МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы древнерусского искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. ф. н., доцент, М. В. Давыденко

Рецензент(ы):
док. иск. , декан, Л. И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Основы древнерусского искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса
1)рассмотреть художественные особенности и специфику древнерусского искусства как особого этапа в развитии отечественного искусства.
2)выявить и осветить основные проблемы становления и развития искусства Древней Руси.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.13

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.По окончании изучения курса студент должен знать художественные особенности и специфику древнерусского искусства.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь осуществлять искусствоведческий анализ произведений древнерусского искусства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть методами исследования древнерусского искусства, терминологией изучения древнерусского искусства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Древнейшие истоки русской культуры.
1.1. Основные проблемы изучения курса "Искусство Древней Руси Лекции 2 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Языческое искусство древних славян Практические 2 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси Сам. работа 2 25 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Искуссто периода феодальной раздробленности XII - XIII вв.
2.1. Искусство Полоцка и Смоленска Практические 2 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Декоративно-прикладноеискусство периода феодальной раздробленности. Искусство книжной миниатюры Сам. работа 2 30 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Искусства централизованного русского государства. Русское искусство XVI - XVII вв.
3.1. Искусство периода образования централизованного русского государства XIV-XV вв. Лекции 2 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Формирование ансамбля Московского кремля XV - XVI вв. Сам. работа 2 27 ПК-6 Л2.1, Л1.2
3.3. Декоративно-прикладное искусство XVI-XVII. Сам. работа 2 9 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Экзамен 2 9 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горелов А. А. История русской культуры. : учебн. пособ. М.: "Юрайт"// ЭБС "Лань", 2012
Л1.2 Кирюшина Ю.В. История декоративно-прикладного искусства : Учебное пособие Барнаул, изд-во Алтайского государственного университета // ЭБС Алтайского государственного университета, 2016 г. elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Березовая, Л. Г. История русской культуры. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ссылка на web-страницу: Средневековая Русь: [Электронный ресурс]. medievalrus.livejournal.com
Э2 Ссылка на web-страницу: РусАрх: [Электронный ресурс]. www.rusarch.ru
Э3 Ссылка на web-страницу: Библиотека - Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики: [Электронный ресурс]. www.icon-art.info
Э4 Ссылка на web-страницу: Православная энциклопедия: [Электронный ресурс]. www.pravenc.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/;

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.