МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Документальное обеспечение учетного процесса

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Направление подготовки38.03.01. Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_01_О-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 86
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 86 86 86 86
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Документальное обеспечение учетного процесса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 16.04.2018 г. № 7
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Санникова Инна Николаевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 16.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Санникова Инна Николаевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование комплекса знаний и умений, связанных с решением профессиональных задач организационно-управленческой и информационно-аналитической деятельности в области бухгалтерского учета

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
ПК-9 способностью организовывать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• Составлять (оформлять) первичные учетные документы;
• Владеть приемами комплексной проверки первичных учетных документов;
• Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой;
• Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.
3.2.Уметь:
3.2.1.• Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета;
• Применять информационные и справочно-правовые системы;
• Пользоваться оргтехникой;
• Составлять (оформлять) первичные учетные документы;
• Владеть приемами комплексной проверки первичных учетных документов;
• Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• Составления первичных учетных документов, в том числе электронных документов;
• Работы со специальными компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета;
• Владеть методами работы с информационными и справочно-правовыми системами;
• Составлением (оформление) первичных учетных документов;
• Систематизацией первичных учетных документов текущего отчетного периода в соответствии с учетной политикой;
• Составлением на основе первичных учетных документов сводных учетных документов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Концептуальная основа и регламентация делопроизводства в области бухгалтерского учета
1.1. 1.1. Теоретические аспекты и законодательная основа документообеспечения бухгалтерского учета Понятие документа и терминосистема документоведения. Основные признаки и функции документа. Виды документов. Стандартизация документов. Составные части делопроизводства. Документирование как метод и необходимое условие функционирования информационной системы бухгалтерского учета. Учетный процесс и состав бухгалтерской документации. Понятие, назначение и классификация первичных учетных документов, современная нормативная регламентация их использования. Обязательные и дополнительные реквизиты первичных учетных документов. Сроки составления и право подписи первичных учетных документов, требования к их оформлению. Место и способ хранения первичных документов. Понятие, назначение и классификация учетных регистров. Законодательные акты, устанавливающие порядок оформления и использования регистров учета. Обязательные реквизиты сводных учетных документов. Сроки составления и право подписи учетных регистров, требова Лекции 5 0 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. 1.1. Теоретические аспекты и законодательная основа документообеспечения бухгалтерского учета Понятие документа и терминосистема документоведения. Основные признаки и функции документа. Виды документов. Стандартизация документов. Составные части делопроизводства. Документирование как метод и необходимое условие функционирования информационной системы бухгалтерского учета. Учетный процесс и состав бухгалтерской документации. Понятие, назначение и классификация первичных учетных документов, современная нормативная регламентация их использования. Обязательные и дополнительные реквизиты первичных учетных документов. Сроки составления и право подписи первичных учетных документов, требования к их оформлению. Место и способ хранения первичных документов. Понятие, назначение и классификация учетных регистров. Законодательные акты, устанавливающие порядок оформления и использования регистров учета. Обязательные реквизиты сводных учетных документов. Сроки составления и право подписи учетных регистров, требова Практические 5 0 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. 1.1. Теоретические аспекты и законодательная основа документообеспечения бухгалтерского учета Понятие документа и терминосистема документоведения. Основные признаки и функции документа. Виды документов. Стандартизация документов. Составные части делопроизводства. Документирование как метод и необходимое условие функционирования информационной системы бухгалтерского учета. Учетный процесс и состав бухгалтерской документации. Понятие, назначение и классификация первичных учетных документов, современная нормативная регламентация их использования. Обязательные и дополнительные реквизиты первичных учетных документов. Сроки составления и право подписи первичных учетных документов, требования к их оформлению. Место и способ хранения первичных документов. Понятие, назначение и классификация учетных регистров. Законодательные акты, устанавливающие порядок оформления и использования регистров учета. Обязательные реквизиты сводных учетных документов. Сроки составления и право подписи учетных регистров, требова Сам. работа 5 10 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. 