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Процессуальные и организационные формы судебной экспертизы.
Раздел 2. Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц.
2.1. Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц. Сам. работа 3 6 ПК-16 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Судебно-медицинская экспертиза механических повреждений.
3.1. Судебно-медицинская экспертиза механических повреждений. Сам. работа 3 8 ПК-16 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Расстройство здоровья и смерть от острого кислородного голодания (задушение).
4.1. Расстройство здоровья и смерть от острого кислородного голодания (задушение). Сам. работа 3 10 ПК-16 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Расстройство здоровья и смерть от воздействия различных физических факторов
5.1. Расстройство здоровья и смерть от воздействия различных физических факторов Практические 3 2 ПК-16 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Расстройство здоровья и смерть от воздействия различных физических факторов Сам. работа 3 8 ПК-16 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Судебно-медицинская экспертиза отравлений
6.1. Судебно-медицинская экспертиза отравлений Практические 3 2 ПК-16 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Судебно-медицинская экспертиза отравлений Сам. работа 3 12 ПК-16 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Судебно-медицинская экспертиза трупа
7.1. Судебно-медицинская экспертиза трупа Практические 3 2 ПК-16 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Исследование вещественных доказательств биологического происхождения как методы идентификации личности и орудий травмы
8.1. Исследование вещественных доказательств биологического происхождения как методы идентификации личности и орудий травмы Сам. работа 3 12 ПК-16 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Отдельные виды ситуационных судебно-медицинских экспертиз
9.1. Отдельные виды ситуационных судебно-медицинских экспертиз Сам. работа 3 6 ПК-16 Л1.2, Л2.1, Л1.1
9.2. Зачет Зачет 3 4 ПК-16 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Судебно-медицинская экспертиза как доказательство (ст. 74 УПК РФ) ее место в гражданском и уголовном судопроизводстве, Врач-специалист (ст.ст. 58, 168, 251 и 71 УПК РФ) и врач судебно-медицинский эксперт (ст.ст. 57, 70 УПК РФ). Объекты судебно-медицинской экспертизы.
2.Порядок назначения судебно-медицинской экспертизы (ст.ст. 195, 196, 199 УПК РФ). ФЗ от 31.05.2001г. "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" (ст. 12 и 13). Пределы компетенции судебно-медицинского эксперта.
3.Участие следователя при производстве судебно-медицинской экспертизы (ст.ст. 197, 179 УПК РФ).
4.Заключение эксперта (ст.ст. 80, 204, 206 УПК РФ) и его допрос (ст. 205 УПК РФ).
5.Назначение дополнительных исследований и экспертиз; повторная, по материалам дела, комиссионная, комплексная экспертизы (ст.ст. 198, 206, 207 УПК РФ).
6.Производство экспертизы в судебном заседании (ст. 282, 283 УПК РФ).
7.Поводы и организация судебно-медицинской экспертизы потерпевших, подозреваемых и других лиц (ст. 179 УПК РФ). Обязательное проведение экспертизы (ст. I96 УПК РФ). Освидетельствование и экспертиза. Экспертиза состояния здоровья.
8.Способы причинения вреда здоровью (ст.ст. 111, 112, 115, 116, 117, 121, 122, 339 УК РФ). Установление размера утраты трудоспособности.
9.Судебно-медицинская экспертиза половых состояний. Установление истинного пола. Понятия о половой зрелости, производительной способности и половой неприкосновенности. Изнасилование и насильственные действия сексуального характера (ст.ст. 131, 132, I34). 10.Осмотр трупа на месте его обнаружения и вещественные доказательства (ст. 123 УК РФ
11.Понятие о травме и травматизме. Медицинская и медико-юридическая классификация повреждений. Оружие, орудия и повреждающие предметы.
12. Механические повреждения и их классификация. Ссадины, кровоподтеки раны, вывихи и растяжения, переломы, размятия, расчленения и причинение особенной физической боли, сотрясение головного мозга, шок. Причины смерти при механических повреждениях.
