Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.04. Политология |
Профиль | Политическое управление и PR |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_04_ПУ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18 | 15 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 | 20 | 20 |
Практические | 32 | 32 | 30 | 30 | 62 | 62 |
Сам. работа | 30 | 30 | 77 | 77 | 107 | 107 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 144 | 144 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., проф. Я.Ю. Шашкова
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Современные направления политической науки» являются формирование у магистрантов целостного представления о новых течениях, школах, теориях в политологии, проблемах, нашедших отражение в современной политологии, а также тенденциях развития современных политологических исследований. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
ОПК-3 | Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа |
ПК-2 | Способен самостоятельно планировать и проводить исследования в сфере политической науки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные подходы политической философии к анализу политической жизни, взаимовлияние политической философии и социологии в процессе познания политического мира; общенаучную и политологическую терминологию, используемую в познании политического мира; особенности, механизмы, элементы и факторы политического познания, роль истины и теории в политическом познании¸ значение понимания в политике. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать абстрактное мышление для анализа и синтеза идей, принципов политической философии и социологии; работать с оригинальными философскими и социологическими текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями; давать оценку политическим явлениям, обнаруживать связь между политическими процессами и экономическими, культурными и социальными факторами, а также развитием политической системы в целом. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками анализа политико-философских концепций и парадигм с целью выявления новых тенденций в социальной и политической жизни для формирования успешной жизненной стратегии; навыками организации и планирования своей деятельности в соответствии с выявленными тенденциями; навыками обнаружения специфики подхода политической философии и социологии к изучению политических событий, процессов и явлений; навыками абстрактного мышления в процессе познания политического мира; навыками теоретизирования, использования общенаучной и политологической терминологии для понимания и познания политического мира. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в современную политическую науку | ||||||
1.1. | Предпосылки становления современной политической науки | Лекции | 1 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2 | |
1.2. | Политическая философия как основа современной политической науки | Сам. работа | 1 | 6 | Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.3. | Особенности развития политической науки в ХХ веке | Лекции | 1 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
1.4. | Интерпретации политики: классика и современность | Лекции | 1 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.5. | Бодрийяр об эволюции политики | Практические | 1 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.6. | Современные мыслители о политике | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.7. | Основные политологические школы в ХХ веке | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2 | |
1.8. | Основные политологические школы ХХ века | Лекции | 1 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2 | |
1.9. | Осбенности российской традиции в политике | Практические | 1 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
1.10. | Поведенческая школа и ее представители | Практические | 1 | 2 | ||
1.11. | Идеология и современные политические теории | Практические | 1 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2 | |
1.12. | Теории модернизации | Сам. работа | 1 | 4 | ||
1.13. | Первые модернизационные теории | Практические | 1 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
1.14. | Теории демократии | Лекции | 1 | 2 | ||
1.15. | Теории революции | Практические | 1 | 2 | ||
1.16. | Проблема свободы в политической науке | Практические | 1 | 2 | ||
1.17. | Проблема справедливости в политической науке | Практические | 1 | 4 | ||
1.18. | Теории власти и государства | Сам. работа | 1 | 4 | ||
1.19. | Теории власти | Практические | 1 | 2 | ||
1.20. | Теории войны и насилия в политической науке | Практические | 1 | 4 | ||
1.21. | Теории войны и насилия | Сам. работа | 1 | 8 | ||
1.22. | Философия ненасилия и ее значение | Практические | 1 | 2 | ||
1.23. | Государство в политической науке | Практические | 1 | 2 | ||
1.24. | Критика Л. Штраусом рационализма в политике | Практические | 1 | 2 | ||
1.25. | Человек в зеркале политической науки | Практические | 1 | 2 | ||
Раздел 2. Политические направления в политической науке конца ХХ и начала ХХI века | ||||||
2.1. | Модерн в политическом измерении | Лекции | 2 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2 | |
2.2. | Гиддент о модерне | Практические | 2 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2 | |
