МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Латинский язык

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-12345-2019 для сайта
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 50 0 50 0
Итого 72 22 72 22

Программу составил(и):
к.филол.н., доц., Кинцель А.В.

Рецензент(ы):
д.филол.н., зав.каф., Чернышова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Латинский язык

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чернышова Т.В., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Чернышова Т.В., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.научить студентов биологического факультета читать и переводить со словарем термины международной ботанической номенклатуры, а также специальные тексты по описанию растений на латинском языке различных уровней сложности; сформировать навыки анализа и производства терминов номенклатуры; сформировать навыки работы с двуязычными латинско-русскими словарями; познакомить с достижения латинской культуры (на материале крылатых латинских изречений и студенческого гимна Gaudeamus)

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Латинский алфавит и правила чтения на латинском языке; систему именного и глагольного словоизменения; основные способы словообразования таксонов ботанической терминологии; несколько десятков крылатых латинских изречений; гимн Gaudeamus на латинском языке
3.2.Уметь:
3.2.1.Читать и писать на латинском языке; переводить со словарём с латинского и на латинский специальные тексты;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Чтения таксономии растений, описания новых видов растений, чтения и перевода специальных текстов на латинский и с латинского языка

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Латинский язык: фонетика, грамматика, устойчивая фразеология для биологов
1.1. Введение. Латинский алфавит. Правила чтения. Правила остановки ударения Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.2. Имя существительное: общая характеристика. 1-ое склонение.Биноминальная номенклатура. Практические 1 2 ОК-5 Л1.3, Л2.1
1.3. 2-ое склонение существительных и прилагательных. Предлоги. Abl. qualitatis. Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.4. Глагол: общая характеристика. Основные формы глагола. Типы спряжения. Praesens indicativi activi Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.5. Глагол esse. Синтаксис простого предложения. Практические 1 2 ОК-5 Л2.1
1.6. Существительные 3-го склонения.Participium perfecti passivi Практические 1 2 ОК-5 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.7. Прилагательные 3-го склонения. Словообразование. Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.8. Существительные 4-го, 5-го склонения. Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.9. Числительные Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.10. Gaudeamus Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.11. Сдача крылатых латинских изречений Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.12. Сам. работа 1 0 ОК-5 Л1.2, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. прикрепленный файл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.В. Подосинов Латинско-русский и русско-латинский словарь: М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012, 2012 e.lanbook.com
Л1.2 А.В. Подосинов, Н.И. Щавелева Введение в латинский язык и античную культуру. 1 Ч. : М.: Флинта , 2017 e.lanbook.com
Л1.3 В.А. Чеснокова Латинский язык (для студентов-биологов): Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л.А. Гараева Латинский язык. Курс для начинающих. : учебное пособие М. : ФЛИНТА // ЭБС «Лань», 2017, 2014 Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/48387
Л2.2 Е.В. Жданова Латинский язык : учебно-практическое пособие М.: Евразийский открытый институт // ЭБС «Университетская библиотека online», 2017, 2011 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=91059 (04.04.2017).
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 "Lingua Latina aeterna" - http://www.linguaeterna.com Живая латынь - www.school.edu.ru Многоязычный онлайн-словарь Лингво - www.lingvo.ru/lingvo MultiKulti.Ru - язык как инструмент познания мира. ORBIS LATINUS online - http://www.columbia.edu/.html Махаон – медицинский справочник: http://www.makhaon.com/ index.php?lng=ru Латынь, латинский язык: http://latinsk.ru/ Медицинские термины: http://www.nedug.ru/library/Default.aspx?ID=7222 Медицинский словарь: http://www.wmed.ru/dic.htm Medical Terms Dictionary: http://www.medterms.com/script/main/hp.asp
6.3. Перечень программного обеспечения
Не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Поскольку латинский язык относится к мертвым языкам, основное внимание при изучении курса уделяется чтению, переводу со словарем и грамматическому анализу языковых явлений, позволяющему лучше усвоить особенности морфолого-синтаксической структуры латинского языка. Лексика латинского языка усваивается в процессе работы с латинско-русским и русско-латинским словарями, при заучивании устойчивых латинских выражений, отрывков стихотворений и гимна студентов Gaudeāmus, а также в результате заучивания перевода нескольких латинских текстов после их предварительного перевода со словарем.
Программой курса предусмотрена самостоятельная работа студентов в форме выполнения домашних заданий к каждому лабораторному занятию. Домашнее задание включает некоторый грамматический материал для заучивания, ряд упражнений для отработки навыков его использования и перевод со словарем отрывка латинского текста, реже – предложений с русского на латинский.
Текущий контроль успеваемости включает в себя проведение небольших самостоятельных работ по пройденному материалу. Промежуточный контроль осуществляется в форме 1-ой контрольной работы, коллоквиума по правилам чтения, сдачи двух блоков крылатых латинских изречений и перевода одного латинских текста без словаря (на основе заучивания перевода текста со словарем).
Результирующая оценка (зачет/незачет) по итогам работы в каждом семестре складывается из текущих и рубежных оценок.
Латинский язык является мертвым языком романской группы индоевропейской семьи языков и непосредственным предком всех современных языков этой группы, сформировавшихся на основе разговорной латыни: итальянского, испанского, португальского, французского, румынского, молдавского, провансальского, реторороманского, сардинского и каталанского. Литературный латинский язык в течение многих веков оказывал значительное культурное влияние на народы Европы, являясь языком их науки и культуры. В настоящее время латинский язык является языком научной терминологии в целом ряде областей: сфере международного права, естественнонаучной систематики и медицины. В связи с этим изучение латинского языка на филологическом факультете является обязательной частью языковой и собственно филологической подготовки специалиста-филолога. Основная цель курса – научить студентов филологического факультета читать и переводить со словарем тексты на латинском языке различных уровней сложности. Достижение поставленной цели предусматривает формирование навыков анализа грамматической структуры предложения и текста в целом, а также навыков работы с двуязычными латинско-русскими словарями.
Изучив курс «Латинский язык», студенты должны:
1. уметь читать различные тексты на латинском языке;
2. знать основы грамматики латинского языка;
3. владеть навыками грамматического анализа явлений языка, представленных в латинских текстах;
4. владеть навыками перевода со словарем латинских текстов различных уровней сложности;
5. уметь пользоваться латинско-русскими, русско-латинскими словарями и другой научной, справочной и методической литературой на родном языке;
6. знать наизусть предлагаемый для заучивания список крылатых латинских изречений на латинском языке;
7. знать наизусть и уметь исполнять на латинском языке гимн студентов Gaudeāmus.