МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы древнерусского искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 57 91 57
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 74 108 74

Программу составил(и):
к. ф. н., доцент, Давыденко М. В.

Рецензент(ы):
к. иск., доцент, Черняева И. В.

Рабочая программа дисциплины
Основы древнерусского искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса
1)рассмотреть художественные особенности и специфику древнерусского искусства как особого этапа в развитии отечественного искусства.
2)выявить и осветить основные проблемы становления и развития искусства Древней Руси.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.14

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.По окончании изучения курса студент должен знать художественные особенности и специфику древнерусского искусства.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь осуществлять искусствоведческий анализ произведений древнерусского искусства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть методами исследования древнерусского искусства, терминологией изучения древнерусского искусства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Древнейшие истоки русской культуры.
1.1. Языческое искусство древних славян Практические 2 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.2. Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси Сам. работа 2 18 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Искуссто периода феодальной раздробленности XII - XIII вв.
2.1. Искусство Полоцка и Смоленска Практические 2 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
2.2. Декоративно-прикладноеискусство периода феодальной раздробленности. Искусство книжной миниатюры Сам. работа 2 0 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Искусства централизованного русского государства. Русское искусство XVI - XVII вв.
3.1. Искусство периода образования централизованного русского государства XIV-XV вв. Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
3.2. Формирование ансамбля Московского кремля XV - XVI вв. Сам. работа 2 30 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
3.3. Секуляризация русского искусства в XVII вв. Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
3.4. Декоративно-прикладное искусство XVI-XVII. Сам. работа 2 9 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
3.5. Экзамен 2 9 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Березовая, Л. Г. История русской культуры. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Средневековая Русь: [Электронный ресурс]. medievalrus.livejournal.com
Э2 РусАрх: [Электронный ресурс]. www.rusarch.ru
Э3 Библиотека - Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики: [Электронный ресурс]. www.icon-art.info
Э4 Православная энциклопедия: [Электронный ресурс]. www.pravenc.ru
Э5 Курс в Moodle "Древнерусское искусство" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/;
6. Электронная библиотечная система АлтГУ http://elibrary.asu.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.