МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конкуренция и конкурентоспособность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.04.08. Финансы и кредит
ПрофильБизнес и финансовая аналитика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_04_08_БиФА-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Горянинская Ольга Анатольевна

Рецензент(ы):
ст. преподаватель, Пяткова Оксана Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Конкуренция и конкурентоспособность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.08 ФИНАНСЫ И КРЕДИТ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №325)

составлена на основании учебного плана:
38.04.08 Финансы и кредит
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № №10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М.М. к.э.н., доцент, и.о.заведующего кафедрой ЭПиМ


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № №10
Заведующий кафедрой Бутакова М.М. к.э.н., доцент, и.о.заведующего кафедрой ЭПиМ


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения курса является:
- дать магистрантам знания о закономерностях поведения экономических субъектов в условиях конкурентной среды;
- выработать у магистрантов способность к анализу причинно-следственных связей и модельной интерпретации поведения экономических субъектов и функционирования рынков (рынков товаров и услуг, рынков факторов производства) с учетом роли государства на микроэкономическом уровне;
- привить студентам интерес к решению проблем повышения конкурентоспособности организации, показывая возможности экономической теории в области анализа и поиска практических решений;
- выработать у магистрантов экономический образ мышления через восприятие ими принципов принятия решений экономическими субъектами.
Конечная цель курса — сформировать у магистранта систему знаний и умений,позволяющих выявлять проблемы управления конкурентоспособностью и находить
подходы к их решению.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью провести анализ и дать оценку существующих финансово-экономических рисков, составить и обосновать прогноз динамики основных финансово-экономических показателей на микро-, макро- и мезоуровне
ПК-22 способностью выявлять и проводить исследование эффективных направлений финансового обеспечения инновационного развития на микро-, мезо- и макроуровне
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- инструменты анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности;
- инструменты поиска и методы исследования эффективных направлений финансового обеспечения инновационного развития на микро-, макро-, и мезоуровне.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять инструменты анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности;
- осуществлять поиск эффективных направлений финансового обеспечения инновационного развития на микро-, макро-, и мезоуровне.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками применения инструментов стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности;
- осуществлять поиск эффективных направлений финансового обеспечения инновационного развития на микро-, макро-, и мезоуровне.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1.Качество как экономиче-ская категория и объект управления
1.1. Конкуренция как объект теории и практики менеджмента Лекции 2 2 ПК-4, ПК-22 Л1.1, Л2.1
1.2. Конкуренция как объект теории и практики менеджмента Практические 2 4 ПК-4, ПК-22 Л1.1, Л2.1
1.3. Конкуренция как объект теории и практики менеджмента Сам. работа 2 14 ПК-4, ПК-22 Л1.1, Л2.1
1.4. Оценка конкурентоспособности предприятия Лекции 2 2 ПК-4, ПК-22 Л1.1, Л2.1
1.5. Оценка конкурентоспособности предприятия Практические 2 6 ПК-4, ПК-22 Л1.1, Л2.1
1.6. Оценка конкурентоспособности предприятия Сам. работа 2 14 ПК-4, ПК-22 Л1.1, Л2.1
1.7. Механизм управления конкурентоспособностью организации Лекции 2 2 ПК-4, ПК-22 Л1.1, Л2.1
1.8. Механизм управления конкурентоспособностью организации Практические 2 6 ПК-4, ПК-22 Л1.1, Л2.1
1.9. Механизм управления конкурентоспособностью организации Сам. работа 2 8 ПК-4, ПК-22 Л1.1, Л2.1
1.10. Основные стратегии обеспечения конкурентоспособности организации Лекции 2 2 ПК-4, ПК-22 Л1.1, Л2.1
1.11. Основные стратегии обеспечения конкурентоспособности организации Практические 2 6 ПК-4, ПК-22 Л1.1, Л2.1
1.12. Основные стратегии обеспечения конкурентоспособности организации Сам. работа 2 15 ПК-4, ПК-22 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горбашко Е.А. - отв. ред., Максимцев И.А. - отв. ред. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Емадаков Р. Ю. Экономическая конкуренция и конкурентоспособность предприятия: Научные монографии ПГТУ, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.aup.ru
Э2 2. www.cfin.ru
Э3 3. www.costinfo.ru
Э4 4. www.eup.ru
Э5 5. www.knigi.tr2000.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
пакет MS-Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
Экономический портал: http://institutiones.com/download/books/1464-zadachi-i-testy-po-finansovoj-matematike.html
Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент.: http://ecsocman.hse.ru/search/index.html

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, посмотреть термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы.
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям:
По наиболее сложным проблемам учебной дисциплины проводятся семинарские занятия. Их главной задачей является углубление и закрепление теоретических знаний у студентов, формирование и развитие у них умений и навыков применения знаний для успешного развития прикладных задач. Подготовка студента к семинару включает:
Ознакомление с планом семинара;
Изучение рекомендованной литературы и конспекта лекции;
Подготовку полных и глубоких ответов по каждому вопросу, выносимому для обсуждения.
При проведении семинарских занятий уделяется внимание заданиям, предполагающим не только воспроизведение студентами знаний, но и направленных на развитие у них практических навыков и умений, а также их творческого мышления, научного мировоззрения, профессиональных способностей.