МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в профессиональную деятельность (адаптивная дисциплина для лиц с ограниченными возможностями здоровья)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильПолитическое управление и PR
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_ПУ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 96
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 96 96 96 96
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филос.н., доцент, Заусаева Наталья Александровна

Рецензент(ы):
к.пол.н., доцент, Асеева Татьяна Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Введение в профессиональную деятельность (адаптивная дисциплина для лиц с ограниченными возможностями здоровья)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.04 Политология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №654)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Профессор, д.п.н.Шашкова Я.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой Профессор, д.п.н.Шашкова Я.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.целью дисциплины «Введение в профессиональную деятельность» является формирование у магистрантов целостного представления о возможных сферах деятельности выпускника по специальности "Политическое управление и PR", знакомство с политикой, ее интерпретациями и сферами практической реализации, политической наукой и ее современными достижениями, спецификой формирования политологического образования в России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен организовывать и координировать проведение политических кампаний различного формата, организовывать управленческие процессы и разрабатывать политико-управленческие решения в органах власти, в аппарате политических партий и общественно-политических объединений, международных организаций, органах местного самоуправления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные интерпретации политики, ее функции; содержание, и основные этапы становления политической науки, ее особенности в ХХ веке; основные политологические школы; профессии в рамках политологической специальности, в первую очередь особенности профессии политика; основные требования к специалисту в области политической науки; формы социальной и этической ответственности за принимаемые решения
3.2.Уметь:
3.2.1.вычленять основные цели деятельности в различных сферах профессиональной деятельности политолога, учитывая возможность возникновения нестандартных ситуаций; предвидеть этическую и социальную ответственность за принимаемые решения в сфере управления и PR.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками и готовностью действовать в нестандартных ситуациях в сфере своей профессиональной деятельности; нести социальную и этическую ответственность за принятые решения в сфере управления и PR.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Эволюция представлений о политике
1.1. Основные этапы формирования представлений о политике. Лекции 1 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.2. Основные этапы формирования представлений о политике Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. Политика как сфера жизнедеятельности общества. Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.4. Основные свойства политики Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.2, Л2.3
1.5. Связь политики с другими сферами общества Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Эволюция представлений о предмете политической науки
2.1. Ч.Мерриам о достижениях и проблемах политической науки Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.2, Л2.3
2.2. Ч. Мерриам о достижениях и проблемах политической науки Практические 1 2 ПК-1 Л1.2, Л2.3
2.3. Основные американские политологические школы. Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.2, Л2.3
2.4. Становление этнополитики и политической регионалистики как разделов политической науки Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.5. М.Вебер о политической науке. Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.2, Л2.3
2.6. Основные этапы формирования представлений о политике. Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.7. Политическая наука в России. Сам. работа 1 6 ПК-1 Л1.2, Л2.2
2.8. Основные открытия в области политической науки в ХХ веке Сам. работа 1 6 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Профессиональные политики
3.1. Профессиональные политики в зеркале политической мысли ХХ века. Лекции 1 2 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. М. Вебер о политиках. Сам. работа 1 4 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Типы и свойства профессиональных политиков. Практические 1 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Многообразие типов профессиональных порлитиков Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.2, Л2.2
3.5. Свойства профессиональных политиков Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Профессиональные политики в современной России Сам. работа 1 6 ПК-1 Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Место политолога в системе профессиональной подготовки в области политической науки.
4.1. Требования к специалистам в области политической науки. Лекции 1 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Профессии в области политики. Практические 1 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Профессии в области политики Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.2, Л2.1
4.4. Становление профессионального образования в области политики в Западных странах Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.5. Известные политологи современности, их роль в формировании политики и развитии политической науки. Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.2, Л2.2
4.6. Эволюция профессиональных стандартов в области политологии. Сам. работа 1 6 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.7. Развитие политических исследований в области этнополитики и политической регионалистики Сам. работа 1 6 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.8. Особенности становления политологического образования в современной России. Сам. работа 1 6 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические и тестовые задания, вопросы и задания к зачету.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Фонд оценочных средств в отдельном приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории : учеб. пособие М. : РУДH, , 2012
Л1.2 Пугачев В,П. Введение в политологию: Учебник для вузов М.: Аспект Пресс, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Профессиональная этика и служебный этикет : / под ред. В.Я. Кикоого. : учебник М. : Юнити-Дана, 2015
Л2.2 Камардина, А.А. Профессиональная этика : учебное пособие Оренбург : Оренбургский государственный университет, ,2013
Л2.3 Алексеева , Т.А. Современная политическая мысль (XX-XXI вв.). Политическая теория и международные отношения: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2015
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационный сайт политических комментариев www.politcom.ru
Э2 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э3 Проект "ПолитНаука - политология в России и мире" www.politnauka.org
Э4 Публичная интернет-библиотека http//: www.public.ru
Э5 Центр Социологического и Политологического Образования www.sociology.ru
Э6 Сайт гильдии политконсультантов izbass.ru
Э7 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Введение в профессиональную деятельность (адаптивная дисциплина для лиц с ограниченными возможностями здоровья)» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации об эволюции представлений о политике и этапах формирования политической науки, о предмете политической науке и ее содержании, о представлениях о профессиональных политиках, сформировавшихся в ХХ веке, о требованиях к специалисту в области политической науки, сформулированные Б. Жувенелем на конгрессе МАПН в 1964 г. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Семинарские занятия по курсу «Введение в профессиональную деятельность (адаптивная дисциплина для лиц с ограниченными возможностями здоровья)» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные компетенциями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал и приобрести навыки участия в дискуссии при обсуждении проблем курса.
При подготовке к семинару студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и практические задания будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к семинару следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой учебной и научной литературы, составит планы ответов на вопросы семинарского занятия.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Это - необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинарах проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану семинара дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем. Особое внимание при изучении данного курса следует уделить работам о политике основоположников современной политической науки - Ч.Мерриама и М. Вебера. Последний впервые обобщил представления о политиках и о специалистах в области политической науки, сформулировал принципы познания политики и преподавания политической науки.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по темам семинарских занятий. В частности, в ходе изучаемого курса студенту предлагается подготовить небольшой доклад для обсуждения на семинарском занятии об одной из политологических школ ХХ века. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.