МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Массовая культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-34-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск, зав.каф., доцент, И.В.Черняева

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Массовая культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение теории и методологии исслеования массовых культурных процессов, новых методик для анализа продукции массовой культуры, влияния массовой культуры на различные социально-демографические группы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-2 способностью применять культуролоическое знание в профессиональной деятельности и социальной практике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание основных категорий массовой культуры
основные направления и формы развития массовой культуры
функции и элементы массовой культуры
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно находить дополнительную информацию для подготовки устных выступлений и письменных работ (рефератов, эссе)
логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию
критически анализировать информационные источники, научные тексты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.свободно ориентироваться в основных направлениях и формах развития массовой культуры
навыками выступления перед аудиторией, включая способы презентации материала
оперировать понятийным аппаратом дисциплины тем самым, повышая свою квалификацию и мастерство

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Массовая культура как социальное явление
1.1. Основные методологические подходы в осмыслении феномена массовой культуры. Основные функции и элементы массовой культуры Лекции 2 2 ОК-6, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Основные методологические подходы в осмыслении феномена массовой культуры. Основные функции и элементы массовой культуры Практические 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
1.3. Основные методологические подходы в осмыслении феномена массовой культуры. Основные функции и элементы массовой культуры Сам. работа 2 12 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Механизм и современные технологии распространения массовой культуры
2.1. Реклама как основной механизм распространения массовой культуры Лекции 2 2 ОК-6, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Реклама как основной механизм распространения массовой культуры Практические 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Реклама как основной механизм распространения массовой культуры Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Мода как элемент и канал распространения массовой культуры Лекции 2 2 ОК-6, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.5. Мода как элемент и канал распространения массовой культуры Практические 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.6. Мода как элемент и канал распространения массовой культуры Сам. работа 2 8 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.7. Виртуальность, интернет и конструирование идентичности в социологии массовой культуры Лекции 2 2 ОК-6, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.8. Виртуальность, интернет и конструирование идентичности в социологии массовой культуры Практические 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.9. Виртуальность, интернет и конструирование идентичности в социологии массовой культуры Сам. работа 2 6 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Современный кинематограф как элемент массовой культуры
3.1. Кинематограф как элемент и инструмент распространения массовой культуры Лекции 2 1 ОК-6, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Кинематограф как элемент и инструмент распространения массовой культуры Практические 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.3. Кинематограф как элемент и инструмент распространения массовой культуры Сам. работа 2 6 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Современная индустрия развлечений
4.1. Современная индустрия развлекательного досуга Лекции 2 1 ОК-6, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.2. Современная индустрия развлекательного досуга Практические 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.3. Современная индустрия развлекательного досуга Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 5. Массовая литература как общественно-историческое явление
5.1. Литературоведческие и социологические подходы к феномену массовой литературы Лекции 2 1 ОК-6, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.2. Литературоведческие и социологические подходы к феномену массовой литературы Практические 2 6 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.3. Литературоведческие и социологические подходы к феномену массовой литературы Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 6. Социальные следствия массовой культуры в российском обществе
6.1. Амбивалентность воздействия массовой культуры на различные социально-демографические группы Лекции 2 1 ОК-6, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.2. Амбивалентность воздействия массовой культуры на различные социально-демографические группы Практические 2 6 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.3. Амбивалентность воздействия массовой культуры на различные социально-демографические группы Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. ФОС в приложении к РПД
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС в приложении к РПД
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОС в приложении к РПД

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дианова, В. М., Солонин Ю.Н. Культурология: учебник для вузов Юрайт// ЭБС Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Багдасарьян Н.Г. Культурология : учебник и практикум Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Шапинская, Е.Н. Массовая культура: теории и практики: монография , 2017 https://e.lanbook.com/book/108013
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Новицкая Л.Ф. История и теория культуры: учебное пособие для академического бакалавриата Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС университетская библиотека online www.biblioclub.ru
Э3 Спор о массовом искусстве arzamas.academy
Э4 Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина: виртуальная версия www.m24.ru
Э5 Беньямин В. Произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости forlit.philol.msu.ru
Э6 Массовая культура portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
- На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте свой ответ, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.