13. Твердые тупые предметы. Механизмы действия (удар, давление, скольжение, растяжение). Морфологические особенности повреждений одежды и тела от действия тупых твердых предметов.
14. Транспортная травма. Особенности повреждений, причиняемых движущимся автомобильным и мотоциклетным транспортом. Повреждения внутри автомобиля. Наезд и переезд.
15. Авиационная травма, особенности осмотра места происшествия и особенности исследования трупов экипажа и пассажиров.
16. Повреждения острыми предметами. Виды и классификация острых предметов, механизмы их воздействия и морфологические характеристики повреждений одежды и тела. Установление условий возникновения повреждений, типа и экземпляра повреждающего предмета.
17. Огнестрельные повреждения. Классификация оружия, боеприпасов к нему. Механизм выстрела и повреждающие факторы. Особенности повреждений одежды и тела в зависимости от различных условий огнестрельного повреждения. Холостой выстрел. Выстрел в упор и с различных дистанций. Входная и выходная огнестрельные раны. Раневые каналы. Повреждения из дробового оружия (дробью, картечью, пулей). Множественные огнестрельные ранения. Последовательность выстрелов. 18.Взрывная травма и ее морфологические особенности. Особенности повреждений из газового оружия. Возможности судебно-медицинской экспертизы огнестрельные повреждений.
19.Понятие о гипоксии, асфиксии и их видах. Первичная остановка дыхания и ее морфологические проявления.
20.Странгуляционная асфиксия (повешение, удавление петлей, руками).
21.Особенности осмотра места происшествия. Правила осмотра и изъятия петли как вещественного доказательства. Судебно-медицинская и криминалистическая оценка петли и странгуляционной борозды.
22.Задушение от закрытия рта и носа. Закрытие дыхательных путей инородными телами.
23.Задушение от сдавления. Сдавление груди и живота. Обжим тела.
24.Утопление. Утопление в воде (пресной и морской). Доказательства смерти от утопления. Установление сроков пребывания трупа в воде.
25. Общее и местное действие на организм высокой температуры. Судебно-медицинская и криминалистическая оценка места происшествия.
26.Общее перегревание тела, солнечный удар. Ожоги и ожоговая болезнь. Повреждения пламенем и горячими жидкостями, раскаленными газами и предметами.
27.Особенности исследования трупов, извлеченных из очага пожара.
28.Общее и местное действие на организм низкой температуры. Судебно-медицинская и криминалистическая оценка места происшествия. Морфологические доказательства смерти от переохлаждения тела. Отморожения. Оледенение трупа и особенности его исследования.
29.Электротравма. Механизмы действия технического и атмосферного электричества. Особенности осмотра места происшествия, морфологические доказательства смерти от поражения электричеством.
30.Расстройство здоровья и смерть вследствие физических перенапряжений и психической травме.
31.Понятие о ядах и отравлениях. Особенности осмотра трупа и места происшествия в случаях подозрения на отравление. Изъятие вещественных доказа¬тельств при осмотре места происшествия.
32.Исследование трупа при подозрении на отравление и изъятие вещественных доказательств для лабораторных исследований. Толкование результатов судебно-химического исследования. Сохранение ядов в трупе, его частях и вещественных доказательствах.
33.Отравления отдельными группами ядов (едкими, деструктивными, гемотропными, функциональными). Пищевые отравления (интоксикации, токсикоинфекции), ядовитыми растениями и тканями животных. Отравление ядохимикатами.
34.Судебно-медицинская экспертиза несмертельных и смертельных отрав¬лений этиловым алкоголем. Алкогольные интоксикация и опьянение, пато¬логическое опьянение.
35.Умирание и смерть. Варианты перехода от жизни к смерти (агония, клиническая и биологическая смерть). Признаки смерти. Терминальные состояния. Констатация смерти.
