МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Документальное обеспечение учетного процесса

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Направление подготовки38.03.01. Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_01_О-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 86
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 86 86 86 86
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Документальное обеспечение учетного процесса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 16.04.2018 г. № 7
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Санникова Инна Николаевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 16.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Санникова Инна Николаевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование комплекса знаний и умений, связанных с решением профессиональных задач организационно-управленческой и информационно-аналитической деятельности в области бухгалтерского учета

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
ПК-9 способностью организовывать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• Составлять (оформлять) первичные учетные документы;
• Владеть приемами комплексной проверки первичных учетных документов;
• Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой;
• Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.
3.2.Уметь:
3.2.1.• Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета;
• Применять информационные и справочно-правовые системы;
• Пользоваться оргтехникой;
• Составлять (оформлять) первичные учетные документы;
• Владеть приемами комплексной проверки первичных учетных документов;
• Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• Составления первичных учетных документов, в том числе электронных документов;
• Работы со специальными компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета;
• Владеть методами работы с информационными и справочно-правовыми системами;
• Составлением (оформление) первичных учетных документов;
• Систематизацией первичных учетных документов текущего отчетного периода в соответствии с учетной политикой;
• Составлением на основе первичных учетных документов сводных учетных документов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Концептуальная основа и регламентация делопроизводства в области бухгалтерского учета
1.1. 1.1. Теоретические аспекты и законодательная основа документообеспечения бухгалтерского учета Понятие документа и терминосистема документоведения. Основные признаки и функции документа. Виды документов. Стандартизация документов. Составные части делопроизводства. Документирование как метод и необходимое условие функционирования информационной системы бухгалтерского учета. Учетный процесс и состав бухгалтерской документации. Понятие, назначение и классификация первичных учетных документов, современная нормативная регламентация их использования. Обязательные и дополнительные реквизиты первичных учетных документов. Сроки составления и право подписи первичных учетных документов, требования к их оформлению. Место и способ хранения первичных документов. Понятие, назначение и классификация учетных регистров. Законодательные акты, устанавливающие порядок оформления и использования регистров учета. Обязательные реквизиты сводных учетных документов. Сроки составления и право подписи учетных регистров, требова Лекции 5 0 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. 1.1. Теоретические аспекты и законодательная основа документообеспечения бухгалтерского учета Понятие документа и терминосистема документоведения. Основные признаки и функции документа. Виды документов. Стандартизация документов. Составные части делопроизводства. Документирование как метод и необходимое условие функционирования информационной системы бухгалтерского учета. Учетный процесс и состав бухгалтерской документации. Понятие, назначение и классификация первичных учетных документов, современная нормативная регламентация их использования. Обязательные и дополнительные реквизиты первичных учетных документов. Сроки составления и право подписи первичных учетных документов, требования к их оформлению. Место и способ хранения первичных документов. Понятие, назначение и классификация учетных регистров. Законодательные акты, устанавливающие порядок оформления и использования регистров учета. Обязательные реквизиты сводных учетных документов. Сроки составления и право подписи учетных регистров, требова Практические 5 0 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. 1.1. Теоретические аспекты и законодательная основа документообеспечения бухгалтерского учета Понятие документа и терминосистема документоведения. Основные признаки и функции документа. Виды документов. Стандартизация документов. Составные части делопроизводства. Документирование как метод и необходимое условие функционирования информационной системы бухгалтерского учета. Учетный процесс и состав бухгалтерской документации. Понятие, назначение и классификация первичных учетных документов, современная нормативная регламентация их использования. Обязательные и дополнительные реквизиты первичных учетных документов. Сроки составления и право подписи первичных учетных документов, требования к их оформлению. Место и способ хранения первичных документов. Понятие, назначение и классификация учетных регистров. Законодательные акты, устанавливающие порядок оформления и использования регистров учета. Обязательные реквизиты сводных учетных документов. Сроки составления и право подписи учетных регистров, требова Сам. работа 5 10 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. 