МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История культуры стран и регионов
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра истории искусства, костюма и текстиля
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-34-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 88
самостоятельная работа 101
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 16 16 40 40
Практические 28 28 20 20 48 48
Сам. работа 92 92 9 9 101 101
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 144 144 72 72 216 216

Программу составил(и):
к.иск., доцент, К.А.Мелехова

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История культуры стран и регионов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра истории искусства, костюма и текстиля

Протокол от 25.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра истории искусства, костюма и текстиля

Протокол от 25.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью теоретического курса «История культуры стран и регионов» является формирование у студентов системных знаний в области истории культур различных стран и регионов Азии и Востока, а также применять методы культурологии в процессе изучения культурных форм, процессов, межкультурных практик.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью владеть теоретическими основа и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик
ПК-15: готовностью к реализации направлений государственной культурной политики, связанной с сохранением и освоением художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Об особенностях и многообразии культурного наследия отдельных цивилизаций и культур Ближнего и Дальнего Востока а также выработать
и развить способность понимания важнейших культурных событий и процессов, определивших основные направления развития истории искусства в странах Востока;
Основные положения теоретических концепций современной культурологии и культурной антропологии в области изучения народов стран Востока;
Культурологические категории и концепции, связанные с изучением культурных форм восточной культуры
3.2.Уметь:
3.2.1.Понимать, излагать и критически анализировать информацию об истории, процессах и закономерностях социо-культурного развития стран Востока
Применять теоретические знания по культурологии и междисциплинарные методы для анализа памятников культуры, уметь понимать и анализировать исторические события, находить связи между культурными событиями и процессами, происходящими в прошлом и в настоящем
Реферировать и рецензировать научную литературу, использовать знания и навыки по этнологии, культурологии и истории искусств в редакционно-издательской деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Теоретическими основами культурологических и искусствоведческих исследований в сфере изучения культурных, религиозных и социальных традиций и
при анализе памятников искусства стран и регионов Востока.
Формами корректного использования терминологии для понимания текстов по культурологии и истории искусств
Знанием культурных ценностей народов стран Востока в практике межкультурной коммуникации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в изучение культуры и искусства стран Востока
1.1. Основные понятия исследования культуры стран и регионов Востока Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-15 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.4
1.2. Этапы изучения и теоретические проблемы исследования культур Азии Практические 1 4 ОПК-1, ПК-15 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.3. Формирование основных центров мировых культур Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-15 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.4. Основные понятия культурологии и искусствоведения Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-15 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Своеобразие культуры древних цивилизаций: Древнего Египта и народов Ближнего Востока
2.5. Историческая периодизация искусства Древнего Египта Лекции 1 4 ОПК-1, ПК-15 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.6. Заупоупокойный культ и его значение для культуры Египта Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-15 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.7. Особенности формирования и развития стиля в Древнем Египте Практические 1 4 ОПК-1, ПК-15 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.8. Монументальные задачи архитектуры Египта Практические 1 4 ОПК-1, ПК-15 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.9. Культура и искусство стран и народов Месопотамии Лекции 1 4 ОПК-1, ПК-15 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.10. Особенности костюма народов Месопотамии Лекции 1 4 ОПК-1, ПК-15 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.11. Эволюция стиля в культурах Месопотамии Практические 1 4 ОПК-1, ПК-15 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.12. Теоретические проблемы исследования культур народов стран Азии Практические 1 4 ОПК-1, ПК-15 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.13. Особенности периодизации изобразительного искусства и архитектуры Древнего Египта Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-15 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.14. Своеобразие культуры и искусства Месопотамии Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-15 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.15. Египетский костюм Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-15 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.16. Эстетика ювелирного искусства Месопотамии Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-15 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Своеобразие культуры древних ивилизаций: Древней Индии и стран Восточной и Юго-Восточной Азии
3.17. Единство в многообразии культуры и искусства Индии Лекции 1 4 ОПК-1, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.18. Особенности периодизации культуры Индии Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.19. Своеобразие искусства Индии в период древности Практические 1 4 ОПК-1, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.20. Особенности средневековой культуры Индии и сопредельных территорий Практические 1 4 ОПК-1, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.21. Культура и искусство стран и регионов Юго-Восточной Азии Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.22. Культура Мьянмы Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.23. Особенности культурного развития Шри-Ланки Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.24. Древняя архитектура ранних городских центров Индостана. Особенности планировки, архитектуры и скульптуры и керамики Хараппы, Мохенджо-Даро Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.25. Культура и искусство Тайланда Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.26. Искусство Индонезии Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.27. Особенности культуры Камбоджи Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.28. Зачет 1 ОПК-1, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 4. Особенности формирования и развития художественной культуры народов, исповедующих ислам в VII-XIII в.
