МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы теории уголовного закона

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv40_03_01 Юриспруденция-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 80 80 80 80
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат юридических наук, доцент, Куликов Егор Алексеевич

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Основы теории уголовного закона

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1511)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Детков Алексей Петрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Детков Алексей Петрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обеспечить в ходе чтения лекций, проведения практических занятий и контроля самостоятельной работы студента формирование предусмотренных учебным планом и ФГОС компетенций:
ПК-21: способность применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов;
ОПК-2: способность реализовывать нормы материального и процессуального права, законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права в профессиональной деятельности;
ОК-7: способность к логическому мышлению, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии;
ПСК-1.1: способность к анализу и применению судебной практики и судебной статистики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-15 способностью толковать нормативные правовые акты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-15
- нормы материального и процессуального права, законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права в профессиональной деятельности; правила логического мышления, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи, ведения полемики и дискуссий;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-15
- применять нормы материального и процессуального права, законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права в профессиональной деятельности; применять правила логического мышления, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи, ведения полемики и дискуссий;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-15
- навыками применения норм материального и процессуального права, законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права в профессиональной деятельности; применения правил логического мышления, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи, ведения полемики и дискуссий;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и структура уголовного закона. Системность уголовного закона.
1.1. Понятие и структура уголовного закона. Системность уголовного закона. Лекции 6 2 ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие и структура уголовного закона. Системность уголовного закона. Практические 6 2 ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие и структура уголовного закона. Системность уголовного закона. Сам. работа 6 10 ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Юридическая техника уголовного закона: правила, конструкции, технико-юридические приемы (фикции, презумпции, аксиомы, символы)
2.1. Юридическая техника уголовного закона: правила, конструкции, технико-юридические приемы (фикции, презумпции, аксиомы, символы) Лекции 6 2 ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Юридическая техника уголовного закона: правила, конструкции, технико-юридические приемы (фикции, презумпции, аксиомы, символы) Практические 6 2 ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Юридическая техника уголовного закона: правила, конструкции, технико-юридические приемы (фикции, презумпции, аксиомы, символы) Сам. работа 6 10 ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Учение об уголовно-правовой норме: понятие, виды, особенности структуры.
3.1. Учение об уголовно-правовой норме: понятие, виды, особенности структуры. Лекции 6 2 ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Учение об уголовно-правовой норме: понятие, виды, особенности структуры. Практические 6 2 ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Учение об уголовно-правовой норме: понятие, виды, особенности структуры. Сам. работа 6 6 ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.
4.1. Действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Лекции 6 2 ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Практические 6 2 ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Сам. работа 6 12 ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Толкование уголовного закона: особенности, способы, виды.
5.1. Толкование уголовного закона: особенности, способы, виды. Лекции 6 2 ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Толкование уголовного закона: особенности, способы, виды. Практические 6 2 ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Толкование уголовного закона: особенности, способы, виды. Сам. работа 6 12 ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Применение уголовного закона при пробелах в законодательстве.
6.1. Применение уголовного закона при пробелах в законодательстве. Практические 6 2 ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Применение уголовного закона при пробелах в законодательстве. Сам. работа 6 12 ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Конкуренция (коллизии) уголовно-правовых норм и пути её преодоления.
7.1. Конкуренция (коллизии) уголовно-правовых норм и пути её преодоления. Лекции 6 2 ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Конкуренция (коллизии) уголовно-правовых норм и пути её преодоления. Практические 6 2 ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.3. Конкуренция (коллизии) уголовно-правовых норм и пути её преодоления. Сам. работа 6 12 ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Повторительный семинар.
8.1. Повторительный семинар. Практические 6 2 ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.2. Повторительный семинар. Сам. работа 6 6 ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие и основные черты уголовного закона. Уголовный закон как нормативный правовой акт и как источник права.
2. Источники уголовного права: общая характеристика, виды, проблемы теории.
3. Структурные особенности уголовного закона. Уголовный закон как система.
4. Динамизм и стабильность уголовного закона: поиск баланса.
5. Общие правила законодательной техники уголовного права. Технико-юридические требования к уголовному закону.
6. Юридические конструкции в уголовном праве: характеристика, значение для правотворчества и правоприменения.
7. Юридические фикции в уголовном праве.
8. Правовые презумпции в уголовном праве. Правовые символы и аксиомы.
9. Общая характеристика уголовно-правовой нормы и её особенности. Логическая норма и норма-предписание.
10. Виды уголовно-правовых норм.
11. Структура уголовно-правовой нормы. Юридическая, логическая и социальная структура. Особенности элементов.
12. Виды гипотез, диспозиций и санкций уголовно-правовых норм и их характеристика.
13. Соотношение нормы уголовного права и статьи уголовного закона.
14. Действие уголовного закона: общее понятие.
15. Общее правило действия уголовного закона во времени: характеристика и проблемы применения.
16. Обратная сила уголовного закона: понятие, основания и правила действия. Ультраактивность уголовного закона.
17. Территориальная уголовная юрисдикция России (ст. 11 УК РФ).
18. Принципы экстратерриториального действия уголовного закона РФ (ст. 12 УК РФ). Выдача лиц, совершивших преступление.
19. Общая характеристика толкования права в общей теории права. Структура, виды, способы. Особенности толкования уголовного закона.
20. Способы толкования уголовного права. Соотношение языкового и системного способов толкования.
21. Виды толкования права. Специфика видов толкования уголовного закона.
22. Понятие пробелов в праве и в законодательстве. Особенности пробелов в уголовном законе.
23. Восполнение и преодоление пробелов: характер соотношения.
24. Применение уголовного закона по аналогии: абстрактный запрет и допустимые пределы.
25. Применение уголовного права по аналогии.
26. Общая характеристика конкуренции уголовно-правовых норм, разграничение конкуренции и коллизии норм.
27. Коллизионные нормы в уголовном праве и преодоление конкуренции уголовно-правовых норм.
28. Виды уголовно-правовой конкуренции.
29. Конкуренция общей и специальной норм.
30. Конкуренция нормы-части и нормы-целого.
31. Конкуренция исключительной нормы с общей и специальной нормами.
32. Конкуренция положений Общей и Особенной частей УК РФ.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Наумов А.В. - отв. ред., Кибальник А.Г. - отв. ред. УГОЛОВНОЕ ПРАВО В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Сверчков В.В. ВВЕДЕНИЕ В УГОЛОВНОЕ ПРАВО. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Козаченко И.Я., Новоселов Г.П. УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 5-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Уголовное право России. Общая часть/ Казанский (Приволжский) федеральный университет. – 2-е изд., перераб. и доп. Уголовное право России. Общая часть : учебник / Казанский (Приволжский) федеральный университет. – 2-е изд., перераб. и доп.: учебник М. : Статут, 2016. – 864 с., http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452513
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека http://elibrary.ru
Э2 Электронная библиотека издательства Юрайт https://biblio-online.ru/
Э3 Образовательный портал Юридическая Россия https://law.edu.ru
Э4 Судебные и нормативные акты РФ https://sudact.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Основы теории уголовного закона» целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.