1.2. Особенности делопроизводства в системе бухгалтерского учета Документооборот системы бухгалтерского учета как источник экономической информации о деятельности предприятия и основа принятия управленческих решений. Учетная политика и альбом форм документов бухгалтерского учета. Организация и график документооборота бухгалтерии: назначение, порядок разработки и утверждения. Организация работы с документами бухгалтерии, состоящими на текущем хранении: правила, регистрации и индексирования документов, организация контроля исполнения бухгалтерских документов, формирование и подготовка дел к передаче в архив предприятия, понятие и составление номенклатуры дел, правила оперативного (текущего) хранения документов. Организация подготовки дел к передаче в архив для длительного хранения: экспертиза ценности документов, оформление документов для постоянного и длительного хранения, сроки хранения документов. Особенности обеспечения сохранности сведений в составе документов бухгалтерии, представляющих коммерческую т Лекции 5 1 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. 1.2. Особенности делопроизводства в системе бухгалтерского учета Документооборот системы бухгалтерского учета как источник экономической информации о деятельности предприятия и основа принятия управленческих решений. Учетная политика и альбом форм документов бухгалтерского учета. Организация и график документооборота бухгалтерии: назначение, порядок разработки и утверждения. Организация работы с документами бухгалтерии, состоящими на текущем хранении: правила, регистрации и индексирования документов, организация контроля исполнения бухгалтерских документов, формирование и подготовка дел к передаче в архив предприятия, понятие и составление номенклатуры дел, правила оперативного (текущего) хранения документов. Организация подготовки дел к передаче в архив для длительного хранения: экспертиза ценности документов, оформление документов для постоянного и длительного хранения, сроки хранения документов. Особенности обеспечения сохранности сведений в составе документов бухгалтерии, представляющих коммерческую т Практические 5 1 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. 1.2. Особенности делопроизводства в системе бухгалтерского учета Документооборот системы бухгалтерского учета как источник экономической информации о деятельности предприятия и основа принятия управленческих решений. Учетная политика и альбом форм документов бухгалтерского учета. Организация и график документооборота бухгалтерии: назначение, порядок разработки и утверждения. Организация работы с документами бухгалтерии, состоящими на текущем хранении: правила, регистрации и индексирования документов, организация контроля исполнения бухгалтерских документов, формирование и подготовка дел к передаче в архив предприятия, понятие и составление номенклатуры дел, правила оперативного (текущего) хранения документов. Организация подготовки дел к передаче в архив для длительного хранения: экспертиза ценности документов, оформление документов для постоянного и длительного хранения, сроки хранения документов. Особенности обеспечения сохранности сведений в составе документов бухгалтерии, представляющих коммерческую т Сам. работа 5 10 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. 2. Документирование и система документации бухгалтерского учета
2.1. 2.1. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету внеоборотных активов предприятия Понятие внеоборотных активов и основные стадии движения данного имущества предприятия. Система первичных учетных документов, используемая для документального оформления операций поступления и выбытия объектов основных средств и нематериальных активов по разным причинам и основаниям. Документирование на стадии эксплуатации внеоборотных активов. Организация аналитического и синтетического учета имущества, используемого на долгосрочной основе. Обобщение данных в учетных регистрах и отчетности, определение и представление важнейших экономических показателей, характеризующих внеоборотные активы предприятия. Лекции 5 1 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. 2.1. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету внеоборотных активов предприятия Понятие внеоборотных активов и основные стадии движения данного имущества предприятия. Система первичных учетных документов, используемая для документального оформления операций поступления и выбытия объектов основных средств и нематериальных активов по разным причинам и основаниям. Документирование на стадии эксплуатации внеоборотных активов. Организация аналитического и синтетического учета имущества, используемого на долгосрочной основе. Обобщение данных в учетных регистрах и отчетности, определение и представление важнейших экономических показателей, характеризующих внеоборотные активы предприятия. Практические 5 1 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. 2.1. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету внеоборотных активов предприятия Понятие внеоборотных активов и основные стадии движения данного имущества предприятия. Система первичных учетных документов, используемая для документального оформления операций поступления и выбытия объектов основных средств и нематериальных активов по разным причинам и основаниям. Документирование на стадии эксплуатации внеоборотных активов. Организация аналитического и синтетического учета имущества, используемого на долгосрочной основе. Обобщение данных в учетных регистрах и отчетности, определение и представление важнейших экономических показателей, характеризующих внеоборотные активы предприятия. Сам. работа 5 10 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. 2.2. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету материально-производственных запасов предприятия Понятие материально-производственных запасов и их состав. Организация аналитического учета и формы используемых документов. Особенности поступления материально-производственных запасов на предприятие и формирование приходных первичных учетных документов. Способы списания запасов и правила оформления первичных учетных документов на отпуск. Обобщение данных в синтетических регистрах и отчетности, определение и раскрытие важнейших экономических показателей, характеризующих материально-производственные запасы предприятия. Лекции 5 0 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. 