МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv54_03_02_ДПИ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор , И.В. Черданцева

Рабочая программа дисциплины
Философия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Философия» являются:
- дать студентам знания о специфике философского знания, развитии философии и наиболее актуальных проблемах современной философии;
- обучить студентов основам философского знания, сформировать у них навыки философской рефлексии и способность к критическому осмыслению изучаемого материала;
- развить у студентов способность самостоятельного осмысления вопросов, носящих философско-мировоззренческий характер.
- ввести в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; - выработать навыки работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.
Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОК-4 способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы критической философской рефлексии;
- круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности;
- объект, предмет, структуру и особенности философского знания;
- проблемы и особенности генезиса философской мысли;
- этапы развития философской мысли, структуру современного философского знания;
- наиболее распространенные способы постановки и решения основных философских проблем, определенных структурой философского знания;
- основные философские проблемы и методологические подходы для их решения;
- отношение фундаментальных проблем философии к современной общественной жизни;
- основы критической философской рефлексии;
- специфику философии как способа познания и духовного освоения мира;
- основные подходы к определению общечеловеческих ценностей;
- основные подходы к определению соотношения общечеловеческих и групповых ценностей;
- актуальные проблемы современной философии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять методы научного познания и основные виды умозаключений для интеллектуального развития и повышения культурного уровня;
- применять основы, законы и принципы логики в процессе самоанализа;
- формулировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- выявлять философские проблемы, связанные с областью будущей профессиональной деятельности;
- определить объект, предмет, структуру и особенности философского знания;
- выявить и указать проблемы и особенности генезиса философской мысли;
- выявить и указать этапы развития философской мысли, структуру современного философского знания;
- применять наиболее распространенные способы постановки и решения основных философских проблем, определенных структурой философского знания;
- выявлять основные философские проблемы и применять методологические подходы для их решения;
- установить отношение фундаментальных проблем философии к современной общественной жизни;
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;
- применять основные подходы к определению общечеловеческих ценностей;
- применять основные подходы к определению соотношения общечеловеческих и групповых ценностей;
- рационально анализировать общечеловеческие и групповые ценностно-смысловые ориентации;
- осознанно относиться к общечеловеческим и групповым ценностно-смысловым ориентациям;
- формулировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии;
- пользоваться современной философской и научной литературой для самостоятельного мировоззренческого самообразования;
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- выявлять актуальные проблемы современной философии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе и научной деятельности, так и в повседневной жизни;
- навыками критического анализа получаемой информации;
- навыками критической философской рефлексии;
- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- навыками ведения дискуссии и полемики;
- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;
- способностью критического анализа современной философской и научной литературой для самостоятельного мировоззренческого самообразования;
- навыками самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления.
- способностью выявлять философские проблемы, связанные с областью будущей профессиональной деятельности;
- навыками определения объекта, предмета, структуры и особенностей философского знания;
- навыками выявления проблем и определения особенностей генезиса философской мысли;
- навыками определения этапов развития философской мысли и структуры современного философского знания;
- навыками применения наиболее распространенных способов постановки и решения основных философских проблем, определенных структурой философского знания;
- навыками постановки и формулирования основных философских проблем и применения методологических подходов для их решения;
- навыками установления отношения фундаментальных проблем философии к современной общественной жизни;
- навыками использования положений и категорий философии в процессе оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;
- навыками критической философской рефлексии;
- навыками определения соотношения общечеловеческих и групповых ценностей;
- способностью ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей;
- способностью обосновать собственную позицию в отношении к системе общечеловеческих ценностей;
- способностью критически оценить предлагаемую интерпретацию системы общечеловеческих ценностей;
- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- навыками ведения дискуссии и полемики;
- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;
- способностью критического анализа современной философской и научной литературой для самостоятельного мировоззренческого самообразования;
- навыками использования положений и категорий философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;
- навыками самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- навыками выявления актуальных проблем современной философии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика философского знания и основные исторические этапы его развития