Лекционные занятия традиционно являются наиболее оперативным и доходчивым источником информации. Это очевидно, если учесть периодически принимаемые изменения в законодательстве и обусловленное этим «старение» учебной и научной литературы. В настоящее время в УК РФ внесены изменения и дополнения. Поэтому конспектирование лекций, в которых излагаются современные подходы к изучаемым проблемам, отражаются изменения в законодательстве и т. п., представляется необходимым. В конспекте следует фиксировать наиболее существенные положения и выводы, особо отмечая при этом дискуссионные положения, изменения в законодательстве, на которые указывал лектор.
Работа студента на лекции, внимательное, вдумчивое восприятие ее содержания, умелое конспектирование значительно облегчают усвоение учебного материала, сокращая усилия и экономя время при подготовке к семинарским занятиям, а также к зачету и экзамену.
Важная роль в изучении дисциплины принадлежит семинарским занятиям. Задача семинарских и практических занятий состоит в том, чтобы студенты получили прочные теоретические знания уголовного права, умение правильно толковать уголовно-правовые нормы, а также навыки применения их к реальным обстоятельствам. Готовясь к занятиям, следует руководствоваться приведенными к каждой теме вопросами для обсуждения, а также перечнем литературы. Если при подготовке к семинарскому занятию возникают какие-либо вопросы, их следует впоследствии выяснить на занятии или на консультации у преподавателя. На семинарском занятии рекомендуется проявлять активность, непосредственно участвуя в обсуждении рассматриваемых вопросов. Также важно внимательно следить за выступлениями других студентов и быть готовым сделать необходимые дополнения или внести коррективы. Такая активная позиция позволяет закрепить полученные знания предмета.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям.
Подготовка к семинарским (практическим) занятиям – это активная самостоятельная работа студента. В процессе подготовки к практическому занятию студент должен:
– внимательно ознакомиться с планом занятия;
– изучить конспект лекции;
– изучить и при необходимости законспектировать рекомендуемую литературу;
– изучить соответствующие нормативно-правовые акты;
– изучить и проанализировать судебную практику, перечень которой предложен в планах семинарских занятий (или самому найти опубликованную практику: решение Конституционного Суда РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ или практику Верховного суда по конкретным уголовным делам, а федеральных судов и проанализировать ее);
– самостоятельно проверить свои знания, руководствуясь контрольными вопросами;
– выполнить самостоятельную работу по предложенному плану.
В планы отдельных занятий включены основные вопросы изучаемой темы по программе «Основы теории уголовного закона». В связи с тем, что объём учебных часов недостаточен, часть тем (вопросов) дисциплины изучается студентами самостоятельно.
По каждой теме дается примерный перечень основной и дополнительной литературы. Предлагаемая для изучения литература в основном имеется в фондах научной библиотеки АлтГу.
Преподавателем, читающим лекции или ведущим семинарские (практические) занятия, может быть рекомендована и иная литература, не вошедшая в упомянутый выше перечень. Начинать изучение литературных источников следует с учебников. При необходимости изучается методическая и справочная литература. После этого следует переходить к анализу более сложной литературы в виде монографий и научных статьей. Все нормативные правовые акты можно найти в справочно-информационных правовых системах, в частности в СПС «КонсультантПлюс и ИПО системы «ГАРАНТ» Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах «Уголовное право», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы. Многие статьи размещены СПС «КонсультантПлюс» и ИПО системы «Гарант». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещенных в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU».
Помимо основных вопросов изучаемой темы в плане к каждому занятию даются также контрольные вопросы для проверки и закрепления студентами полученных знаний.
При необходимости студент вправе получить консультацию у преподавателя.
Существенную помощь в выполнении домашних работ студентам окажут рекомендации по выполнению домашних (самостоятельных) заданий.
Залогом успешной подготовки к практическому занятию являются:
– активная самостоятельная работа студента;
– посещение лекций;
– своевременное внимательное изучение учебной литературы по уголовному праву (не только основной, но и, прежде всего, дополнительной, а также публикаций в юридической прессе);
На семинарском занятии рекомендуется проявлять активность, непосредственно участвуя в обсуждении рассматриваемых вопросов. Также важно внимательно следить за выступлениями других студентов и быть готовым сделать необходимые дополнения или внести коррективы. Такая активная позиция позволяет закрепить полученные знания предмета.
При пропуске студентом семинарских занятий их темы должны быть отработаны индивидуально. Отработка по согласованию с преподавателем может состоять в подготовке конспектов, эссе, рефератов, и устных ответах по вопросам темы.

3. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов и решению задач.
Учебная программа и учебно-тематический план по дисциплине предполагают обязательную самостоятельную подготовку студентов в виде выполнения ими домашнего задания. В частности, это может быть, написание рефератов, решение задач- казусов, контрольных работ.
Такие задания предусмотрены по тем темам плана, по которым не отводится время на аудиторную работу (лекции, семинары), а также к темам, по которым проводятся семинарские занятия.
При использовании в учебном процессе самостоятельной работы и соответствующих домашних заданий необходимо усвоить соответствующие нормы уголовного законодательства, ознакомиться с опубликованной судебной, следственной практикой, с учебной и научной литературой. При этом особое внимание следует обратить на ряд изменений и дополнений, внесенных в последнее время в законодательство.
При самостоятельном изучении тем, студентам необходимо обращать внимание на следующие рекомендации:
1. должна использоваться преимущественно новейшая литература научного и учебного направления;
2. изучение предмета необходимо начинать с общих положений программы уголовного права;
3. подготовка по отдельной теме должна включать обязательное исследование вопросов теоретического характера и нормативных актов, рекомендованных преподавателем;
4. очень эффективно использовать при выполнении домашнего задания нескольких учебников по Уголовному праву, сопоставляя соответствующие темы;
5. рекомендуется более полно использовать возможности самоподготовки посредством работы с нормативными актами. В особенности необходимо изучение обязательных источников, перечисленных в экзаменационных вопросах, на лекциях, либо данных для самостоятельного изучения;
6. студент обязан следить за изменениями законодательства.
Литературу (учебную или специальную), а также нормативно-правовые источники, рекомендованные к той или иной теме, следует внимательно изучить, составить подробный конспект, а после этого самостоятельно проконтролировать свои знания. После усвоения теоретического материала можно переходить к решению задач. Решая казус, студент должен хорошо уяснить обстоятельства дела и с привлечением всех необходимых материалов дать ответ на поставленный вопрос. При этом недопустимо произвольное изменение условий задачи Изложенные в задачах обстоятельства считаются установленными. В отдельных случаях, если это позволяют условия задачи, можно рассмотреть различные варианты решений. Основное внимание при выполнении задания необходимо обращать на обоснованность и мотивированность решения. Решение должно включать ссылку на закон, постановления Пленума Верховного Суда, если таковые имеются по данному вопросу, теоретические положения. Решения, даже правильные по существу, но не имеющие ссылок на соответствующий закон или нормативно-правовой акт, разъяснения Верховного Суда РФ, не содержащее анализа фактических обстоятельств предложенного казуса, не могут быть признаны удовлетворительными.