2.2. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету материально-производственных запасов предприятия Понятие материально-производственных запасов и их состав. Организация аналитического учета и формы используемых документов. Особенности поступления материально-производственных запасов на предприятие и формирование приходных первичных учетных документов. Способы списания запасов и правила оформления первичных учетных документов на отпуск. Обобщение данных в синтетических регистрах и отчетности, определение и раскрытие важнейших экономических показателей, характеризующих материально-производственные запасы предприятия. Практические 5 1 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. 2.2. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету материально-производственных запасов предприятия Понятие материально-производственных запасов и их состав. Организация аналитического учета и формы используемых документов. Особенности поступления материально-производственных запасов на предприятие и формирование приходных первичных учетных документов. Способы списания запасов и правила оформления первичных учетных документов на отпуск. Обобщение данных в синтетических регистрах и отчетности, определение и раскрытие важнейших экономических показателей, характеризующих материально-производственные запасы предприятия. Сам. работа 5 10 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. 2.3. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету денежных средств предприятия Денежные средства в наличной и безналичной формах. Учет наличных денежных средств в кассе организации. Документальное оформление поступления и выбытия наличных денежных средств с помощью форм первичных учетных документов (приходный и расходный кассовые ордера), их регистрация в журнале регистрации приходный и расходный кассовых документов. Особенности ведения кассовой книги организации. Отражение движения наличных денежных средств в синтетических регистрах учета. Хранение и использование денежных средств в безналичной форме на банковских счетах. Документальное оформление поступления и списания денежных средств с расчетного и прочих счетов предприятия с помощью унифицированных форм расчетных документов (платежное поручение, платежное требование, аккредитив, чек). Бухгалтерская обработка выписок банка с расчетного и прочих счетов. Отражение движения денежных средств на банковских счетах в синтетических р Лекции 5 1 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.8. 2.3. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету денежных средств предприятия Денежные средства в наличной и безналичной формах. Учет наличных денежных средств в кассе организации. Документальное оформление поступления и выбытия наличных денежных средств с помощью форм первичных учетных документов (приходный и расходный кассовые ордера), их регистрация в журнале регистрации приходный и расходный кассовых документов. Особенности ведения кассовой книги организации. Отражение движения наличных денежных средств в синтетических регистрах учета. Хранение и использование денежных средств в безналичной форме на банковских счетах. Документальное оформление поступления и списания денежных средств с расчетного и прочих счетов предприятия с помощью унифицированных форм расчетных документов (платежное поручение, платежное требование, аккредитив, чек). Бухгалтерская обработка выписок банка с расчетного и прочих счетов. Отражение движения денежных средств на банковских счетах в синтетических р Практические 5 1 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.9. 2.3. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету денежных средств предприятия Денежные средства в наличной и безналичной формах. Учет наличных денежных средств в кассе организации. Документальное оформление поступления и выбытия наличных денежных средств с помощью форм первичных учетных документов (приходный и расходный кассовые ордера), их регистрация в журнале регистрации приходный и расходный кассовых документов. Особенности ведения кассовой книги организации. Отражение движения наличных денежных средств в синтетических регистрах учета. Хранение и использование денежных средств в безналичной форме на банковских счетах. Документальное оформление поступления и списания денежных средств с расчетного и прочих счетов предприятия с помощью унифицированных форм расчетных документов (платежное поручение, платежное требование, аккредитив, чек). Бухгалтерская обработка выписок банка с расчетного и прочих счетов. Отражение движения денежных средств на банковских счетах в синтетических р Сам. работа 5 12 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.10. 2.4. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету труда и его оплаты Документальное рассмотрение процедур трудоустройства и увольнения работников. Заполнение типовых форм по учету личного состава, по учету использования рабочего времени, по учету выработки продукции (выполненных работ, услуг). Формирование расчетно-платежной ведомости предприятия. Оформление аналитических регистров бухгалтерского (лицевой счет) и налогового учета (налоговая карточка НДФЛ). Формирование сводных данных по оплате труда и налогообложению фонда заработной платы. Лекции 5 1 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.11. 2.4. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету труда и его оплаты Документальное рассмотрение процедур трудоустройства и увольнения работников. Заполнение типовых форм по учету личного состава, по учету использования рабочего времени, по учету выработки продукции (выполненных работ, услуг). Формирование расчетно-платежной ведомости предприятия. Оформление аналитических регистров бухгалтерского (лицевой счет) и налогового учета (налоговая карточка НДФЛ). Формирование сводных данных по оплате труда и налогообложению фонда заработной платы. Практические 5 1 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.12. 