МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы менеджмента

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Горбунов Юрий Вадимович

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Основы менеджмента

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н.,доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н.,доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основная цель курса – изложение системы научных знаний, которая составляет теоретические и практические основы современного менеджмента, обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями, а также формирование менеджерских навыков у студентов.
Задачи:
- сформировать понимание основных процессов управления организацией в условиях рынка;
- выявить общие характеристики в деятельности всех организаций, особенности работы менеджеров, функции и методы управления;
- рассмотреть процесс принятия управленческих решений;
- познакомить студентов с различными типами организационных структур и особенностями внутриорганизационных коммуникаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.В ходе изучения дисциплины студенты должны знать:
- методологические основы менеджмента и его инфраструктуру
- основы менеджмента
3.2.Уметь:
3.2.1.- находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований
- организовывать деятельность подчиненных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
- навыками организации деятельности подчиненных

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи учебной дисциплины
1.1. Методологические основы менеджмента Лекции 4 4 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.2. Методологические основы менеджмента Практические 4 4 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.3. Методологические основы менеджмента Сам. работа 4 6 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.4. Управление во внешней и внутренней среде организации Лекции 4 2 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.5. Управление во внешней и внутренней среде организациивнутренней Практические 4 4 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.6. Управление во внешней и внутренней среде организациивнутренней Сам. работа 4 6 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.7. Процесс и процедура принятия решения Лекции 4 2 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.8. Процесс и процедура принятия решения Практические 4 2 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.9. Процесс и процедура принятия решения Сам. работа 4 6 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.10. Организационные структуры управления Лекции 4 2 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.11. Организационные структуры управления Практические 4 2 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.12. Организационные структуры управления Сам. работа 4 4 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.13. Функции менеджмента и их взаимосвязь Лекции 4 4 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.14. Функции менеджмента и их взаимосвязь Практические 4 4 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.15. Функции менеджмента и их взаимосвязь Сам. работа 4 4 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.16. Групповая динамика и руководство Лекции 4 4 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.17. Групповая динамика и руководство Практические 4 2 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.18. Групповая динамика и руководство Сам. работа 4 10 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.А. Петров, С.В. Мелихов Основы менеджмента : Учебное пособие Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2010, 03.07.2017 biblioclub.ru
Л1.2 М.М. Максимцова, М.А. Комарова Менеджмент: Учебник М. : Юнити-Дана, 2015, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115008
Л1.3 В.В. Лукашевич, И.В. Бородушко Основы менеджмента: Учебник М. :Юнити-Дана, 2015, 03.07.2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118632
Л1.4 Н.Л. Карданская Принятие управленческого решения: Учебник для вузов М. :Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Маслова, Е.Л Теория менеджмента: Практикум для бакалавров М.: Дашков и К, 2014 e.lanbook.com
Л2.2 К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин Управленческие решения : Учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», , 2020 biblioclub.ru
Л2.3 А. А. Одинцов Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/66F6B5AD-1104-4E97-946E-C5F5A021280D.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.aup.ru (Административно-управленческий портал).
Э2 2. www.fcsm.ru (Федеральная служба по финансовым рынкам).
Э3 3. www.cfin.ru (Корпоративный менеджмент).
Э4 4. www.kommersant.ru (Коммерсант).
Э5 5. www.raexpert.ru («ЭкспертРА»).
Э6 6. www.change-russia.com (Ассоциация менеджеров по управлению изменениями).
Э7 7. www.amr.ru (Ассоциация менеджеров России).
Э8 8. www.stplan.ru (Стратегическое управление и планирование).
Э9 9. www.StrategPlann.ru (Стратегическое планирование и стратегическое управление).
Э10 10. www.InvenTech.ru (Центр креативных технологий).
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант+, Гарант

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.