МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы менеджмента

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Горбунов Юрий Вадимович

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Основы менеджмента

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н.,доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н.,доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основная цель курса – изложение системы научных знаний, которая составляет теоретические и практические основы современного менеджмента, обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями, а также формирование менеджерских навыков у студентов.
Задачи:
- сформировать понимание основных процессов управления организацией в условиях рынка;
- выявить общие характеристики в деятельности всех организаций, особенности работы менеджеров, функции и методы управления;
- рассмотреть процесс принятия управленческих решений;
- познакомить студентов с различными типами организационных структур и особенностями внутриорганизационных коммуникаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.В ходе изучения дисциплины студенты должны знать:
- методологические основы менеджмента и его инфраструктуру
- основы менеджмента
3.2.Уметь:
3.2.1.- находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований
- организовывать деятельность подчиненных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
- навыками организации деятельности подчиненных

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи учебной дисциплины
1.1. Методологические основы менеджмента Лекции 4 4 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.2. Методологические основы менеджмента Практические 4 4 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.3. Методологические основы менеджмента Сам. работа 4 6 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.4. Управление во внешней и внутренней среде организации Лекции 4 2 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.5. Управление во внешней и внутренней среде организациивнутренней Практические 4 4 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.6. Управление во внешней и внутренней среде организациивнутренней Сам. работа 4 6 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.7. Процесс и процедура принятия решения Лекции 4 2 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.8. Процесс и процедура принятия решения Практические 4 2 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.9. Процесс и процедура принятия решения Сам. работа 4 6 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.10. Организационные структуры управления Лекции 4 2 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.11. Организационные структуры управления Практические 4 2 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.12. Организационные структуры управления Сам. работа 4 4 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.13. Функции менеджмента и их взаимосвязь Лекции 4 4 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.14. Функции менеджмента и их взаимосвязь Практические 4 4 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.15. Функции менеджмента и их взаимосвязь Сам. работа 4 4 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.16. Групповая динамика и руководство Лекции 4 4 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.17. Групповая динамика и руководство Практические 4 2 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.18. Групповая динамика и руководство Сам. работа 4 10 ОК-3, ПК-18 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.А. Петров, С.В. Мелихов Основы менеджмента : Учебное пособие Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2010, 03.07.2017 biblioclub.ru
Л1.2 М.М. Максимцова, М.А. Комарова Менеджмент: Учебник М. : Юнити-Дана, 2015, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115008
Л1.3 В.В. Лукашевич, И.В. Бородушко Основы менеджмента: Учебник М. :Юнити-Дана, 2015, 03.07.2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118632
Л1.4 Н.Л. Карданская Принятие управленческого решения: Учебник для вузов М. :Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Маслова, Е.Л Теория менеджмента: Практикум для бакалавров М.: Дашков и К, 2014 e.lanbook.com
Л2.2 К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин Управленческие решения : Учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», , 2020 biblioclub.ru
Л2.3 А. А. Одинцов Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/66F6B5AD-1104-4E97-946E-C5F5A021280D.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.aup.ru (Административно-управленческий портал).
Э2 2. www.fcsm.ru (Федеральная служба по финансовым рынкам).
Э3 3. www.cfin.ru (Корпоративный менеджмент).
Э4 4. www.kommersant.ru (Коммерсант).
Э5 5. www.raexpert.ru («ЭкспертРА»).
Э6 6. www.change-russia.com (Ассоциация менеджеров по управлению изменениями).
Э7 7. www.amr.ru (Ассоциация менеджеров России).
Э8 8. www.stplan.ru (Стратегическое управление и планирование).
Э9 9. www.StrategPlann.ru (Стратегическое планирование и стратегическое управление).
Э10 10. www.InvenTech.ru (Центр креативных технологий).
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант+, Гарант

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.