Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 48 | 48 | 48 | 48 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф., Лукашевич Е.В.
1.1. | Дать представление о взаимодействии современных информационных систем и современных СМИ, использовании современных медиатехнологий в деятельности журналиста, а также в различных аспектах жизни мирового сообщества |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
УК-1 | Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
ОПК-6 | Способен использовать в профессиональной деятельности современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | принципы сбора, отбора и обобщения информации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках выбранных видов профессиональной деятельности; анализировать проблемную ситуацию, выделяя её базовые составляющие, осуществлять декомпозицию поставленной задачи; предлагать различные варианты решения проблемной ситуации, оценивая их достоинства и недостатки; отбирать для осуществления профессиональной деятельности необходимое техническое оборудование и программное обеспечение |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт библиографического поиска, создания научных текстов; навыками эксплуатации современных стационарных и мобильных цифровых устройств на всех этапах создания журналистского текста и (или) продукта |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Информационное общество: этапы становления и роль информационных технологий | ||||||
1.1. | Научно-технические революции и переход от индустриального к постиндустриальному обществу. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-6, УК-1 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Место и значение новых медиатехнологий в современном обществе | Практические | 3 | 2 | ОПК-6, УК-1 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.3. | Книга М. Маклюэна «Медиа – это сообщение». Проиллюстрируйте мысль автора на материалах какого-либо издания | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-6, УК-1 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Информационно-коммуникационные технологии: основные понятия. Технические особенности функционирования информационных систем и организации передачи информации. | ||||||
2.1. | Понятие, структура и основные типологии информационных технологий. Основные информационные процессы в системах. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-6, УК-1 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Особенности функционирования языка СМИ в Интернете | Практические | 3 | 2 | ОПК-6, УК-1 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Дискуссия «Новые медиа, или телевизор мертв» | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-6, УК-1 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.4. | Эссе на тему «Газета 2029 года, или как я вижу будущее медиа» | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-6, УК-1 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.5. | Виртуальная медийная среда. Создание сайта. Специфика блога | Практические | 3 | 2 | ОПК-6, УК-1 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.6. | Опрос среди журналистов «Конвергентная в медиа: оптимизация рабочего процесса или усиление эксплуатации труда» | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-6, УК-1 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 3. Особенности современного информационного обмена и современные информационно-коммуникационные технологии | ||||||
3.1. | Парадигма Web2.0. Новые принципы организации и распределения информационных потоков. Концепция "глобального разума". Новые принципы организации работы информационных технологий. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-6, УК-1 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.2. | Современные информационные технологии и сервисы сети Интернет. Принципы организации и особенности функционирования. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-6, УК-1 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.3. | Социальные сети и организация информационных потоков и взаимодействия в социальных сетях. Mash-up сервисы. Контент, сгенерированный пользователями (User-Generated Content). | Лекции | 3 | 4 | ОПК-6, УК-1 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.4. | Компьютерная верстка и дизайн печатных периодических изданий | Практические | 3 | 2 | ОПК-6, УК-1 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.5. | Сетевые СМИ как средство массовой информации и коммуникации | Практические | 3 | 2 | ОПК-6, УК-1 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.6. | Интернет как новая сфера функционирования массовых информационных и коммуникативных процессов | Практические | 3 | 2 | ОПК-6, УК-1 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.7. | Проанализируйте сайт Интернет-издания Colta с точки зрения видов мультимедиа и способов их применения. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-6, УК-1 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.8. | Презентация «Лица, без которых современные медиа выглядели бы иначе» | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-6, УК-1 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.9. | Презентация «Ключевые медиаперсоны в исторической ретроспективе» | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-6, УК-1 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.10. | Оцените степень валидности обратной связи на материалах комментариев к передаче «Особое мнение» радио «Эхо Москвы» | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-6, УК-1 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.11. | Написание реферата | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-6, УК-1 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мансуров, Александр Валерьевич | Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Коноплева, Ирина Аполлоновна | Информационные технологии : учебное пособие | Проспект, 2016 | |
Л1.3 | Диков А.В. | Интернет и Веб 2.0: Учебное пособие | М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Хроленко, А.Т. | Современные информационные технологии для гуманитария : практическое руководство : | Флинта, 2018 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Сотникова О. П. | Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2014 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
open office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Задания для практических занятий оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на семинарах; в случае пропуска занятия по уважительной причине ответ предоставляется в электронном виде. Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной). Зачет может быть выставлен автоматически, если студент выполнил необходимые задания в течение семестра на соответствующем уровне (исходя из представленных выше шкал оценивания). На ответ студенту отводится 35 минут. |