2.3. | Рождение постмодерна | Лекции | 2 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.4. | Ж. Бодрийяр | Практические | 2 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.5. | Отечественные мыслители о модерне | Практические | 2 | 4 | ||
2.6. | Модерн и постмодерн | Сам. работа | 2 | 8 | Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.7. | Характеристика постмодерна в политике | Лекции | 2 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2 | |
2.8. | Власть и государство в постмодерне | Лекции | 2 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2 | |
2.9. | Феминизм | Сам. работа | 2 | 6 | Л2.3, Л1.1, Л2.2 | |
2.10. | Феминистские направления в политической науке | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.11. | Феминистские теории политики | Практические | 2 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
2.12. | Постмодернизм в Российской науке | Сам. работа | 2 | 7 | ||
2.13. | Политическая теория | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.14. | Особенности познания в идеологиях и режимах | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.15. | Синергетический подход в политике | Практические | 2 | 4 | Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.16. | Синергетический подход и его потенциал | Сам. работа | 2 | 6 | ||
2.17. | мультикультурализм | Практические | 2 | 2 | ||
2.18. | Неореакция и либертарианство | Практические | 2 | 2 | ||
2.19. | Неореакция и либертарианство | Сам. работа | 2 | 6 | ||
2.20. | Теория мультикультурализма | Сам. работа | 2 | 6 | ||
2.21. | Парадоксы в политической науке | Сам. работа | 2 | 6 | Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.22. | Коммунитаризм | Практические | 2 | 4 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2 | |
2.23. | Коммунитаризм | Сам. работа | 2 | 6 | ||
2.24. | Новейшие теории демократии | Практические | 2 | 2 | ||
2.25. | Новейшие теории демократии | Сам. работа | 2 | 6 | ||
2.26. | Проблема идентичности в политической науке | Практические | 2 | 4 | ||
2.27. | Проблема идентичности | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы и задания к зачету. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гаджиев, К.С. | Введение в политическую философию : учебник | Логос, 2004 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84688 |
Л1.2 | Тощенко, Ж.Т., Бойков,В.Э., Волков, Ю.Е. и др. | Политическая социология : учебник | М. : Юнити-Дана, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118661 |
Л1.3 | Поздняков, Э.А | Философия политики : | М.: Весь Мир, 2014 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276915 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Баркалов, В.Я. | Методология политической науки : учеб. пособие | Барнаул : Си-пресс, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Алексеева, Т.А. | Современная политическая мысль (XX-XXI вв.). Политическая теория и международные отношения: учеб. пособие для вузов | М. : Аспект Пресс, 2015 | |
Л2.3 | В. В. Желтов, М. В. Желтов | Политическая социология: учеб. пособие | Кемерово: [Кузбассвузиздат], 2006 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС Юрайт | biblio-online.ru | ||
Э2 | Университетская библиотека on-line | www.biblioclub.ru | ||
Э3 | Проект "ПолитНаука - политология в России и мире" | www.politnauka.org | ||
Э4 | Российская национальная библиотека | www.nlr.ru | ||
Э5 | Публичная интернет-библиотека | http//: www.public.ru | ||
Э6 | Философский портал - гуманитарные науки и дисциплины, общественные науки и предметы | www.philosophy.ru | ||
Э7 | Виртуальный методический кабинет | read.virmk.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Аудиторные занятия со студентами по курсу «Политическая философия и социология» проходят в форме лекций и семинарских занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации об эволюции, состоянии и кризисных явлениях политической философии и социологии, их взаимобусловленности в интерпретации политических проблем и познании политического мира. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену. Семинарские занятия по курсу «Политическая философия и социология» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные компетенциями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса и использовать полученные навыки при написании исследовательской работы (ВКР). При подготовке к семинару студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к семинару следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой учебной и научной литературы, составит планы ответов на вопросы семинарского занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу семинарского занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на семинарское занятие. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Это - необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинарах проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану семинара дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях,публичные лекции, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем. С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по темам семинарских занятий. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций. |