Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Профиль | Политические теории, процессы и технологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 8 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | 3 (6) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | 17,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 34 | 34 | 34 | 34 | 68 | 68 |
Практические | 38 | 38 | 38 | 38 | 76 | 76 |
Сам. работа | 72 | 72 | 45 | 45 | 117 | 117 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 | 288 | 288 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой Профессор, д.п.н.Шашкова Я.Ю.
1.1. | Целью дисциплины «Политическая теория» является формирование у студентов целостного представления о современных процессах осмысления фундаментальных проблем политики, ее наиболее глубоких сущностных основаниях и способах ее познания, роли человека в политике и идеологических особенностях познания и интерпретации политического мира. В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи: знакомство с истоками и процессом становления политической теории, причинами ее кризиса в ХХ веке; анализ объективных оснований политики, специфики политического детерминизма, пространственных и временных характеристик политического мира, сущностных характеристик власти; изучение ценностного измерения политики, в т.ч. ее моральных оснований и возможностей, а также иных внеинституциональных проявлений политики; выявление специфики «политического человека», природы его творчества, политических ролей и политической самореализации индивида в политике; осуществление анализа особенностей познания политической реальности, специфики политического знания, в т.ч. познавательных возможностей различных политических парадигм; выявление структуры и смысла политического действия, его внешних условий и границ. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
ОПК-3 | Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности |
ПК-2 | Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном языке |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные понятия и теории политической философии, сущность подхода политической философии к анализу политических процессов и отношений, особенности обобщения данных в исследованиях политической философии, предпосылки и факторы формирования политического сознания и мировоззренческой позиции в целом. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | на основе философского анализа политических процессов формировать представление о политической сфере, режиме, ценностях, идеалах и мире политики в целом, его месте в жизни человека; анализировать и критически осмысливать мировоззренческие позиции. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | философского осмысления политических процессов и отношений; владения методами политической философии в исследовании политических проблем, интерпретации и обобщения данных о политических процессах и отношениях; формирования политического сознания и мировоззренческих ориентиров. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет и содержание политической теории | ||||||
1.1. | Эволюция понятия политической теории и ее природа политической теории | Лекции | 5 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 | |
1.2. | Политическая теория | Сам. работа | 5 | 4 | ||
1.3. | Кризис политической теории в ХХ веке | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
1.4. | Кризис политической теории в Хх веке | Практические | 5 | 2 | ||
1.5. | Подходы к пониманию политической теории и ее кризису | Лекции | 5 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.6. | Функции и виды политической теории | Лекции | 5 | 2 | ||
1.7. | Функции и типы политической теории | Сам. работа | 5 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 | |
1.8. | Политическая теория и политическая философия | Лекции | 5 | 2 | ||
1.9. | Связь политической философии и теории | Сам. работа | 5 | 4 | ||
1.10. | Политическая теория и идеология. Концепции идеологии В.Парето и К.Мангейма | Лекции | 5 | 2 | ||
Раздел 2. Теории политики и власти в ХХ веке | ||||||
2.1. | Многообразие подходов к трактовке политики в современных теориях. | Лекции | 5 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л1.2 | |
2.2. | Сущность и природа политического у К.Шмитта и Х. Арендт | Практические | 5 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л1.2 | |
2.3. | Сущность и природа политического | Сам. работа | 5 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л1.3 | |
2.4. | Политическое время и пространство в эпоху традиционализма, модерна и постмодерна | Сам. работа | 5 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л1.3 | |
2.5. | Политическое время и пространство в эпоху традиционализма, модерна и постмодерна. | Практические | 5 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л1.4 | |
2.6. | Осмысление власти в современных теориях | Лекции | 5 | 2 | Л1.1 | |
2.7. | Концепции власти в ХХ веке | Практические | 5 | 4 | Л1.1, Л2.2 | |
2.8. | Концепции власти в политической философии ХХ века | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.1, Л2.2 | |
2.9. | Теории политического режима | Лекции | 5 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 | |
2.10. | Тоталитаристика как теория тоталитарного режима | Лекции | 5 | 2 | ||
2.11. | Философия политического режима | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 | |
2.12. | Проблема государства в современной политической теории | Лекции | 5 | 2 | Л1.1, Л1.4 | |
2.13. | Современные теории государства | Практические | 5 | 2 | ||