2.4. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету труда и его оплаты Документальное рассмотрение процедур трудоустройства и увольнения работников. Заполнение типовых форм по учету личного состава, по учету использования рабочего времени, по учету выработки продукции (выполненных работ, услуг). Формирование расчетно-платежной ведомости предприятия. Оформление аналитических регистров бухгалтерского (лицевой счет) и налогового учета (налоговая карточка НДФЛ). Формирование сводных данных по оплате труда и налогообложению фонда заработной платы. 2.4. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету труда и его оплаты Документальное рассмотрение процедур трудоустройства и увольнения работников. Заполнение типовых форм по учету личного состава, по учету использования рабочего времени, по учету выработки продукции (выполненных работ, услуг). Формирование расчетно-платежной ведомости предприятия. Оформление аналитических регистров бухгалтерского (лицевой счет) и налого Сам. работа 5 10 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.13. 2.5. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету расчетов предприятия Виды текущих обязательств и расчетов предприятия. Особенности документального оформления аналитического и синтетического учета расчетов, с поставщиками, покупателями, подотчетными лицами, органами социального страхования и соцобеспечения и т.д. Формирование итоговых показателей состояния расчетов с контрагентами и представление их в бухгалтерской отчетности. Лекции 5 1 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.14. 2.5. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету расчетов предприятия Виды текущих обязательств и расчетов предприятия. Особенности документального оформления аналитического и синтетического учета расчетов, с поставщиками, покупателями, подотчетными лицами, органами социального страхования и соцобеспечения и т.д. Формирование итоговых показателей состояния расчетов с контрагентами и представление их в бухгалтерской отчетности. Практические 5 1 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.15. 2.5. Назначение, особенности подготовки и оформления документов по учету расчетов предприятия Виды текущих обязательств и расчетов предприятия. Особенности документального оформления аналитического и синтетического учета расчетов, с поставщиками, покупателями, подотчетными лицами, органами социального страхования и соцобеспечения и т.д. Формирование итоговых показателей состояния расчетов с контрагентами и представление их в бухгалтерской отчетности. Сам. работа 5 10 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.16. 2.6. Обобщение информации в учетной системе и подготовка документов бухгалтерской отчетности Обобщение данных бухгалтерского учета в Главной книге предприятия. Структура и особенности подготовки Главной книги. Главная книга как источник формирования бухгалтерской отчетности. Подготовка и оформление отдельных форм отчетности с включением итоговых показателей деятельности предприятия. Лекции 5 1 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.17. 2.6. Обобщение информации в учетной системе и подготовка документов бухгалтерской отчетности Обобщение данных бухгалтерского учета в Главной книге предприятия. Структура и особенности подготовки Главной книги. Главная книга как источник формирования бухгалтерской отчетности. Подготовка и оформление отдельных форм отчетности с включением итоговых показателей деятельности предприятия. Практические 5 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.18. 2.6. Обобщение информации в учетной системе и подготовка документов бухгалтерской отчетности Обобщение данных бухгалтерского учета в Главной книге предприятия. Структура и особенности подготовки Главной книги. Главная книга как источник формирования бухгалтерской отчетности. Подготовка и оформление отдельных форм отчетности с включением итоговых показателей деятельности предприятия. Сам. работа 5 10 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.19. 2.7. Особенности документирования проверок деятельности бухгалтерии Виды проверок и контроля деятельности бухгалтерии и предприятия. Особенности документирования инвентаризаций, ревизий, аудита, налоговых проверок. Лекции 5 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.20. 2.7. Особенности документирования проверок деятельности бухгалтерии Виды проверок и контроля деятельности бухгалтерии и предприятия. Особенности документирования инвентаризаций, ревизий, аудита, налоговых проверок. Практические 5 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.21. 2.7. Особенности документирования проверок деятельности бухгалтерии Виды проверок и контроля деятельности бухгалтерии и предприятия. Особенности документирования инвентаризаций, ревизий, аудита, налоговых проверок. Сам. работа 5 4 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Агеева, О. А. Бухгалтерский учет и анализ : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2016 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г. В. Шадрина, Л. И. Егорова Бухгалтерский учет и анализ : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / М. : Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л2.2 Дмитриева, И. М. Бухгалтерский учет и анализ: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.minfin.ru
Э2 www.aprussia.ru
Э3 www.ipbr.org
Э4 www.garant.ru
Э5 www.consultant.ru/online/
Э6 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=4200
Э7 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1575
Э8 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1579
Э9 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=946
Э10 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=923
Э11 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=933
Э12 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1035
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.