МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стиховедение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 42
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 42 42 42 42
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Ковалев Олег Александрович;д.филол.н., зав.каф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
к.филол.н., доц., Романова Е.Г.

Рабочая программа дисциплины
Стиховедение

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 947 от «7» августа 2014 г.

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса «Анализ поэтического произведения» является углубление знаний и умений, полученных студентами-филологами при изучении введения в литературоведение.
В задачи курса входят
- знакомство с основными понятиями стиховедения и иных разделов поэтики, ориентированных на изучение стихотворной речи;
- формирование навыков профессионального анализа художественного стихотворного текста,
- формирование методики анализа стихотворного текста на уроках русского языка в средней школе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов
ПК-1 способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о системах стихосложения в русской поэзии, об истории стиха, основных проблемах современного стиховедения.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать терминологию современного стиховедения, принципы стиховедческого анализа текста;
Уметь выделить основные элементы поэтической формы, определить особенности строения того или иного стиха, определить метр и размер, охарактеризовать строфу, особенности ритма, строфики, фоники и рифмы стихотворения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.самостоятельного профессионального филологического анализа лирического произведения в стиховедческом аспекте.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Основные сведения по теории и истории русского стиха
1.1. Анализ лирического текста Практические 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.2. Стихи и проза Практические 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.3. Русский стих в диахроническом аспекте Практические 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.4. Основные понятия русской силлабо-тоники Практические 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.5. Формы русского тонического стиха Практические 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.6. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 3 8 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Основная часть. Аспекты стиховедческого анализа текста
2.1. Метр и смысл Практические 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.2. Метр и ритм Практические 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.3. Ритмические перебои как средство выразительности Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.4. Метр и синтаксис Практические 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.5. Строфика Практические 3 4 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.6. Звук и смысл Практические 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.7. Фоника Практические 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.8. Грамматика поэзии Практические 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.9. Композиция лирического стихотворения Практические 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.10. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 3 10 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.11. Письменный анализ стихотворения Сам. работа 3 14 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.12. Подготовка к зачету Сам. работа 3 10 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Стиховедение как раздел поэтики.
2. Основные этапы развития стиховедения в России.
3. Стихи и проза: теоретический аспект.
4. Свойства поэтического языка.
5. Системы стихосложения.
6. Основные ритмические определители русского стиха.
7. Цезура, ее ритмическая роль и основные признаки.
8. Происхождение и ранние формы русского стиха. Русский силлабический стих.
9. Реформа русского стихосложения В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова.
10. Понятие о вторичном ритме. Его возникновение и разновидности.
11. Русский дольник: ритмическая природа, происхождение, история. Ритмика трехиктового дольника.
12. Русские логаэды.
13. Метр и смысл. Понятие о семантических ореолах размеров.
14. Семантические ореолы русских силлабо-тонических размеров.
15. Соотношение понятий «метр», «размер», «ритм».
16. Стиховедческие работы А. Белого. Теория русского силлабо-тонического стиха В.М. Жирмунского.
17. Ритмика русских силлабо-тонических размеров.
18. Строфика как раздел стиховедения. Строфа. Строфический и астрофический стих.
19. Основные строфические модели.
20. Твердые формы.
21. Фоника. Проблема соотношения звука и смысла.
22. Звуковые повторы: их разновидности и функции.
23. Ритмические перебои как средство выразительности.
24. Типы интонации русского классического стиха.
25. Рифма: происхождение, функции, разновидности.
26. Грамматика поэзии. Понятие о грамматических фигурах. Роль местоимений в структуре поэтического текста.
27. Параллелизм.
28. Проблема лирического субъекта.
29. Виды субъектной организации лирических текстов.
30. Свойства стиха на лексико-семантическом уровне. Тропы.
31. Определение коннотации в лингвистике, семиотике и литературоведении. Анализ коннотативных значений в литературных произведениях.
32. Проблема определения символа. Символ и знак. Символ и образ. Символ и аллегория.
33. Изучение символов в литературных произведениях.
34. Композиция лирического стихотворения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Стиховедение как раздел поэтики.
2. Основные этапы развития стиховедения в России.
3. Стихи и проза: теоретический аспект.
4. Свойства поэтического языка.
5. Системы стихосложения.
6. Основные ритмические определители русского стиха.
7. Цезура, ее ритмическая роль и основные признаки.
8. Происхождение и ранние формы русского стиха. Русский силлабический стих.
9. Реформа русского стихосложения В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова.
10. Понятие о вторичном ритме. Его возникновение и разновидности.
11. Русский дольник: ритмическая природа, происхождение, история. Ритмика трехиктового дольника.
12. Русские логаэды.
13. Метр и смысл. Понятие о семантических ореолах размеров.
14. Семантические ореолы русских силлабо-тонических размеров.
15. Соотношение понятий «метр», «размер», «ритм».
16. Стиховедческие работы А. Белого. Теория русского силлабо-тонического стиха В.М. Жирмунского.
17. Ритмика русских силлабо-тонических размеров.
18. Строфика как раздел стиховедения. Понятие о строфе. Строфический и астрофический стих.
19. Основные строфические модели.
20. Твердые формы.
21. Фоника. Проблема соотношения звука и смысла.
22. Звуковые повторы: их разновидности и функции.
23. Ритмические перебои как средство выразительности.
24. Типы интонации русского классического стиха.
25. Рифма: происхождение, функции, разновидности.
26. Грамматика поэзии. Понятие о грамматических фигурах. Роль местоимений в структуре поэтического текста.
27. Параллелизм.
28. Композиция лирического стихотворения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Федотов О.И. Основы русского стихосложения в 2-х книгах - 2-ая книга Строфика: учебное пособие М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2012 e.lanbook.com
Л1.2 Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: в 2-х кн. Кн. 1: Метрика и ритмика: учебное пособие М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2012 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Погребная Я.В. Погребная Я.В. «Плоть поэзии и призрак прозрачной прозы…» Лирика В.В. Набокова: М.: Флинта // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Томашевский Б. В. Десятая глава «Евгения Онегина»: История разгадки: М.: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2010 biblioclub.ru
Л2.3 Тарановский К. Русские двусложные размеры. Статьи о стихе.: учебное пособие М.: Языки славянской культуры // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Стиховедение portal.edu.asu.ru
Э2 http://rifma.com.ru/
Э3 http://www.stihi.ru/
Э4 http://modernpoetry.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу работы по курсу "Стиховедение" составляет приобретение устойчивого навыка анализа поэтических произведений разных периодов и направлений.
Для этого необходимо:
- регулярно посещать практические занятия;
- выполнять домашние задания - анализировать по предложенной схеме поэтические произведения;
- участвовать в обсуждении результатов анализа студентов группы.

Критерии оценки на зачете
«Зачтено» ставится в тех случаях, когда студент отвечает на вопросы к зачету точно, или близко к точному ответу, умеет размышлять самостоятельно, излагает свои мысли в логической последовательности, отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.
«Не зачтено» ставится в том случае, если студент не отвечает или затрудняется отвечать на основные и дополнительные вопросы, путается в ответах, показывает отрывочные знания.