МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Техническая эстетика и эргономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 153
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 153 153 153 153
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.филос, доцент, М. В. Давыденко

Рецензент(ы):
д.иск., зав. кафедрой, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Техническая эстетика и эргономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск. Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск. Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.раскрыть закономерности формирования предметного мира человека через изучение основ эстетической ценности товаров и эргономических особенностей человека, в связи с изменяющимся характером потребностей, моды, появлением новых материалов, совершенствованием технологий производства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-35 готовностью к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными требованиями эргономики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об особенностях предметного мира человека
о ценностной категории товаров
об эргономических функциях
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять основные проблемы и задачи технической эстетики;
определять значение эргономики в оптимизации связей и отношений в системе «человек-вещь-среда»;
выявлять функциональные возможности и способности человека в процессе производства
находить методологические подходы к решению дизайнерских и эргономических проблем
рационально и эффективно использовать информационные ресурсы при проектировании дизайн-объектов;
проводить эргономический анализ предметов и предметной среды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами и принципами системного проектирования в дизайне;
методам организации рабочей деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Техническая эстетика, дизайн и художественное конструирование
1.1. Техническая эстетика как наука, ее проблемы и основные задачи. Художественное конструирование как вид творческо-конструкторской деятельности, его особенности и значение в создании вещей, предметов, оборудования и техники. Лекции 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Дизайн как специфическая сфера деятельности по проектированию предметно-пространственной среды и ее отдельных компонентов. Лекции 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Единство эстетики и техники. Внедрение художественного конструирования во все области промышленного производства Сам. работа 5 37 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Стиль в дизайне. Стиль как структурное единство системы и приемов художественного выражения в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре, технике. Сам. работа 5 56 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Композиция в дизайне. Формообразование в технике
2.1. Факторы, определяющие композиционное решение проектируемых предметов. Основной закон композиции. Лекции 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Понятие о колорите и гармонических цветовых сочетаниях. Понятие o цвете. Лекции 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Объемно-пространственная структура как совокупность визуальных признаков, образующих форму предмета. Выразительность формы и внешний вид (стайлинг) изделия. Сам. работа 5 6 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Тектоника проектируемых объектов. Создание формы технических и бытовых объектов, особенности и закономерности. Лекции 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Создание формы технических и бытовых объектов, особенности и закономерности.Форма и мода. Практические 5 4 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Особенности зрительного восприятия предметной действительности. Оптический эффект. Оптические иллюзии восприятия линий, форм, цветового пятна Сам. работа 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Эргономическое обеспечение дизайн-проектирования
3.1. Эргономические требования к промышленным изделиям, окружающей среде и факторы, их определяющие. Лекции 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Эргономические свойства изделий. Эргономические требования к системе «человек-машина-среда». Сам. работа 5 14 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Оптимальные условия труда. Социально-психологические, антропометрические, психологические, психофизиологические, физиологические, гигиенические факторы, определяющие эргономические требования. Лекции 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Принципы организации рабочего места. НОТ. Сам. работа 5 10 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Комплекс санитарно-гигиенических условий труда. Практические 5 4 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Меры борьбы с вредными влияниями производственной среды. Сам. работа 5 4 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Эстетика рабочего места и производственной среды
4.1. Дизайн производственного оборудования, рабочей одежды. Средства эстетической организации среды Лекции 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Дизайн производственного оборудования, рабочего инструмента и рабочей одежды Лекции 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Эстетические условия, формируемые физической средой труда. Сам. работа 5 8 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Эстетические условия, формируемые предметной средой труда. Практические 5 4 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Цветовое решение интерьера. Использование цветовой информации. Практические 5 6 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.6. Организация зон отдыха. Мероприятия по обеспечению освещения, вентиляции, снижения шума, вибрации и др. Сам. работа 5 10 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.7. Оформление дизайн-проекта проектируемого объекта с учетом принципов технической эстетики, эргономики, эстетической ценности Сам. работа 5 6 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Курбацкая, Т.Б. Эргономика : учебное пособие Казань : Издательство Казанского университета, 2013 // ЭБС "Университетская библиотека "Онлайн", 2013 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=353494
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Захарченко, Т.Ю. История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 e.lanbook.com
Л2.2 Шокорова Л. В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве : учеб. пособие : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016. - 118 с.//ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.3 Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. : Учебное пособие М.: Омега-Л, //"ЭБС" Университетская библиотека онлайн", 2009. books.totalarch.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://letitbit.net/download/1494982/9368.97002d45f8d243aee873fe497/kiplik.rar.html
Э2 http://www.leo-life.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=364:sostav-akv&catid=57:mat-akvarel&Itemid=95
Э3 http://www.perfectart.ru/article/tehnika-zivopisi-akvarel.html
Э4 http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=494500
Э5 http://www.altai.chem.org.ru/chair/study/pomorov-decorate/index.shtml
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Техническая эстетика и эргономика» включает в себя лекционные и практические занятия. В процессе освоения дисциплины предусмотрена также самостоятельная работа студента, которая связана с изучением теоретического материала и выполнением практических работ.
В начале изучения дисциплины «Техническая эстетика и эргономика» студент должен ознакомиться с ее содержанием видом занятий, перечнем основной и дополнительной литературы.
Перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала надо обратиться к основным литературным источникам или к лектору по графику его консультаций или на практических занятиях; бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.
На практические занятия студент должен иметь рекомендованную преподавателем нормативную и справочную литературу. Решение практической задачи всегда начинать с анализа условия, позволяющего получить конечный результат, а затем находить необходимые компоненты для его получения. На занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, в случае затруднений обращаться к преподавателю, обязательно анализировать полученные результаты. Если студент пропустил практическое занятие, то он должен проработать тему занятий и результаты решения задач защитить у преподавателя.
Процедура промежуточной аттестации – зачет, проходит в соответствии с рабочей программой дисциплины «Техническая эстетика и эргономика». Зачет включает в себя теоретический вопрос и выполненный практикум творческих и исследовательских. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. Задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Преподавателем определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Проверка результата работы студента осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу на исправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке студенту может быть выдан другой вариант задания.