МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Полиграфический дизайн

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 69
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 69 69 69 69
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, О.А. Малышева

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Полиграфический дизайн

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины "Полиграфический дизайн" является - вооружить студента необходимыми знаниями, умениями и навыками работы со средствами практической реализации методов информационных технологий, методологическими основами обработки текста и изображений, их корректуры и профессиональной верстки, что будет способствовать творческому подходу в решении задач в области профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-34 готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня
ПК-36 готовностью к производительному труду
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности основных видов печатной продукции и их изготовление, технологию типографской и дизайнерской работы;
- функциональные и эстетические требования, предъявляемые к изготовлению объектов графического дизайна;
- цветовое и декоративное оформление объектов графического дизайна;
- основные типы шрифтов и их происхождение
3.2.Уметь:
3.2.1.- классифицировать объекты печатной продукции графического дизайна;
- обращаться с графическими программами Adobe Illustrator, Corel Draw, Adobe InDesign и др.,
- владеть основами проектирования плакатов, буклетов, логотипов, визиток и пр., создать макет печатной продукции (верстка);
- уметь строить шрифты и применять их в проектировании печатной продукции
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть специализированными программами для проектирования
- ознакомиться с основными понятиями о возможностях изготовления рекламной продукции на основе программы Adobe Illustrator, Corel Draw, Adobe InDesign
- создание презентации (слайд-шоу) с использованием графических программ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История шрифта. Понятия стиля. Кернинг и интерлиньяж вручную. Дизайн текстовых форм и иллюстрирование. Правила набора. Классическая книжная типографика.
1.1. Введение. Существо учебной дисциплины, ее методы, основные понятия и термины Лекции 5 1 ПК-34, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.2. Введение. История развития письма Лекции 5 1 ПК-34, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.3. Графическая работа Исторические шрифты Сам. работа 5 8 ПК-34, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.4. Практика работы со шрифтами Практические 5 1 ПК-34, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.5. Графическая работа. Цифровые шрифты. Сам. работа 5 8 ПК-34, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Дизайн текстовых форм и иллюстрирование. Правила набора. Классическая книжная типографика. Пропорции, форматы. Типографские сетки
2.1. Удобочитаемость текстового набора Практические 5 1 ПК-34, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.2. Основы технологии полиграфического процесса Сам. работа 5 8 ПК-34, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.3. Дизайн текстовых форм Практические 5 2 ПК-34, ПК-36 Л3.2, Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.4. Макет буклета Практические 5 6 ПК-34, ПК-36 Л3.2, Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.5. Иллюстрирование художественной литературы Сам. работа 5 8 ПК-34, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.6. Иллюстрирование Сам. работа 5 9 ПК-34, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.7. Полиграфический процесс и цветоделение Сам. работа 5 4 ПК-34, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.8. Макет календарь настольный Практические 5 4 ПК-34, ПК-36 Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.9. Подготовка издания для полиграфического репродуцирования Сам. работа 5 4 ПК-34, ПК-36 Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.10. Иллюстрирование художественной литературы Практические 5 4 ПК-34, ПК-36 Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.11. Основные полиграфические материалы Практические 5 2 ПК-34, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.12. Технология формных процессов, печатных процессов, послепечатных процессов. Практические 5 2 ПК-34, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.13. Оформление печатных изданий Лекции 5 2 ПК-34, ПК-36 Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.14. Шрифты: основные параметры цифровых шрифтов, правила построения, пропорции, виды цифровых шрифтов Сам. работа 5 8 ПК-34, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.15. Макет театральной програмки Сам. работа 5 4 ПК-34, ПК-36 Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.16. Внешнее оформление книги,типы обложек и переплеты Практические 5 4 ПК-34, ПК-36 Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.17. Многостраничные документы. Методы работы со страницами публикации. Сбор из отдельных частей. Раздельная пагинация глав. Оглавление. Создание алфавитного указателя Сам. работа 5 4 ПК-34, ПК-36 Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.18. Макет портфолио Сам. работа 5 2 ПК-34, ПК-36 Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.19. Полиграфические технологии подготовки изображений к репродуцированию Сам. работа 5 2 ПК-34, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.20. Экзамен 5 9 ПК-34, ПК-36 Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Поляков, В. А. Разработка и технологии производства рекламного продукта: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0A785AA3-6C5E-4A15-90CA-0F94618AC3B4
Л1.2 С.А. Муртазина, В.В. Хамматова. История графического дизайна и рекламы: учеб. пособие Казанский национальный исследовательский технологический университет/"ЭБС Лань", 2013 e.lanbook.com
Л1.3 Клещев О. И. Технологии полиграфии: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Архитектон, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. : Учебное пособие М.: Омега-Л, //"ЭБС" Университетская библиотека онлайн", 2009. books.totalarch.com
Л2.2 Курушин, В.Д. Графический дизайн и реклама : учебное пособие Издательство "ДМК Пресс"// "ЭБС Лань", 2008 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
Л3.2 Головко С. В. Дизайн деловых периодических изданий: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115037
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Графический дизайн seyakovl.narod.ru
Э2 Графический дизайн в современной России www.ref.by
Э3 Графический дизайн,фирменный стиль rosdesign.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-выполнение практических графических художественно-творческих работ;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.