1.2. Особенности делопроизводства в системе бухгалтерского учета Документооборот системы бухгалтерского учета как источник экономической информации о деятельности предприятия и основа принятия управленческих решений. Учетная политика и альбом форм документов бухгалтерского учета. Организация и график документооборота бухгалтерии: назначение, порядок разработки и утверждения. Организация работы с документами бухгалтерии, состоящими на текущем хранении: правила, регистрации и индексирования документов, организация контроля исполнения бухгалтерских документов, формирование и подготовка дел к передаче в архив предприятия, понятие и составление номенклатуры дел, правила оперативного (текущего) хранения документов. Организация подготовки дел к передаче в архив для длительного хранения: экспертиза ценности документов, оформление документов для постоянного и длительного хранения, сроки хранения документов. Особенности обеспечения сохранности сведений в составе документов бухгалтерии, представляющих коммерческую т Лекции 5 1 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. 1.2. Особенности делопроизводства в системе бухгалтерского учета Документооборот системы бухгалтерского учета как источник экономической информации о деятельности предприятия и основа принятия управленческих решений. Учетная политика и альбом форм документов бухгалтерского учета. Организация и график документооборота бухгалтерии: назначение, порядок разработки и утверждения. Организация работы с документами бухгалтерии, состоящими на текущем хранении: правила, регистрации и индексирования документов, организация контроля исполнения бухгалтерских документов, формирование и подготовка дел к передаче в архив предприятия, понятие и составление номенклатуры дел, правила оперативного (текущего) хранения документов. Организация подготовки дел к передаче в архив для длительного хранения: экспертиза ценности документов, оформление документов для постоянного и длительного хранения, сроки хранения документов. Особенности обеспечения сохранности сведений в составе документов бухгалтерии, представляющих коммерческую т Практические 5 1 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. 1.2. Особенности делопроизводства в системе бухгалтерского учета Документооборот системы бухгалтерского учета как источник экономической информации о деятельности предприятия и основа принятия управленческих решений. Учетная политика и альбом форм документов бухгалтерского учета. Организация и график документооборота бухгалтерии: назначение, порядок разработки и утверждения. Организация работы с документами бухгалтерии, состоящими на текущем хранении: правила, регистрации и индексирования документов, организация контроля исполнения бухгалтерских документов, формирование и подготовка дел к передаче в архив предприятия, понятие и составление номенклатуры дел, правила оперативного (текущего) хранения документов. Организация подготовки дел к передаче в архив для длительного хранения: экспертиза ценности документов, оформление документов для постоянного и длительного хранения, сроки хранения документов. Особенности обеспечения сохранности сведений в составе документов бухгалтерии, представляющих коммерческую т Сам. работа 5 10 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. 2. Документирование и система документации бухгалтерского учета
2.1. 2.1. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету внеоборотных активов предприятия Понятие внеоборотных активов и основные стадии движения данного имущества предприятия. Система первичных учетных документов, используемая для документального оформления операций поступления и выбытия объектов основных средств и нематериальных активов по разным причинам и основаниям. Документирование на стадии эксплуатации внеоборотных активов. Организация аналитического и синтетического учета имущества, используемого на долгосрочной основе. Обобщение данных в учетных регистрах и отчетности, определение и представление важнейших экономических показателей, характеризующих внеоборотные активы предприятия. Лекции 5 1 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. 2.1. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету внеоборотных активов предприятия Понятие внеоборотных активов и основные стадии движения данного имущества предприятия. Система первичных учетных документов, используемая для документального оформления операций поступления и выбытия объектов основных средств и нематериальных активов по разным причинам и основаниям. Документирование на стадии эксплуатации внеоборотных активов. Организация аналитического и синтетического учета имущества, используемого на долгосрочной основе. Обобщение данных в учетных регистрах и отчетности, определение и представление важнейших экономических показателей, характеризующих внеоборотные активы предприятия. Практические 5 1 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. 2.1. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету внеоборотных активов предприятия Понятие внеоборотных активов и основные стадии движения данного имущества предприятия. Система первичных учетных документов, используемая для документального оформления операций поступления и выбытия объектов основных средств и нематериальных активов по разным причинам и основаниям. Документирование на стадии эксплуатации внеоборотных активов. Организация аналитического и синтетического учета имущества, используемого на долгосрочной основе. Обобщение данных в учетных регистрах и отчетности, определение и представление важнейших экономических показателей, характеризующих внеоборотные активы предприятия. Сам. работа 5 10 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. 2.2. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету материально-производственных запасов предприятия Понятие материально-производственных запасов и их состав. Организация аналитического учета и формы используемых документов. Особенности поступления материально-производственных запасов на предприятие и формирование приходных первичных учетных документов. Способы списания запасов и правила оформления первичных учетных документов на отпуск. Обобщение данных в синтетических регистрах и отчетности, определение и раскрытие важнейших экономических показателей, характеризующих материально-производственные запасы предприятия. Лекции 5 0 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. 