МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы Раннехристианского искусства и искусства Византии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 67 91 67
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 84 108 84

Программу составил(и):
к.фил. н., доцент, Давыденко М. В.

Рецензент(ы):
к. иск. , доцент, Черняева И. В.

Рабочая программа дисциплины
Основы Раннехристианского искусства и искусства Византии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.4014г. №936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Изучить основные этапы развития раннехристианского искусства и искусства Византии
2. Рассмотреть художественное своеобразие раннехристианского искусства и искусства Византии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.12

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные этапы развития раннехристианского искусства и искусства Византии, художественную специфику и своеобразие раннехристианского искусства и искусства Византии
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать базовую информацию по истории развития раннехристианского искусства и искусства Византии, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории развития раннехристианского искусства и искусства Византии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владения основной терминологией по истории развития раннехристианского искусства и искусства Византии,методами анализа художественного своеобразия по истории развития раннехристианского искусства и искусства Византии,

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные проблемы изучения курса истории развития раннехристианского искусства и искусства Византии
1.1. Историография изучения раннехристианского искусства Практические 1 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.2. Эстетика раннехристианского искусства Сам. работа 1 10 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Искусство Византии V-VI веков
2.1. Архитектура Византии V -VI веков. Основные типы храмов Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
2.2. Технология византийской мозаики. Мозаики Равенны Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
2.3. Декоративно-прикладное искусство Византии V - VI веков Сам. работа 1 10 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Искусство Византии VII - VIII веков
3.1. Живопись эпохи иконоборчества Сам. работа 1 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
3.2. Светские сюжеты в искусстве Византии Сам. работа 1 0 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Искусство Византии IX - X веков
4.1. Монументальная живопись Византии IX - X веков Практические 1 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
4.2. Развитие архитектуры Византии IX - X веках Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
4.3. Декоративно-прикладное искусство Византии IX - X веков Сам. работа 1 20 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Искусство Византии XI - XII веков
5.1. Монументальная живопись Византии XI - XII вв. Сам. работа 1 21 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1
5.2. Экзамен 1 9 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Византийская культура globuss24.ru
Э2 Визнтийские мозаики fb.ru
Э3 Искусство мозаики velib.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.