МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы истории Новейшего времени

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. ф. н., доц., М. В. Давыденко

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Бочковская В.И.

Рабочая программа дисциплины
Основы истории Новейшего времени

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "Основы истории Новейшего времени» является формирование у студентов целостного представления о развитии западного общества в период XVII по ХХ вв., изучение закономерностей и основных этапов модернизации, формирование понимания логики развития революционных эпох, а также роли различных социальных слоёв, личностей и идей в истории.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и процесса развития истории искусства, роль насилия и толерантности в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- общие закономерности всемирно-исторического процесса
- основные движущие силы в развитии стран
- основные принципы политической организации общества
3.2.Уметь:
3.2.1.- систематизировать общественно-политическую информацию
- самостоятельно получать знания: углублять знания, уточнять по признакам понятий, отделять существенные признаки от несущественных
- уметь определять роль личности в истории
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыки формирования гражданской позиции на основе анализа основных этапов и закономерностей развития исторического общества
- навыки эффективного применения знаний для формирования патриотизма и интернациолизма

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы Новейшей истории
1.1. Основные понятия курса Лекции 4 2 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Страны Европы и Америки эпоху Новейшего времени: закономерности развития Лекции 4 2 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Происхождение Первой и Второй мировых войн Практические 4 2 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.4. Фашизм в европейских странах Сам. работа 4 30 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.5. Фашизм в европейских странах Практические 4 2 ОК-2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.6. НТР и постиндустриальное общество Сам. работа 4 32 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.7. Подготовка к практическому занятию "Авторитарные режимы в странах Европы и Америки в ХХ в." Сам. работа 4 32 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.8. Авторитарные режимы в странах Европы и Америки в ХХ в. Практические 4 2 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.9. Зачет 4 4 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Понятие и периодизация новейшей истории.
2.Происхождение Первой мировой войны.
3.Версальская система международных отношений: основные черты и этапы развития.
4.США и страны Европы в 1920-е годы.
5.Мировой экономический кризис. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта.
6.Итальянский фашизм.
7.Приход нацистов к власти в Германии.
8.Планы послевоенного мироустройства. Решения Ялтинской и Потсдамской конференций.
9.Западная Германия в 1945-1963 гг.
10.Политика «новых рубежей» Дж. Кеннеди. Война во Вьетнаме.
11.Режим Ш.де Голля во Франции (1958-1968 гг.).
21.ФРГ в годы правления «большой» и «малой» коалиции (1966-1982 гг.).
22.Куба при Ф. Кастро (1959-начало ХХ в.).
23.Неоконсервативная волна в странах Запада. «Рейганомика» и «тэтчеризм».
24.Франция в «эру Миттерана» (1981-1995 гг.).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 отв. ред. Пулько Г.Н. Всемирная история в 2 частях. История Нового и Новейшего времени: Учебник для академического бакалавриата Научная школа: Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург) // ЭБС "Юрайт", 2017 г. biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецов И.Н. История: учебное издание для бакакалавров "Дашков и К" // ЭБС "Лань", 2017 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Колокольцева, Наталья Юрьевна Учебная программа курса "История" : для бакалавров непрофильных направлений подготовки: Учебная программа курса Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2015 г. elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт "Военная литература" militera.lib.ru
Э2 Проект "Исторические материалы" istmat.info
Э3 Электронная библиотека исторического факультета МГУ им. М. Ломоносова www.hist.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к семинарским занятиям необходимо познакомиться с документами по соответствующей теме и использовать их в качестве основы своего ответа. Однако специфика языка документов, связь их с конкретными событиями требуют обращения к специальной литературе, которая позволит лучше понять и объяснить анализируемые документы.