2.2. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету материально-производственных запасов предприятия Понятие материально-производственных запасов и их состав. Организация аналитического учета и формы используемых документов. Особенности поступления материально-производственных запасов на предприятие и формирование приходных первичных учетных документов. Способы списания запасов и правила оформления первичных учетных документов на отпуск. Обобщение данных в синтетических регистрах и отчетности, определение и раскрытие важнейших экономических показателей, характеризующих материально-производственные запасы предприятия. Практические 5 1 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. 2.2. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету материально-производственных запасов предприятия Понятие материально-производственных запасов и их состав. Организация аналитического учета и формы используемых документов. Особенности поступления материально-производственных запасов на предприятие и формирование приходных первичных учетных документов. Способы списания запасов и правила оформления первичных учетных документов на отпуск. Обобщение данных в синтетических регистрах и отчетности, определение и раскрытие важнейших экономических показателей, характеризующих материально-производственные запасы предприятия. Сам. работа 5 10 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. 2.3. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету денежных средств предприятия Денежные средства в наличной и безналичной формах. Учет наличных денежных средств в кассе организации. Документальное оформление поступления и выбытия наличных денежных средств с помощью форм первичных учетных документов (приходный и расходный кассовые ордера), их регистрация в журнале регистрации приходный и расходный кассовых документов. Особенности ведения кассовой книги организации. Отражение движения наличных денежных средств в синтетических регистрах учета. Хранение и использование денежных средств в безналичной форме на банковских счетах. Документальное оформление поступления и списания денежных средств с расчетного и прочих счетов предприятия с помощью унифицированных форм расчетных документов (платежное поручение, платежное требование, аккредитив, чек). Бухгалтерская обработка выписок банка с расчетного и прочих счетов. Отражение движения денежных средств на банковских счетах в синтетических р Лекции 5 1 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.8. 2.3. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету денежных средств предприятия Денежные средства в наличной и безналичной формах. Учет наличных денежных средств в кассе организации. Документальное оформление поступления и выбытия наличных денежных средств с помощью форм первичных учетных документов (приходный и расходный кассовые ордера), их регистрация в журнале регистрации приходный и расходный кассовых документов. Особенности ведения кассовой книги организации. Отражение движения наличных денежных средств в синтетических регистрах учета. Хранение и использование денежных средств в безналичной форме на банковских счетах. Документальное оформление поступления и списания денежных средств с расчетного и прочих счетов предприятия с помощью унифицированных форм расчетных документов (платежное поручение, платежное требование, аккредитив, чек). Бухгалтерская обработка выписок банка с расчетного и прочих счетов. Отражение движения денежных средств на банковских счетах в синтетических р Практические 5 1 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.9. 2.3. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету денежных средств предприятия Денежные средства в наличной и безналичной формах. Учет наличных денежных средств в кассе организации. Документальное оформление поступления и выбытия наличных денежных средств с помощью форм первичных учетных документов (приходный и расходный кассовые ордера), их регистрация в журнале регистрации приходный и расходный кассовых документов. Особенности ведения кассовой книги организации. Отражение движения наличных денежных средств в синтетических регистрах учета. Хранение и использование денежных средств в безналичной форме на банковских счетах. Документальное оформление поступления и списания денежных средств с расчетного и прочих счетов предприятия с помощью унифицированных форм расчетных документов (платежное поручение, платежное требование, аккредитив, чек). Бухгалтерская обработка выписок банка с расчетного и прочих счетов. Отражение движения денежных средств на банковских счетах в синтетических р Сам. работа 5 12 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.10. 2.4. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету труда и его оплаты Документальное рассмотрение процедур трудоустройства и увольнения работников. Заполнение типовых форм по учету личного состава, по учету использования рабочего времени, по учету выработки продукции (выполненных работ, услуг). Формирование расчетно-платежной ведомости предприятия. Оформление аналитических регистров бухгалтерского (лицевой счет) и налогового учета (налоговая карточка НДФЛ). Формирование сводных данных по оплате труда и налогообложению фонда заработной платы. Лекции 5 1 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.11. 2.4. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету труда и его оплаты Документальное рассмотрение процедур трудоустройства и увольнения работников. Заполнение типовых форм по учету личного состава, по учету использования рабочего времени, по учету выработки продукции (выполненных работ, услуг). Формирование расчетно-платежной ведомости предприятия. Оформление аналитических регистров бухгалтерского (лицевой счет) и налогового учета (налоговая карточка НДФЛ). Формирование сводных данных по оплате труда и налогообложению фонда заработной платы. Практические 5 1 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.12. 