МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы менеджмента

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz38_03_02_Мен-5-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Горбунов Юрий Вадимович

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Основы менеджмента

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н.,кан. Рудакова Олксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н.,кан. Рудакова Олксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основная цель курса – изложение системы научных знаний, которая составляет теоретические и практические основы современного менеджмента, обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями, а также формирование менеджерских навыков у студентов.
Задачи:
- сформировать понимание основных процессов управления организацией в условиях рынка;
- выявить общие характеристики в деятельности всех организаций, особенности работы менеджеров, функции и методы управления;
- рассмотреть процесс принятия управленческих решений;
- познакомить студентов с различными типами организационных структур и особенностями внутриорганизационных коммуникаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности
ПК-1 владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методы поиска нормативных документов
- теории мотивации, лидерства и власти
3.2.Уметь:
3.2.1.- находить необходимые нормативные документы
- применять теории мотивации, лидерства и власти в решении управленческих задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности
- навыками использования теорий мотивации в управлении организацией

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи учебной дисциплины
1.1. Методологические основы менеджмента Лекции 1 1 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.2. Методологические основы менеджмента Практические 1 0 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.3. Методологические основы менеджмента Сам. работа 1 16 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.4. Управление во внешней и внутренней среде организации Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.5. Управление во внешней и внутренней среде организациивнутренней Практические 1 0 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.6. Управление во внешней и внутренней среде организациивнутренней Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.7. Процесс и процедура принятия решения Лекции 1 1 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.8. Процесс и процедура принятия решения Практические 1 1 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.9. Процесс и процедура принятия решения Сам. работа 1 16 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.10. Организационные структуры управления Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.11. Организационные структуры управления Практические 1 1 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.12. Организационные структуры управления Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.13. Функции менеджмента и их взаимосвязь Лекции 1 1 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.14. Функции менеджмента и их взаимосвязь Практические 1 0 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.15. Функции менеджмента и их взаимосвязь Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.16. Групповая динамика и руководство Лекции 1 1 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.17. Групповая динамика и руководство Практические 1 0 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.18. Групповая динамика и руководство Сам. работа 1 10 ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.А. Петров, С.В. Мелихов Основы менеджмента : Учебное пособие Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2010, 03.07.2017 biblioclub.ru
Л1.2 М.М. Максимцова, М.А. Комарова Менеджмент: Учебник М. : Юнити-Дана, 2015, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115008
Л1.3 В.В. Лукашевич, И.В. Бородушко Основы менеджмента: Учебник М. :Юнити-Дана, 2015, 03.07.2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118632
Л1.4 Н.Л. Карданская Принятие управленческого решения: Учебник для вузов М. :Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин Управленческие решения : Учебник «Дашков и К°», , 2023 biblioclub.ru
Л2.2 Маслова, Е.Л Теория менеджмента: Практикум для бакалавров М.: Дашков и К, 2014 e.lanbook.com
Л2.3 А. А. Одинцов Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/66F6B5AD-1104-4E97-946E-C5F5A021280D.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.aup.ru (Административно-управленческий портал).
Э2 2. www.fcsm.ru (Федеральная служба по финансовым рынкам).
Э3 3. www.cfin.ru (Корпоративный менеджмент).
Э4 4. www.kommersant.ru (Коммерсант).
Э5 5. www.raexpert.ru («ЭкспертРА»).
Э6 6. www.change-russia.com (Ассоциация менеджеров по управлению изменениями).
Э7 7. www.amr.ru (Ассоциация менеджеров России).
Э8 8. www.stplan.ru (Стратегическое управление и планирование).
Э9 9. www.StrategPlann.ru (Стратегическое планирование и стратегическое управление).
Э10 10. www.InvenTech.ru (Центр креативных технологий).
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.