4.29. Своеобразие культуры и искусства стран ислама Лекции 2 4 ОПК-1, ПК-15 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.30. Типологии архитектуры стран и регионов ислама Лекции 2 4 ОПК-1, ПК-15 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.31. Особенности культуры и искусства Арабского халифата Практические 2 4 ОПК-1, ПК-15 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.32. Культура стран ислама: Египет, Турция, Иран, Мавританское искусство Практические 2 4 ОПК-1, ПК-15 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.33. Значение каллиграфии в развитии искусства ислама Сам. работа 2 7 ОПК-1, ПК-15 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 5. Особенности периодизации и развития художественной культуры Китая. Характерные черты художественной культуры Кореи и Японии данного периода.
5.34. Общая характеристика культуры и искусства Китая Лекции 2 4 ОПК-1, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.4
5.35. Периодизация культуры архаического и Древнего Китая Практические 2 4 ОПК-1, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.4
5.36. Культура и искусство средневекового Китая Практические 2 2 ОПК-1, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.4
5.37. Общая характеристика культуры и искусства Японии Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.4
5.38. Роль социокультурных факторов для формирования и развития культуры и искусства Японии Практические 2 2 ОПК-1, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.4
5.39. Эстетика японского изобразительного искусства Практические 2 2 ОПК-1, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.4
5.40. Декоративно-прикладное искусство Японии Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.4
Раздел 6. Основные направления культурного развития стран Азии в ХХ-ХХI вв. Проблемы глобализациии сохранения традиций
6.41. Проблема изучения культуры Индии, Китая, Японии в ХХ-XXI вв. Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.4
6.42. Влияние Востока на культуру Европы Практические 2 2 ОПК-1, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.4
6.43. Экзамен 2 27 ОПК-1, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Основные понятия исследования культуры стран и регионов Востока
2. Этапы изучения и теоретические проблемы исследования культур народов стран Азии
3. Формирование основных центров мировых культур
4. Основные понятия культурологии и искусствоведения
5. Историческая периодизация искусства Древнего Египта
6. Особенности формирования и развития стиля в Древнем Египте
7. Культура и искусство стран и народов Месопотамии
8. Эволюция стиля в культурах Месопотамии
9. Особенности периодизации изобразительного искусства и архитектуры Древнего Египта
10. Своеобразие культуры и искусства Месопотамии
11. Единство в многообразии культуры и искусства Индии
12. Своеобразие искусства Индии в период древности
13. Особенности средневековой культуры Индии и сопредельных территорий
14. Культура и искусство стран и регионов Юго-Восточной Азии
15. Культура Мьянмы и Шри-Ланки
16. Древняя архитектура ранних городских центров Индостана. Особенности планировки, архитектуры и скульптуры и керамики Хараппы, Мохенджо-Даро
17. Культура и искусство Тайланда и индонеции
18. Своеобразие культуры и искусства стран ислама
19. Типологии архитектуры стран и регионов ислама
20. Особенности культуры и искусства Арабского халифата
21. Культура стран исдама: Египет, Турция, Иран, Мавританское искусство
22. Святыни Мекки и Медины. Кибла и ее значение
23. Эстетика исламского орнамента
24. Значение каллиграфии в развитии искусства ислама
25. Общая характеристика культуры и искусства Китая
26. Периодизация культуры архаического и Древнего Китая
27. Культура и искусство средневекового Китая
28. Общая характеристика культуры и искусства Японии
29. Роль социокультурных факторов для формирования и развития культуры и искуства Японии
30. Эстетика японского изобразительного искусства
31. Декоративно-прикладное искусство Японии
32. Проблема изучения культуры Индии, Китая, Японии в ХХ-XXI вв.
33. Влияние Востока на культуру Европы
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
"Замки пустыни" Омейядов..
Величайшие мечети Египта/Ирана/Турции.
Архитектурная композиция Тадж-Махала.
Большая ступа в Санчи
Декоративно-прикладное искусство стран Дальнего Востока в средние века.
Живопись в культуре Японии XVIII– XIX столетий.
Знаменитые медресе Арабского халифата.
Иерархия жанров китайской живописи.
Канон и эстетические особенности в искусстве Древнего Египта
Крепостное и дворцовое зодчество Индии в XII-XVI вв.
Летние императорские дворцы Пекина
Особенности архитектуры периода Асука (на примере монастырского комплекса Хорюдзи).
Особенности искусства Ахеменидов
Особенности композиции "Запретного города" в Пекине
Пещерные храмы Индии
Самурайские замки Японии
Светская культура стран Ближнего Востока в ХХ веке.
Современное культовое зодчество в странах Дальнего Востока
Театральные традиции Юго-Восточной Азии.
5.3. Фонд оценочных средств
см. в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Садохин А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие М.: Юнити-Дана, , 2015. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115026
Л1.2 Л.И. Акимова, И.Л. Бусева-Давыдова, Н.А. Виноградова и др. История искусства: Белый город, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441774
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Деменова В. В. ДОИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО ИНДИИ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/96F015EA-2D3F-4298-B663-D7909D953F14
Л2.2 Коломиец Г. Г., Колесникова И. В. Мировая культура и искусство: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=468833
Л2.3 Толстикова Ирина Ивановна Мировая культура и искусство: Учебное пособие ИНФРА-М, 2018 http://znanium.com/go.php?id=961474
Л2.4 Виноградова, Н.А. Китай, Корея, Япония: образ мира в искусстве. : Сборник научных статей Прогресс-Традиция, , 2010. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=105305
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 К.А.Мелехова Искусство Востока XIX-XX вв. (Индия, Китай, Япония): прогорамма и методические рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4914
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотекарь.Ру: [Электронный ресурс]. http://bibliotekar.ru/index.htm
Э2 Государственный музей Востока: [Электронный ресурс]. http://www.orientmuseum.ru/
Э3 Библиотека по культурологии: [Электронный ресурс]. http://www.countries.ru/library.htm
Э4 ibooks.ru - электронная библиотечная система учебной и научной литературы https://ibooks.ru/reading.php?productid=333534
Э5 Всеобщая история искусств http://artyx.ru/art/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
-ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.