2.14. | Образы современного российского государства | Практические | 5 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4 | |
2.15. | Образы современного российского государства | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.1, Л2.2 | |
2.16. | Политические философы ХХ века о государстве | Практические | 5 | 2 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
2.17. | Политические философы о государстве | Сам. работа | 5 | 4 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
Раздел 3. Идеологические варианты политических теорий | ||||||
3.1. | Политические ценности и идеологии | Лекции | 5 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
3.2. | Свобода в теориях политических мыслителей ХХ века | Практические | 5 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 | |
3.3. | Свобода в теориях политических мыслителей ХХ века | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
3.4. | Теория справедливости Дж. Ролза | Практические | 5 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
3.5. | Ф. Фукуяма о проблемах современной политики и мира | Практические | 5 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.4 | |
3.6. | Концепция Ф. Фукуямы. | Сам. работа | 5 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.4 | |
3.7. | Теория справедливости Дж. Ролза | Сам. работа | 5 | 3 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
3.8. | Концепции нового либерализма | Лекции | 5 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
3.9. | Дж.М. Кейнс и Ф.Хайек | Практические | 5 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
3.10. | Отражение связи экономики и политики в либеральных политических концепциях | Сам. работа | 5 | 5 | Л1.1, Л2.1 | |
3.11. | Проблема порядка и традиции в современном консерватизме | Лекции | 5 | 2 | ||
3.12. | Традиции в концепциях Р. Генона, М.Уакшотта. | Практические | 5 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
3.13. | Консервативные политические теории | Сам. работа | 5 | 6 | ||
3.14. | Концепция столкновенния цивилизаций С Хантингтона | Практические | 5 | 2 | ||
3.15. | Социалистические теории | Сам. работа | 5 | 6 | ||
3.16. | Справедливость и равенство в социалистических теориях | Лекции | 5 | 2 | ||
3.17. | Идеи фабианцев: природа и эволюция и значение | Лекции | 5 | 2 | ||
3.18. | Образ общественного идеала в социалистических теориях | Практические | 5 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
3.19. | Общественный идеал | Сам. работа | 5 | 6 | ||
3.20. | Концепция А.Грамши и Э. Карделя | Практические | 5 | 2 | ||
3.21. | Концепции китайских коммунистов: Мао Дзедун и Дэн Сяопин. | Практические | 5 | 2 | ||
3.22. | Идеи анархизма в современных теориях | Лекции | 5 | 2 | ||
3.23. | Проблемы политики в концепции Н.Хомского | Практические | 5 | 2 | ||
3.24. | Анархисиские теории | Сам. работа | 5 | 6 | ||
Раздел 4. Проблема человека в политической теории | ||||||
4.1. | Политическая антропология: предмет и значение | Лекции | 6 | 2 | Л2.2, Л1.4 | |
4.2. | Предмет и принципы политической антропологии | Сам. работа | 6 | 2 | ||
4.3. | Проблема влияния личности на политические события | Практические | 6 | 2 | ||
4.4. | Проблема идентичности в политической теории | Лекции | 6 | 2 | ||
4.5. | Проблема влияния личности на политические события в политических концепциях | Сам. работа | 6 | 4 | Л2.1, Л1.4 | |
4.6. | Политический человек у Г.Лассуэлла и А.С.Панарина | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
4.7. | Бюрократ и чиновник в политических теориях | Лекции | 6 | 2 | Л2.2, Л1.2, Л1.4 | |
4.8. | Бюрократ и чиновник в политических теориях | Сам. работа | 6 | 4 | Л2.2, Л1.2, Л1.4 | |
4.9. | Человек массы и толпы | Сам. работа | 6 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3 | |
4.10. | Человек массы и толпы в концепциях западных мылителей ХХ века | Лекции | 6 | 2 | ||
4.11. | Человек массы и толпы в концепциях западных мылителей ХХ века | Практические | 6 | 2 | ||
4.12. | Человек массы и толпы в концепциях отечественных мыслителей | Практические | 6 | 2 | Л2.2, Л1.2, Л1.4 | |
4.13. | Отечественные концепции бюрократии | Практические | 6 | 2 | Л2.2, Л1.3, Л1.4 | |
4.14. | Профессиональные политики в зеркале политической теории | Лекции | 6 | 2 | Л2.2, Л1.4 | |
4.15. | Бюрократ как политический тип человека | Сам. работа | 6 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4 | |
4.16. | Интеллектуалы в политике | Лекции | 6 | 2 | Л2.2, Л1.3 | |
4.17. | Интеллигенция в концепциях отечестивенных мыслителей | Практические | 6 | 4 | Л1.1 | |
4.18. | Интеллигенция в политической жизни России | Сам. работа | 6 | 4 | Л2.1, Л1.4 | |
4.19. | Человек в переходной эпохе. | Практические | 6 | 2 | ||
4.20. | Человек в контексте идеологий: пример национал-социализма | Практические | 6 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 | |
4.21. | Человек в контексте идеологий | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 | |
Раздел 5. Познание в политической теории | ||||||
5.1. | Парадигмы политического знания | Лекции | 5 | 2 | Л1.1, Л2.2 | |
5.2. | Проблема критерия рационального и иррационального в политике у М.Вебера и К.Витгенштейна | Практические | 6 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 | |
5.3. | Рациональное и иррациональное в политике | Сам. работа | 6 | 0 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 | |
5.4. | Концепция знания К.Мангейма | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л1.2 | |
5.5. | Политическое образование в концепциях политических мыслителей ХХ века. | Лекции | 6 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 | |