Приведем пример решения задачи по Основам теории уголовного закона.
Задача: В 1995-1996 годах Зеренчук в составе группы лиц совершил несколько нападений на коммерческие ларьки, за что был осужден по ч.2 ст.162 УК РФ (разбой) к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Правильно ли применен закон?

Для решения казуса следует изучить учебную литературу, дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем и указанную в планах семинарских занятий, обратить внимание на судебную практику, перечень которой предложен также в плане семинарского занятия, уяснить положения раздела 1 УК РФ с одноименным названием.
Для ответа на вопрос: правильно ли применен уголовный закон, необходимо вникнуть в суть задачи. Из нашего казуса очевидно, что преступные действия Зеренчука в составе группы были совершены во время действия УК РСФС 1960г. (группа совершала разбойные нападения в период 1995-1996годов). По общему правилу применяться может лишь тот закон, который является действующим на момент совершения преступления (уже вступил в силу и еще не утратил ее). Содержание этого правила закреплено в части 1 ст.6 УК РСФСР: Преступность и наказуемость деяния определяется законом, действующим во время совершения этого деяния. С учетом этого, казалось бы, следует ответ о том, что действия Зеренчука следует квалифицировать по ст.146 УК РСФСР. Этот ответ был бы правильным, если мы исходили только из общей нормы, закрепленной в ч.1 ст.6 УК РСФСР. Но в этой же статье есть исключение из общей нормы. Оно установлено в ч.2 « закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния или смягчающий наказание, имеет обратную силу, то есть распространяется так же на деяния, совершенные до его издания».
Поскольку ко времени вынесения приговора уже был принят новый УК РФ ( 24.05.1996г), который вступил в действие с 01 января 1997 года, возникает вопрос можно ли применить УК РФ к уголовному делу о событиях 1995-1996годов? Правило об обратной силе закона должно применяться в строгом соответствии с законом, в частности с ч. 1 ст. 10 УК РФ 1996 г., которая указывает, что уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Названные положения ст. 10 УК РФ базируются на ст. 54 Конституции Российской Федерации 1993 г., которая гласит: "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон". Данная статья Конституции носит всеобщий характер и распространяется на все законы, устанавливающие юридическую ответственность граждан за правонарушения, в том числе уголовные.
С учетом этих положений осталось определить не является ли новый закон более мягким, а для этого необходимо сравнить санкции за совершенное Зеренчуком преступление по старому и новому УК.
При решении вопроса о том, какой закон является более мягким, следует исходить из разъяснений Верховного Суда, в которых, в частности, отмечено, что более мягким признается тот закон, в котором высший предел наказания ниже.
По старому закону действия Зеренчука подпадали под п. «а» ч.2 ст.146 – УК РСФСР - разбой, совершенный по предварительному сговору группой лиц. Санкция ч. 2 ст.146 предусматривает лишение свободы на срок от шести до пятнадцати лет с конфискацией имущества.
По новому уголовному закону действия Зеренчука подпадают под признаки п. «а» ч. 2 ст.162 – разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, санкция которой предусматривает лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества ( в такой редакции ст.162 УК РФ существовала до изменений, внесенных Федеральным законом от 08.12.2003г. № 162-ФЗ).
В результате сравнения санкций нового (до 12 лет) и старого (до 15 лет) уголовного закона приходим к выводу о том, что УК РФ 1996г. в части ответственности за разбой, совершенный группой лиц, является более мягким, т.е. он имеет обратную силу.
Следовательно, суд обоснованно применил нормы УК РФ 1996г.

Для успешного получения зачета по дисциплине необходимо посещать лекции и выполнять все виды заданий на практических занятий в установленные преподавателем сроки. В соответствии с учебным планом зачет выставляется на заключительном практическом занятии, при невозможности выставления - принимается в соответствии с приведенным в РПД и ФОСе перечнем вопросов в устной/письменной форме.