1.1. Философская пропедевтика Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания (онтология, гносеология, антропология, социальная философия, этика, эстетика, аксиология). Лекции 1 2 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.2. Философская пропедевтика Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания (онтология, гносеология, антропология, социальная философия, этика, эстетика, аксиология). Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.3. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Специфика философии и проблема ее определения. Соотношение философии, религии, искусства и науки. Практические 1 2 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.4. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Специфика философии и проблема ее определения. Соотношение философии, религии, искусства и науки. Сам. работа 1 3 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.5. Философия Древнего Востока. Специфика культурного развития Востока и Запада как фактор многообразия философских учений. Основополагающие принципы древнеиндийской философии. Основные школы и направления древнеиндийской философии. Философия Древнего Китая, ее основные черты и особенности. Основные школы древнекитайской философии. Сам. работа 1 6 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.6. Проблема генезиса и периодизация античной философии Проблема генезиса философской мысли. Причины возникновения философии в Греции. Периодизация и специфика основных этапов развития античной философии Лекции 1 2 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.7. Проблема генезиса и периодизация античной философии Проблема генезиса философской мысли. Причины возникновения философии в Греции. Периодизация и специфика основных этапов развития античной философии Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.8. Онтологизм и космоцентризм первых философских школ античности (Милетская, Элейская, Пифагорейская школы) Милетская школа: проблема начал всего сущего. Постановка проблем бытия и познания в философии элеатов. Философская проблематика и особенности пифагорейской школы. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.9. Онтологизм и космоцентризм первых философских школ античности (Милетская, Элейская, Пифагорейская школы) Милетская школа: проблема начал всего сущего. Постановка проблем бытия и познания в философии элеатов. Философская проблематика и особенности пифагорейской школы. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.10. Философские взгляды Гераклита. Онтологическая проблематика в философской концепции Гераклита. Проблема познания в философии Гераклита. Антропологическая, социальная и этическая проблематика в концепции Гераклита. Практические 1 2 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.11. Философские взгляды Гераклита. Онтологическая проблематика в философской концепции Гераклита. Проблема познания в философии Гераклита. Антропологическая, социальная и этическая проблематика в концепции Гераклита. Сам. работа 1 3 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.12. Антропологическая, гносеологическая и этическая проблематика в античной философии (Школа Софистов, Сократ) Основные особенности и причины возникновения школы софистов. Философские взгляды софистов. Специфика сократического метода философствования. Философские идеи Сократа и его философские принципы. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.13. Антропологическая, гносеологическая и этическая проблематика в античной философии (Школа Софистов, Сократ) Основные особенности и причины возникновения школы софистов. Философские взгляды софистов. Специфика сократического метода философствования. Философские идеи Сократа и его философские принципы. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.14. Объективный идеализм философской системы Платона и его учение о пути к Благу Основные этапы восхождения к Благу. Личностный и социальный аспекты пути к Благу. Системность философской концепции Платона. Модели идеального государства. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.15. Объективный идеализм философской системы Платона и его учение о пути к Благу Основные этапы восхождения к Благу. Личностный и социальный аспекты пути к Благу. Системность философской концепции Платона. Модели идеального государства. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.16. Философские взгляды Л.А. Сенеки. Онтологическая проблематика в философской концепции Л.А. Сенеки. Философская антропология Л.А. Сенеки. Этика Л.А. Сенеки. Практические 1 2 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.17. Философские взгляды Л.А. Сенеки. Онтологическая проблематика в философской концепции Л.А. Сенеки. Философская антропология Л.А. Сенеки. Этика Л.А. Сенеки. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.18. Общая характеристика средневековой философии. Философская концепция Ф. Аквинского Периодизация и основные особенности средневековой философии. Проблема теодицеи, спор об универсалиях и проблема соотношения веры и разума. Проблема познания Бога и доказательства его бытия в философии Ф. Аквинского. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.19. Философские взгляды Аврелия Августина. Онтологическая проблематика в философской концепции Аврелия Августина. Проблема познания в философии Аврелия Августина. Антропологическая, этическая проблематика в концепции Аврелия Августина. Практические 1 2 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.20. Философские взгляды Аврелия Августина. Онтологическая проблематика в философской концепции Аврелия Августина. Проблема познания в философии Аврелия Августина. Антропологическая, этическая проблематика в концепции Аврелия Августина. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.21. Общая характеристика философии Возрождения Социально-экономические факторы и социкультурная ситуация в XIV-XVI вв., характер и следствия их влияния на культуру и философию Возрождения. Периодизация и характеристика основных этапов Возрождения. Особенности философии Ренессанса. Сам. работа 1 3 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.22. Антропологическая и социально-философская проблематика в философии Никколо Макиавелли. Природа и сущность человека. Человек и общество. Фортуна (необходимость) и свобода воли человека. Цель, средства и особенности личности правителя. Мораль, религия, политика и общественное благо. Практические 1 2 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.23. Антропологическая и социально-философская проблематика в философии Никколо Макиавелли. Природа и сущность человека. Человек и общество. Фортуна (необходимость) и свобода воли человека. Цель, средства и особенности личности правителя. Мораль, религия, политика и общественное благо. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.24. Общая характеристика философии Нового времени. Гносеологическая проблематика в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта Основные особенности и проблемы философии Нового времени. Периодизация философии Нового времени и характеристика этапов ее развития. «Когито» Р. Декарта, сущность и правила его дедуктивного метода. Учение об идолах и индуктивный метод Ф. Бэкона. Сравнительный анализ методов познания Р. Декарта и Ф. Бэкона. Сам. работа 1 6 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.25. Общая характеристика немецкой классической философии. Гносеологическая и этическая проблематика в философии И. Канта Основные особенности и представители немецкой классической философии. Гносеологическая концепция И. Канта (априорное знание, «вещи-в-себе» и феномены, основные познавательные способности человека, разум и вера). Этическая проблематика в философии И. Канта (категорический и условный императивы). Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.26. Специфика неклассической философии XIX – н. XX вв. Социокультурные предпосылки и философские основания неклассической философии. Основные особенности неклассической философии. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.27. Общая характеристика русской философии XIX – н. XX вв. Проблема периодизации русской философии. Основные особенности русской философии. «Философические письма» П.Я. Чаадаева. Социальная философия славянофилов и западников. Творчество и свобода в философии Н.А. Бердяева. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.28. Философская концепция А. Шопенгауэра. Общая характеристика философии жизни. Онтологические, антропологические и этические идеи А. Шопенгауэра. Основные особенности и направления философии жизни. Философия истории О. Шпенглера. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.29. Антропологическая и этическая проблематика в философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Критическое учение о человеке А. Шопенгауэра. Характеристика и образ "сверхчеловека" в философии Ф. Ницше. Этика пессимизма А. Шопенгауэра. Истинная мораль и критика традиционной морали в философии Ф. Ницше. Практические 1 2 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.30. Антропологическая и этическая проблематика в философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Критическое учение о человеке А. Шопенгауэра. Характеристика и образ "сверхчеловека" в философии Ф. Ницше. Этика пессимизма А. Шопенгауэра. Истинная мораль и критика традиционной морали в философии Ф. Ницше. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Основные проблемы философии XX-XXI вв.
2.1. Проблема соотношения сознания и бессознательного в психоанализе (З. Фрейд и К.-Г. Юнг). Философия бессознательного в работе З. Фрейда «Я и Оно». Бессознательное, предсознательное, сознательное: единство и различие. Психологическая структура личности: характеристика «Оно»; характеристика «Я»; характеристика «Сверх-Я». Учение о коллективном бессознательном и «архетипах» в философской концепции К.Г. Юнга. Сам. работа 1 6 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Философская антропология (проблема человека в философии экзистенциализма) Проблема сущности и существования человека (Ж.П. Сартр). Свобода и ответственность человека (Ж.П. Сартр). Проблема смысла жизни человека (А. Камю). Практические 1 2 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Философская антропология (проблема человека в философии экзистенциализма) Проблема сущности и существования человека (Ж.П. Сартр). Свобода и ответственность человека (Ж.П. Сартр). Проблема смысла жизни человека (А. Камю). Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.4. Основные проблемы социальной философии. Понятие общества. Общество и его структура. Понятие государства, функции государства. Политические и правовые отношения. Гражданское общество и государство. Эволюция философского понимания общественной жизни людей в истории философии. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс, личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.5. Проблема социальных функций кар и наград в работе П.А. Сорокина «Наказание и кара, подвиг и награда». Функциональный подход и социальные изменения в работе Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура». Влияние кар и наград на поведение человека (П.А. Сорокин). Социальная роль кар и наград (П.А. Сорокин). Функциональный подход к анализу социальной динамики и его методологический смысл (Р. Мертон). Структурирующие элементы социальных образований и их функционирование (Р. Мертон). Типология индивидуального приспособления (конформность, инновация, ритуализм, бегство, мятеж) (Р. Мертон). Психологическое и социальное понятие аномии и его природа (Р. Мертон). Практические 1 2 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.6. Проблема социальных функций кар и наград в работе П.А. Сорокина «Наказание и кара, подвиг и награда». Функциональный подход и социальные изменения в работе Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура». Влияние кар и наград на поведение человека (П.А. Сорокин). Социальная роль кар и наград (П.А. Сорокин). Функциональный подход к анализу социальной динамики и его методологический смысл (Р. Мертон). Структурирующие элементы социальных образований и их функционирование (Р. Мертон). Типология индивидуального приспособления (конформность, инновация, ритуализм, бегство, мятеж) (Р. Мертон). Психологическое и социальное понятие аномии и его природа (Р. Мертон). Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.7. Философия науки (общая характеристика научного знания) Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Сам. работа 1 1 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.8. Философия науки (позитивистский и герменевтический проекты развития социально-гуманитарного познания) Проблемы научного и философского познания в позитивизме, неопозитивизме и постпозитивизме (О. Конт, Г. Спенсер, Б. Рассел, К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд). Происхождение и основные этапы развития герменевтики. Проблемы гуманитарного познания в философской герменевтике XIX-XX вв. (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер и Х.Г. Гадамер). Сам. работа 1 6 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.9. Современность и перспективы развития человечества Глобальные проблемы современности. Будущее человечества. Понятие «цивилизации». Основы межцивилизационного взаимодействия. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего (С. Хантингтон). Сам. работа 1 6 ОК-1, ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич П. С. Философия: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/BF2BCA75-A360-480A-B6A9-9596A671AFDA
Л1.2 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 1. От древнего мира до эпохи просвещения : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6ABD6C1A-A2C5-4F9B-B75D-802C7016B0E5
Л2.2 Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 2. : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, , 2018 urait.ru
Л2.3 Лавриненко, В. Н. Философия : учебник и практикум для академического М. : Издательство Юрайт, , 2015 Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/4A811CE9-41BD-497F-9AB0-AD9A007659FB.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 2. Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 3. Библиотека по философии. lib.ru
Э4 4. Сайт «Философы древности». www.philosoma.ru
Э5 5. Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э6 6. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э7 7. Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э8 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э9 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э10 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э11 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э12 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э13 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э14 Электронная библиотека но философии rilosof.historic.ru
Э15 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э16 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/
Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/
Институт философии РАН: философия в России (www.philosophy.ru)
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/)
http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»;
http://elibrary.asu.ru/ - ЭБС АлтГУ;
http://www.e.lanbook.com – ЭБС «Лань»;
http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека ONLINE;
https://www.biblio-online.ru/ - ЭБС издательства «Юрайт»;
http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека.
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.

Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе практических занятий:
Практическое занятие проводится по оригинальному философскому источнику. Студенту для прочтения и анализа предлагается не более 30 страниц текста, а также учебная литература для оптимального его усвоения. Предлагаемые в плане практического занятия контрольные вопросы детализируют основные вопросы практического занятия и помогают студенту подготовить ответы на них. Основные вопросы практического занятия формулируются по оригинальному источнику и предполагают его анализ и аргументированную критику, а не комментирование или пассивное воспроизведение. Практическое занятие проходит в форме диалога и полилога. После ответа предлагаются дополнения, задаются вопросы на углубление материала, обсуждаются спорные моменты, расставляются необходимые акценты. Для формирования и закрепления умений и навыков студентам предлагается решение практических заданий по теме занятия. За практическое занятие студент по 4-балльной шкале может получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» либо при условии отличного ответа на основной вопрос и решении практического задания, либо в случае непрерывного участия в работе практического занятия.
По итогам практических занятий, при условии постоянной работы на них, студент может по 4-балльной шкале получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» (медианная оценка), которая учитывается при проведении зачета.

Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на зачете:
Студент может сдать зачет либо по итогам практических занятий, либо по вопросам к зачету.
По итогам практических занятий, студент может по 4-бальной шкале оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично», что соответствует оценке «зачтено»
По вопросам к зачету. В вопросы к зачету включены вопросы, соответствующие содержанию формируемых компетенций. При ответе на вопрос студент должен реконструировать соответствующую философскую концепцию или основные концептуальные идеи, в качестве практического применения теоретических знаний студент должен провести критический анализ философской концепции или отдельных концептуальных идей, указать их достоинства и недостатки, высказать собственное отношение к представленной концепции, отдельным идеям и собственные оценки, привести соответствующие аргументы, либо ответить на соответствующие вопросы и практические задания преподавателя. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к вопросам билета студенту отводится 30-35 минут. За ответ студент может по 4-балльной шкале получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично», что соответствует оценке «зачтено», либо «неудовлетворительно», что соответствует оценке «не зачтено».