МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы статистического анализа и обработки данных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАзиатские регионы: социально-экономические и политические процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_АР_01_2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., заведующий кафедрой, Глазунов Д.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Анисимова И.В.

Рабочая программа дисциплины
Методы статистического анализа и обработки данных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017г. №648)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Глазунов Дмитрий Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Глазунов Дмитрий Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина должна научить студентов самостоятельно осуществлять поиск разных статистических данных (преимущественно официального происхождения), составлять матрицы для обработки и обрабатывать информацию в гугл-таблицах и в программе эксель, наглядно презентовать обработанный массив для условного заказчика.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен осуществлять поиск и применять перспективные информационно-коммуникационные технологии и программные средства для комплексной постановки и решения задач профессиональной деятельности
ОПК-3 Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Что такое статистика, основные данные публикуемые статкомом КНР (stats.gov.cn), структуру опубликованных статистических ежегодников отдельных провинций (например, Синьцзяна)
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять поиск разных статистических данных (преимущественно официального происхождения), составлять матрицы для обработки и обрабатывать информацию в гугл-таблицах и в программе эксель, наглядно презентовать обработанный массив для условного заказчика.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с данными в гугл-таблицах и в программе эксель

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Значение статистики в деятельности специалиста в области зарубежного регионоведения: теоретические аспекты
1.1. Понятие статистистики. Статистические методы. Статистика как преобразование реальности. Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2, Л1.1
1.2. Особенности китайской статистики. Статкомитет КНР. Перечень данных, отраженных в электронной версии статистического ежегодника КНР Лекции 1 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л1.1
1.3. Анализ содержания со статистическими ежегодниками регионов КНР Сам. работа 1 12 ОПК-2, ОПК-3
1.4. Знакомство с публикуемыми разделами статкома КНР. Сам. работа 1 8 ОПК-2, ОПК-3
Раздел 2. Работа со статданными КНР: практическая часть
2.1. Составление матрицы, обработка дынных ВВП регионов КНР (1992-2018), презентация и наглядность (диграммы и графики). Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1
2.2. Составление матрицы, обработка дынных долгового бремени регионов КНР (1992-2018), презентация и наглядность (диграммы и графики). Сопоставление с данными ВВП и прогнозы Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1
2.3. Статистика регионов: аграрный сектор Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1
2.4. Статистика регионов: промышленный сектор Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1
2.5. Статистика регионов: инфраструктура Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1
2.6. Статистика регионов: третичный сектор Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1
2.7. Самостоятельное составление матриц по темам практик и их предваритильная обработка Сам. работа 1 58 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Аналитическая работа, содержащая обработанный статистический материал по данным темам:
Социально-экономическое развитие регионов КНР (1992-2018 гг.)
Региональные долги КНР (1992-2018 гг.)
Развитие сельского хозяйства в регионах КНР
Развитие промышленности в регионах КНР
Развитие инфраструктуры в регионах КНР
Развитие третичного сектора в регионах КНР
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах: , Москва, 1996
Л1.2 Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования: М. Наука, 2003
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Антохонова И.В. Методы прогнозирования социально-экономических процессов: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Статистический комитет КНР stats.gov.cn
6.3. Перечень программного обеспечения
Майкрософ софт 2011 г.
Браузер Гугл
6.4. Перечень информационных справочных систем
Статистический комитет КНР stats.gov.cn

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу обучения студентов по дисциплине составляют лекции и в значителной степени практические занятия. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к практическим занятиям для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к практическим занятиям студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованными источниками. Для проверки знаний, полученных в результате работы с источниками, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.