36.Характеристика и судебно-медицинская оценка изменений трупа (ориентирующие и достоверные признаки смерти, ранние и поздние изменения трупа). Влияние на развитие изменений трупа окружающей среды. Судебно-медицинская диагностика давности наступления смерти.
37.Осмотр трупа на месте происшествия. Процессуальные и организационные формы участия врача-специалиста при первичном осмотре трупа на месте происшествия или его обнаружения. Констатация в протокольной части осмотра позы трупа, загрязнений и повреждений тела и одежды и их значение. Изъятие вещественных доказательств биологического происхождения.
38.Определение давности наступление смерти. Консультация врача-специалиста при формулировании вопросов Постановления о назначении судебно-медицинской экспертизы трупа и вещественных доказательств биологического происхождения.
39.Процессуальные и организационные формы судебно-медицинского исследования трупа. Цели и задачи. Оценка вида, характера природы и механизм повреждений на одежде и трупе.
40.Порядок, последовательность и объем судебно-медицинского исследования трупа. Диагностика давности наступле¬ния смерти, причины смерти, суждение о повреждающих предметах по характеру и особенностям повреждений.
41.Определение целесообразности и объем дополнительных методов исследования и видов экспертиз (гистологическое, судебно-химическое, судебно-биологическое, медико-криминалистическое, ботаническое, и др.). Консультативная роль судебно-медицинского эксперт по вопросам, возникшим в процессе исследования трупа и изъятии вещественных доказательств.
42.Особенности исследования трупа новорожденного. Понятие о новорожденности, живорожденности, мертворожденности, доношенности, зрелости, жизнеспособности. Установление сроков внутриутробной жизни. Определение продолжительности внеутробной жизни и надлежащего ухода.
43.Детоубийство. Вещественные доказательства (околоплодные вода, кровь, меконий и др.).
44.Особенности исследования трупов лиц, погибших в массовых катастрофах (авиационные, железнодорожные, на водном транспорте, землетрясе¬ниях, взрывах жилых зданий).
45.Особенности исследования трупа неизвестного лица, гнилостно измененного, скелетированного и фрагментированного трупа.
46.Эксгумация, ее организация и комплекс вопросов, решаемых при этом. Вещественные доказательства для дополнительных лабораторных исследований.
47.Консервация трупа.
47.Объекты и следы (гомеоскопия, механоскопия, трасология). Ткани и выделения. Понятия об их исследованиях.
48.Кровь, форма и виды следов. Обнаружение следов крови при различ¬ных ситуациях. Экспертиза следов крови (видовая принадлежность, групповая специфичность, половая и региональная принадлежность, спорное отцовство (материнство) и др.).
49.Выделения. Экспертиза следов спермы, слюны, пота, мочи, следов губ и потожировых следов пальцев рук, околоплодной жидкости, мекония.
50.Волосы. Принадлежность волос, их региональное происхождение, повреждения и механизм отделения, генетический пол носителя волос, групповая специфичность человека, которому принадлежали волосы, принадлежность конкретному лицу.
51.Волосы животных (определение таксона и конкретного носителя), экспертиза шерсти, фрагментов меха.
52.Метод исследования ДНК при экспертизах идентификации личности и установления родства.
53.Исследование костей и костных останков (определение принадлежности исследуемой кости, установление пола, возраста, роста, расовой принадлежности, групповой специфичности и др.).
54.Экспертиза наложений частиц биологического происхождения на предметах и орудиях травмы.
55.Виды инструментальных методов исследований, применяемых при производстве судебно-медицинских экспертиз. Выбор, метода и пределов доказательственности.
57.Организационные и процессуальные формы следственного и судебного эксперимента и участия в нем судебно-медицинского эксперта (ст.ст. 161, 288, 168, 87, 9 УПК РФ).