2.4. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету труда и его оплаты Документальное рассмотрение процедур трудоустройства и увольнения работников. Заполнение типовых форм по учету личного состава, по учету использования рабочего времени, по учету выработки продукции (выполненных работ, услуг). Формирование расчетно-платежной ведомости предприятия. Оформление аналитических регистров бухгалтерского (лицевой счет) и налогового учета (налоговая карточка НДФЛ). Формирование сводных данных по оплате труда и налогообложению фонда заработной платы. 2.4. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету труда и его оплаты Документальное рассмотрение процедур трудоустройства и увольнения работников. Заполнение типовых форм по учету личного состава, по учету использования рабочего времени, по учету выработки продукции (выполненных работ, услуг). Формирование расчетно-платежной ведомости предприятия. Оформление аналитических регистров бухгалтерского (лицевой счет) и налого Сам. работа 5 10 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.13. 2.5. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету расчетов предприятия Виды текущих обязательств и расчетов предприятия. Особенности документального оформления аналитического и синтетического учета расчетов, с поставщиками, покупателями, подотчетными лицами, органами социального страхования и соцобеспечения и т.д. Формирование итоговых показателей состояния расчетов с контрагентами и представление их в бухгалтерской отчетности. Лекции 5 1 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.14. 2.5. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету расчетов предприятия Виды текущих обязательств и расчетов предприятия. Особенности документального оформления аналитического и синтетического учета расчетов, с поставщиками, покупателями, подотчетными лицами, органами социального страхования и соцобеспечения и т.д. Формирование итоговых показателей состояния расчетов с контрагентами и представление их в бухгалтерской отчетности. Практические 5 1 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.15. 2.5. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету расчетов предприятия Виды текущих обязательств и расчетов предприятия. Особенности документального оформления аналитического и синтетического учета расчетов, с поставщиками, покупателями, подотчетными лицами, органами социального страхования и соцобеспечения и т.д. Формирование итоговых показателей состояния расчетов с контрагентами и представление их в бухгалтерской отчетности. Сам. работа 5 10 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.16. 2.6. Обобщение информации в учетной системе и подготовка документов бухгалтерской отчетности Обобщение данных бухгалтерского учета в Главной книге предприятия. Структура и особенности подготовки Главной книги. Главная книга как источник формирования бухгалтерской отчетности. Подготовка и оформление отдельных форм отчетности с включением итоговых показателей деятельности предприятия. Лекции 5 1 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.17. 2.6. Обобщение информации в учетной системе и подготовка документов бухгалтерской отчетности Обобщение данных бухгалтерского учета в Главной книге предприятия. Структура и особенности подготовки Главной книги. Главная книга как источник формирования бухгалтерской отчетности. Подготовка и оформление отдельных форм отчетности с включением итоговых показателей деятельности предприятия. Практические 5 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.18. 2.6. Обобщение информации в учетной системе и подготовка документов бухгалтерской отчетности Обобщение данных бухгалтерского учета в Главной книге предприятия. Структура и особенности подготовки Главной книги. Главная книга как источник формирования бухгалтерской отчетности. Подготовка и оформление отдельных форм отчетности с включением итоговых показателей деятельности предприятия. Сам. работа 5 10 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.19. 2.7. Особенности документирования проверок деятельности бухгалтерии Виды проверок и контроля деятельности бухгалтерии и предприятия. Особенности документирования инвентаризаций, ревизий, аудита, налоговых проверок. Лекции 5 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.20. 2.7. Особенности документирования проверок деятельности бухгалтерии Виды проверок и контроля деятельности бухгалтерии и предприятия. Особенности документирования инвентаризаций, ревизий, аудита, налоговых проверок. Практические 5 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.21. 2.7. Особенности документирования проверок деятельности бухгалтерии Виды проверок и контроля деятельности бухгалтерии и предприятия. Особенности документирования инвентаризаций, ревизий, аудита, налоговых проверок. Сам. работа 5 4 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Агеева, О. А. Бухгалтерский учет и анализ : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2016 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г. В. Шадрина, Л. И. Егорова Бухгалтерский учет и анализ : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / М. : Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л2.2 Дмитриева, И. М. Бухгалтерский учет и анализ: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.minfin.ru
Э2 www.aprussia.ru
Э3 www.ipbr.org
Э4 www.garant.ru
Э5 www.consultant.ru/online/
Э6 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=4200
Э7 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1575
Э8 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1579
Э9 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=946
Э10 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=923
Э11 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=933
Э12 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1035
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.