Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | v54_03_02_ДПИ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 23 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 162 | 162 | 162 | 162 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Дать представление об искусствознании как о комплексе знаний основных этапов развития искусствоведческой мысли; изучить историю искусствознания; познакомить с основными методологическими принципами искусствознания, историей их становления и характером их изложения; повысить общекультурную компетенцию студентов ; сформировать у студентов системные представления о выразительных средствах художественной композиции в графике, живописи, скульптуре и архитектуре, дать представление о видах искусствоведческой литературы; развить профессиональную логику; активизировать аналитическую искусствоведческую деятельность; сформировать компетенции в области методов и средств искусствоведческой деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ПК-3 | способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о понятиях и терминах искусствоведения; об особенностях художественного языка искусства; об общей периодизации и основных эпохах развития мирового искусства. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими; осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области истории искусства; описывать художественный образ произведения и особенности его выражения в различных языках искусства; использовать полученные знания в дальнейшей профессиональной подготовке по специальности; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способами формирования уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям Отечества |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Философия искусства. | ||||||
1.1. | Традиционное и народное/национальное искусство. Произведения декоративно-прикладного искусства и их роль в организации жизненной среды. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.2. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)на тему: онтологические законы (бытие, существование) и художественное творчество. | Сам. работа | 8 | 28 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.3. | Аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам искусствознания: эстетические и экзистенциальные законы создания образных систем. | Практические | 8 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.4. | Естественнонаучные основы создания образов пространства, геометрия построения пространства и формы. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.5. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)на тему:Фундаментальные законы зрения и законы композиции. | Сам. работа | 8 | 34 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.6. | Законы гносеологии (познания). | Лекции | 8 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.7. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных):Образное преобразование действительности и художественный образ. | Сам. работа | 8 | 34 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.8. | Аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам искусствознания на тему:Художественное образование. Психологические способы построения образов, переживание. Математическое моделирование в искусствознании. | Практические | 8 | 4 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 2. Теория искусства. | ||||||
2.1. | Общие законы развития искусства. | Лекции | 8 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 | |
2.2. | Составление тезауруса изучаемой дисциплины (работа в группах. Трактаты по художественной теории от античности до XX века. Специфика отдельных видов искусства и проблема их синтеза. | Сам. работа | 8 | 24 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.3. | Разработка пакета учебных материалов.Роль теории в создании произведений изобразительном искусстве и анализе художественных явлений. Символы и аллегории в искусстве. | Практические | 8 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.4. | Методология искусствознание и проблема метода в искусствоведческой науке. Процесс и основные этапы возникновения и развития знаний об искусстве, превращения их в науку. | Лекции | 8 | 4 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.5. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных). Функции искусствоведения как составной части духовной культуры общества. Предмет историографии. Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями. | Сам. работа | 8 | 32 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.6. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)Общие проблемы развития искусства в исторической мысли. Наиболее крупные конкретные художественные, историко-культурные и социологические проблемы в историографии различных направлений. | Практические | 8 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.7. | Объективные закономерности развития искусства. Специфика мифологического и религиозного восприятия искусства и архитектуры. | Лекции | 8 | 4 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.8. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)Периодизация истории искусства – крупные периоды, эпохи, стили | Практические | 8 | 22 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 3. Особенности художественного языка отдельных видов искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. | ||||||
3.1. | Композиционная структура. Классические, неклассические и неоклассические композиции. Архитектурная композиция. Скульптурная композиция. Композиция в живописи. Композиция в графическом искусстве. Композиция в ДПИ. Анализ выразительных средств художественной композиции. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.2. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)Умение анализировать и понимать содержание произведений искусства. Принципы искусствоведческого описания и анализа памятников. Пропорциональные закономерности в искусстве. Замысел и его творческое воплощение. Единство формы и содержания в художественном образе. Общее и неповторимо-индивидуальное в каждом произведении. | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.3. | Составление тезауруса изучаемой дисциплины (работа в группах)Типологические характеристики произведений искусств. | Практические | 8 | 4 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложения |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. | Введение в историю искусства: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2008 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ильина Т.В. | История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник | М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Нехвядович Л.И. | Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ : для очно-заочного и заочного отд-ний, обучающихся по направлению и спец. "Искусствоведение" | Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Университетская библиотека online. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. | www.akunb.altlib.ru | ||
Э3 | Библиотекарь.ру: [Электронный ресурс]. | bibliotekar.ru | ||
Э4 | Международный журнал исследований культуры : [Электронный ресурс]. | www.culturalresearch.ru | ||
Э5 | Курс «Искусствоведение» в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). 4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru; 5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/; |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения аудиторных и внеаудиторных занятий: написание рефератов; подготовка докладов, фрагментов лекций; создание картотек общих, частных и авторских методов искусствознания; проведение учебных дискуссий, презентации просветительских проектов с привлечение мультимедийных средств. Эти технологии в сочетании с внеаудиторной, самостоятельной работой решают задачи формирования и развития деятельностных умений и навыков обучающихся. Организация самостоятельной работы. Самостоятельная работа по дисциплине включает следующее: – аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам искусствознания; – изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных); – составление тезауруса изучаемой дисциплины (работа в группах); – разработка пакета учебных материалов; – составление библиографии по дисциплине и аннотированного справочника Internet-адресов; Итоговая аттестация проводится в форме зачёта. Вопросы по зачёту выявляют сформированность и системность теоретических знаний, умение оперировать ими, критически оценивать и делать выводы («теоретические»), а также вопросы, которые выявляют умение применять полученные знания для выполнения практических задач («практические»). Зачёт проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 35 минут. Практическое задание выполняется в виде эссе. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. выполняется в объёме 5-10 печатных листов формата А4, включая приложение, где отображаются иллюстрации заданной темы. Написание реферата выполняется в объёме 10-15 печатных листов формата А4, включая 2-3 листа формата А4 приложение, где отображаются иллюстрации заданной темы, на защиту реферата студенту отводится 30 минут. Письменная работа выполняется студентом самостоятельно, имеет характер контрольного аудиторного занятия, объем составляет до 2 листов формата А4, время на выполнение работы 35 минут. Тесты составлены из следующих форм тестовых заданий: один вопрос и четыре-семь варианта ответов, из которых необходимо выбрать один. |