58.Следственно-экспертные ситуации и пути их решения. Установление наиболее вероятных положений тела потерпевшего в момент травм и механизм повреждений. Экспертиза прижизненного и посмертного причинения повреждений, продолжительности жизни потерпевшего и способности к активным действиям лиц, получившим повреждения, несовместимые с жизнью.
59.Установление последовательности причинения повреждений.
60.Медико-криминалистическая экспертиза и установление орудия травмы по особенностям повреждений.
61.Идентификация личности по черепу.
62.Установление временных и пространственных параметров событий преступления (судебно-энтомологические и судебно-ботанические исследования).
63.Комплексные медико-технические экспертизы при транспортных происшествиях.
64. Судебная психиатрия как прикладная отрасль медицинской науки - психиатрии. Задачи судебной психиатрии.
65. Задачи судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе.
66. Задачи судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе.
67. Понятие о дееспособности и недееспособности. Правовые последствия признания гражданина недееспособным. Опека и ее назначение.
68. Основания для назначения судебно - психиатрической экспертизы в уголовном процессе.
69. Понятие о невменяемости.
70. Права и обязанности психиатра-эксперта.
71. Понятие об «ограниченной вменяемости» - ст. 22 УК РФ. Медицинский (психиатрический) и юридический критерии «ограниченной вменяемости». Правовые последствия «ограниченной вменяемости».
72. Судебно-психиатрическая экспертиза потерпевших и свидетелей.
73. Виды судебно - психиатрических экспертиз. Амбулаторная судебно - психиатрическая экспертиза.
74. Стационарная судебно-психиатрическая экспертиза. Порядок ее назначения. Виды стационарных судебно-психиатрических отделений.
75. Заочная и посмертная судебно-психиатрическая экспертизы.
76. Меры медицинского характера в отношении лиц, признанных невменяемыми. Порядок назначения и отмены.
77. Принципы выбора вида принудительных мер медицинского характера в отношении невменяемых.
78. Виды мер медицинского характера в отношении невменяемых.
79. Принудительные меры медицинского характера при алкоголизме и наркомании (ст. 97 и ст. 99 УК РФ).
80. Медицинский критерий невменяемости (ст. 21 УК РФ).
81. Юридический (психологический) критерий невменяемости (ст. 21 УК РФ).
82. Понятие о пенитенциарной психиатрии.
83. Особенности назначения и экспертной оценки психических расстройств у осужденных.
84. Понятие о «беспомощном состоянии» потерпевшего. Судебно-психиатрическая оценка «беспомощного состояния».
85. Подготовка следователем материалов, которые необходимы для проведения судебно-психиатрической экспертизы.
86. Основные вопросы, которые могут ставиться следствием и (или) судом при назначении судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе.
87. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Круг вопросов, решаемых этой экспертизой.
88. Комплексная сексолого - психиатрическая экспертиза. Вопросы, которые решает эта экспертиза.
89. Понятие о комплексных судебных экспертизах. Компетенция экспертов разных специальностей в комплексных экспертизах.
90. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Возможность проведения судебно-психиатрической экспертизы при правовых спорах, связанных с этим законом.
91. Судебно-психиатрическая экспертиза по признанию сделок недействительными в гражданском процессе.
92. Понятие опасности психических расстройств.
93. Особенности участия лица с психическими расстройствами в производстве по делу. «Уголовно-процессуальная дееспособность».
94. Судебно-психиатрическая оценка «завещательной дееспособности».
95. Основания для выбора вида судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе.
96. Оценка заключения (акта) судебно-психиатрической экспертизы судом. Определение суда о признании обвиняемого вменяемым или невменяемым и назначении мер медицинского характера в отношении невменяемого или «ограниченно вменяемого».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Самищенко, С. С Судебная медицина [Электронный ресурс]: : ]: учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Березанцев А.Ю. СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ + ДОП. МАТЕРИАЛ В ЭБС 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Я. Драпкин [и др.] ; отв. ред. Л. Я. Драпкин Криминалистика в 3 ч. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Судебная психиатрия и медицина" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.