5.6. | Политический язык в контекте политической теории | Практические | 6 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 | |
5.7. | Политический язык | Сам. работа | 6 | 3 | Л2.2, Л1.2, Л1.3 | |
5.8. | : вариант Х. Арендт. | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л1.2 | |
Раздел 6. Политическая практика в политических теориях сиология | ||||||
6.1. | Мир как политический феномен | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л1.3 | |
6.2. | Война в политических теориях | Практические | 6 | 2 | ||
6.3. | Философия войны | Практические | 6 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 | |
6.4. | Философские основания войны | Сам. работа | 6 | 3 | Л1.1, Л2.2, Л1.3 | |
6.5. | Концепции политической модернизации: природа и эволюция | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л1.4 | |
6.6. | Концепции политической модернизации | Практические | 6 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4 | |
6.7. | Политическая теория революции | Лекции | 6 | 2 | ||
6.8. | Революции: многообразие концепций (Х.Арендт и др.) | Практические | 6 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л1.3 | |
6.9. | Реформы и изменения. | Лекции | 6 | 2 | ||
6.10. | Современные отечественные мысоитеои о реформах | Практические | 6 | 2 | ||
6.11. | Философский анализ реформ и революций | Сам. работа | 6 | 6 | Л1.1, Л2.2, Л1.4 | |
6.12. | Насилие и ненасилие в политической теории | Практические | 6 | 2 | Л1.1, Л2.2, Л1.4 | |
6.13. | Насилие в политике | Сам. работа | 6 | 3 | Л1.1, Л2.2, Л1.4 | |
Раздел 7. Новейшие теории | ||||||
7.1. | Модерн и постмодерн в политической теории | Лекции | 6 | 4 | ||
7.2. | Модерн и постмодерн в политической теории | Сам. работа | 6 | 6 | ||
7.3. | Феминизм и коммунитаризм | Лекции | 6 | 2 | ||
7.4. | Современные феминистские теории | Практические | 6 | 2 | ||
7.5. | Коммунитаризм | Практические | 6 | 2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы и тестовые задания к экзамену, примерную тематику курсовых работ. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См.ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в отдельном приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | К. С. Гаджиев | Политология: учебник | М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/0EF53660-8133-4D34-8097-AEE9D984937E |
Л1.2 | Гаджиев К.С. | Введение в политическую философию : учебное пособие | М. : Логос, 2004 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84688(15.03.2017). |
Л1.3 | Поздняков Э.А. | Философия политики: | М. : Весь Мир,, 2014 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276915 (15.03.2017) |
Л1.4 | Пивоев, В.М. | Философия и психология политики : учебное пособие | М. : Директ-Медиа,, 2013 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227300 (15.03.2017 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Сирота Н.М. | Идеология и политика: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
Л2.2 | Алексеева Т.А. | Современная политическая мысль (XX-XXI вв.). Политическая теория и международные отношения : учеб. пособие для вузов | М. : Аспект Пресс,, 2015 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
Э2 | Обзор проектов фонда, направленных на развитие идей либерализма в России | www.liberal.ru | ||
Э3 | Проект "ПолитНаука - политология в России и мире" | www.politnauka.org | ||
Э4 | ЭБС Юрайт | biblio-online.ru | ||
Э5 | Публичная интернет-библиотека | http//: www.public.ru | ||
Э6 | Университетская библиотека on-line | www.biblioclub.ru | ||
Э7 | Виртуальный методический кабинет | read.virmk.ru | ||
Э8 | Философский портал - гуманитарные науки и дисциплины, общественные науки и предметы. | www.philosophy.ru | ||
Э9 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MicrosoftWindows MicrosoftOffice 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Аудиторные занятия со студентами по дисциплине «Политическая теория» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о проблематичности определения предметного поля политической философии, подходах к пониманию политики, ее функциях и признаках, о власти и ее основных характеристиках, философии государства, сущности и природе политических ценностей, политического сознания и идеологии , предмете и содержании политической антропологии, политическом человеке и его основных типах, философии мира, парадигмах политического знания, специфике познания в политике, политических теориях. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену. Практические занятия по дисциплине «Политическая философия» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные компетенциями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал в исследовательской работе при написании курсовой работы и приобрести навыки участия в дискуссии по проблемам политической жизни. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и практические задания будут обсуждаться на этом занятии и какая литература рекомендуется к данному занятию. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме данного занятия и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой учебной и научной литературы, составить планы ответов на практические задания данного занятия. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Это - необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практических занятиях проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения дисциплины и приветствуется преподавателем. С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по темам практических занятий. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций. |