МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая и профессиональная педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 135
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 135 135 135 135
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.иск., доц., Т.В. Пойдина

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Общая и профессиональная педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению поготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: подготовка выпускника способного осуществлять педагогическую деятельность в учреждениях начального, среднего и высшего специального образования
Задачи дисциплины:
-раскрыть основные периоды становления отечественной и зарубежной педагогической науки;
-организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в образовательных учреждениях начального, среднего профессионального образования;
-разработка, анализ и корректировка учебно-программной документации;
-охарактеризовать сущность, проблемы дидактики и теории воспитания, принципы организации педагогического процесса в профессиональных образовательных учреждениях;
-применения методов научно-педагогических исследований, оценивания качества образовательного процесса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности
ОПК-2 способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности
ОПК-8 готовностью моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач
ПК-5 способностью анализировать профессионально-педагогические ситуации
ПК-10 готовностью к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление о методологических основах классического педагогического знания; новых концепциях профессионального образования; социокультурных функций профессионального образования и его решающей роли в становлении профессионализма;
значении компетентностного подхода в формировании конкурентоспособности выпускника на рынке труда; основных этапах становления профессионального образования в России и за рубежом; современных инновационных подходах к организации процессов целенаправленного развития личности.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать о сущности, составе, структуре, движущих силах, основных направлениях развития педагогического процесса в профессиональных образовательных учреждениях;
целях, принципах, закономерностях, содержании, методах, средствах, формах педагогического
Уметь анализировать частные и общие проблемы преподавания;
применять управленческие основы педагогическим процессом;
распространять и популяризировать знания по дизайну, истории искусств в учреждениях образования;
готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и воспитательной работы на основе существующих методик;
моделировать стратегию и технологию общения для решения профессионально-педагогических задач;
использовать современные воспитательные технологии для формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть анализом профессионально-педагогических ситуаций;
навыками организации учебно-воспитательного процесса в профессиональной деятельности;
технологиями педагогического проектирования в соответствие с конкретными условиями производственной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Дидактические основы общей и профессиональной педагогики
1.1. Актуальность, предмет и задачи, место в системе гуманитарного знания Лекции 6 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-8, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.2. Основные тенденции развития системы профессионального образования. Развитие отраслевых профессиональных педагогик. Объект, предмет, функции педагогики. Методы педагогического исследования. Социальный опыт и его составляющие. Образование как феномен культуры, ценности и смыслы образования. Соотношение «образования», «обучения», «воспитания» Сам. работа 6 12 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-8, ПК-5, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.3. Работа с лекционным материалом: "Профессиональное образование за рубежом" Сам. работа 6 12 ОПК-1, ПК-5, ПК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Педагогический процесс как система
2.1. Система общего и профессионального образования России. Педагогический процесс в профессиональных образовательных учреждениях Лекции 6 4 ОПК-8, ПК-5, ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.2. Сущность, состав, структура, движущие силы и основные направления развития педагогического процесса в профессиональных учебных заведениях Практические 6 8 ОПК-2, ОПК-8, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.3. Принципы организации образовательного процесса в учреждениях профессионального образования Практические 6 8 ОПК-8, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.4. Подготовка эссе: "Педагогическая инновация" Сам. работа 6 12 ОПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Структура и содержание педагогического процесса
3.1. Педагогические цели. Педагогические принципы Сам. работа 6 12 ОПК-8, ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.2. Педагогическое содержание Лекции 6 2 ОПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1
3.3. Педагогические методы и средства. Педагогические формы Лекции 6 2 ПК-5, ПК-10 Л1.1, Л2.1
3.4. Педагогические методы Сам. работа 6 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.5. Формы организации педагогического процесса в профессиональных образовательных учреждениях Практические 6 8 ОПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1
3.6. Работа с лекционным материалом: "Формы организации учебно-воспитательного процесса" Сам. работа 6 12 ОПК-8, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Воспитание профессиональной школы: стратегия и тактика
4.1. Педагогическая информация: поиск, отбор, систематизация, хранение и использование Сам. работа 6 8 ОПК-8, ПК-5 Л1.1, Л2.1
4.2. Подготовка к семинару "Образовательная политика России. Система профессионального образования (начальное, среднее, высшее)" Сам. работа 6 8 ОПК-1, ОПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Основы педагогического проектирования
5.1. Технология педагогического проектирования. Проектирование педагогического процесса в профессиональных образовательных учреждениях Лекции 6 2 ОПК-8, ПК-5, ПК-10 Л1.1, Л2.1
5.2. Методы научно-педагогических исследований: наблюдение, методы опроса Практические 6 6 ОПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1
5.3. Подготовка к семинару: "Развитие инновационных процессов в учреждениях системы профессионального образования" Сам. работа 6 6 ОПК-8, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Индивидуальный стиль деятельности педагога. Понятие индивидуального стиля деятельности. Педагогическая компетентность
6.1. Индивидуальные качества личности педагога Сам. работа 6 8 ОПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1
6.2. Методы научно-педагогических исследований: эксперимент Практические 6 6 ОПК-8, ПК-5, ПК-10 Л1.1, Л2.1
6.3. Работа с лекционным материалом: "Коммуникативные педагогические способности" Сам. работа 6 13 ОПК-1, ОПК-8, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Актуальные проблемы профессионального образования. Гуманистическая направленность системы профессиональной подготовки студентов в профессиональных образовательных учреждениях
7.1. Непрерывное образование Сам. работа 6 12 ПК-5 Л1.1, Л2.1
7.2. Создание развивающей среды для обучающихся в учебных заведениях системы НПО-СПО-ВПО Лекции 6 4 ОПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1
7.3. Подготовка к семинару: "Система образования в Европе: тенденции и проблемы. Болонский процесс" Сам. работа 6 18 ОПК-2, ОПК-8, ПК-5 Л1.1, Л2.1
7.4. Экзамен 6 27 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-8, ПК-5, ПК-10 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов В.В Общая и профессиональная педагогика: Учебник и практикум Издательство Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/37288DC1-4074-4EAC-BD6C-468AE95C7F3B.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания: Учебник и практикум Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) www.obrnadzor.gov.ru
Э2 Сайт академика РАО Новикова А.М. www.anovikov.ru
Э3 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" www.consultant.ru
Э4 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.