Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.01. Филология |
Профиль | Отечественная филология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_01_ОФ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 42 | 42 | 42 | 42 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.
1.1. | Целью курса «Анализ поэтического произведения» является углубление знаний и умений, полученных студентами-филологами при изучении введения в литературоведение. В задачи курса входят - знакомство с основными понятиями стиховедения и иных разделов поэтики, ориентированных на изучение стихотворной речи; - формирование навыков профессионального анализа художественного стихотворного текста, - формирование методики анализа стихотворного текста на уроках русского языка в средней школе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ОПК-3 | способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов |
ПК-1 | способностью применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о системах стихосложения в русской поэзии, об истории стиха, основных проблемах современного стиховедения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Знать терминологию современного стиховедения, принципы стиховедческого анализа текста; Уметь выделить основные элементы поэтической формы, определить особенности строения того или иного стиха, определить метр и размер, охарактеризовать строфу, особенности ритма, строфики, фоники и рифмы стихотворения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | самостоятельного профессионального филологического анализа лирического произведения в стиховедческом аспекте. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. Основные сведения по теории и истории русского стиха | ||||||
1.1. | Анализ лирического текста | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
1.2. | Стихи и проза | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
1.3. | Русский стих в диахроническом аспекте | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
1.4. | Основные понятия русской силлабо-тоники | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
1.5. | Формы русского тонического стиха | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
1.6. | Подготовка к текущим занятиям | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 2. Основная часть. Аспекты стиховедческого анализа текста | ||||||
2.1. | Метр и смысл | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
2.2. | Метр и ритм | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
2.3. | Ритмические перебои как средство выразительности | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 | |
2.4. | Метр и синтаксис | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
2.5. | Строфика | Практические | 3 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
2.6. | Звук и смысл | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
2.7. | Фоника | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3 |
2.8. | Грамматика поэзии | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
2.9. | Композиция лирического стихотворения | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
2.10. | Подготовка к текущим занятиям | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
2.11. | Письменный анализ стихотворения | Сам. работа | 3 | 14 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
2.12. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Стиховедение как раздел поэтики. 2. Основные этапы развития стиховедения в России. 3. Стихи и проза: теоретический аспект. 4. Свойства поэтического языка. 5. Системы стихосложения. 6. Основные ритмические определители русского стиха. 7. Цезура, ее ритмическая роль и основные признаки. 8. Происхождение и ранние формы русского стиха. Русский силлабический стих. 9. Реформа русского стихосложения В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова. 10. Понятие о вторичном ритме. Его возникновение и разновидности. 11. Русский дольник: ритмическая природа, происхождение, история. Ритмика трехиктового дольника. 12. Русские логаэды. 13. Метр и смысл. Понятие о семантических ореолах размеров. 14. Семантические ореолы русских силлабо-тонических размеров. 15. Соотношение понятий «метр», «размер», «ритм». 16. Стиховедческие работы А. Белого. Теория русского силлабо-тонического стиха В.М. Жирмунского. 17. Ритмика русских силлабо-тонических размеров. 18. Строфика как раздел стиховедения. Строфа. Строфический и астрофический стих. 19. Основные строфические модели. 20. Твердые формы. 21. Фоника. Проблема соотношения звука и смысла. 22. Звуковые повторы: их разновидности и функции. 23. Ритмические перебои как средство выразительности. 24. Типы интонации русского классического стиха. 25. Рифма: происхождение, функции, разновидности. 26. Грамматика поэзии. Понятие о грамматических фигурах. Роль местоимений в структуре поэтического текста. 27. Параллелизм. 28. Проблема лирического субъекта. 29. Виды субъектной организации лирических текстов. 30. Свойства стиха на лексико-семантическом уровне. Тропы. 31. Определение коннотации в лингвистике, семиотике и литературоведении. Анализ коннотативных значений в литературных произведениях. 32. Проблема определения символа. Символ и знак. Символ и образ. Символ и аллегория. 33. Изучение символов в литературных произведениях. 34. Композиция лирического стихотворения. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Стиховедение как раздел поэтики. 2. Основные этапы развития стиховедения в России. 3. Стихи и проза: теоретический аспект. 4. Свойства поэтического языка. 5. Системы стихосложения. 6. Основные ритмические определители русского стиха. 7. Цезура, ее ритмическая роль и основные признаки. 8. Происхождение и ранние формы русского стиха. Русский силлабический стих. 9. Реформа русского стихосложения В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова. 10. Понятие о вторичном ритме. Его возникновение и разновидности. 11. Русский дольник: ритмическая природа, происхождение, история. Ритмика трехиктового дольника. 12. Русские логаэды. 13. Метр и смысл. Понятие о семантических ореолах размеров. 14. Семантические ореолы русских силлабо-тонических размеров. 15. Соотношение понятий «метр», «размер», «ритм». 16. Стиховедческие работы А. Белого. Теория русского силлабо-тонического стиха В.М. Жирмунского. 17. Ритмика русских силлабо-тонических размеров. 18. Строфика как раздел стиховедения. Понятие о строфе. Строфический и астрофический стих. 19. Основные строфические модели. 20. Твердые формы. 21. Фоника. Проблема соотношения звука и смысла. 22. Звуковые повторы: их разновидности и функции. 23. Ритмические перебои как средство выразительности. 24. Типы интонации русского классического стиха. 25. Рифма: происхождение, функции, разновидности. 26. Грамматика поэзии. Понятие о грамматических фигурах. Роль местоимений в структуре поэтического текста. 27. Параллелизм. 28. Композиция лирического стихотворения. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Федотов О.И. | Основы русского стихосложения в 2-х книгах - 2-ая книга Строфика: учебное пособие | М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2012 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Федотов О.И. | Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: в 2-х кн. Кн. 1: Метрика и ритмика: учебное пособие | М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2012 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Погребная Я.В. | Погребная Я.В. «Плоть поэзии и призрак прозрачной прозы…» Лирика В.В. Набокова: | М.: Флинта // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2016 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Томашевский Б. В. | Десятая глава «Евгения Онегина»: История разгадки: | М.: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2010 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Тарановский К. | Русские двусложные размеры. Статьи о стихе.: учебное пособие | М.: Языки славянской культуры // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2010 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Стиховедение | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | http://rifma.com.ru/ | |||
Э3 | http://www.stihi.ru/ | |||
Э4 | http://modernpoetry.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу работы по курсу "Стиховедение" составляет приобретение устойчивого навыка анализа поэтических произведений разных периодов и направлений. Для этого необходимо: - регулярно посещать практические занятия; - выполнять домашние задания - анализировать по предложенной схеме поэтические произведения; - участвовать в обсуждении результатов анализа студентов группы. Критерии оценки на зачете «Зачтено» ставится в тех случаях, когда студент отвечает на вопросы к зачету точно, или близко к точному ответу, умеет размышлять самостоятельно, излагает свои мысли в логической последовательности, отвечает на дополнительные вопросы преподавателя. «Не зачтено» ставится в том случае, если студент не отвечает или затрудняется отвечать на основные и дополнительные вопросы, путается в ответах, показывает отрывочные знания. |