МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык (письмо)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость14 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-3-2019
Часов по учебному плану 504
в том числе:
аудиторные занятия 208
самостоятельная работа 242
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 4
зачеты: 1, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 20,5 19,5 20 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 72 72 72 72 32 32 32 32 208 208
Сам. работа 72 72 45 45 76 76 49 49 242 242
Часы на контроль 0 0 27 27 0 0 27 27 54 54
Итого 144 144 144 144 108 108 108 108 504 504

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Сорокина М.О.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Русский язык (письмо)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основная цель курса – формирование у студента целостного системного представления о функционировании русского языка в его различных стилевых разновидностях, в коммуникативном, прагматическом и когнитивном аспектах; овладение нормами правильной письменной речи (прежде всего языка научного стиля); развитие «языкового чутья» и формирование навыков стилистической правки текста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 владением навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов
ОК-12 способностью к пониманию социальной значимости своей будущей профессии, владением высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
ОПК-4 владением этическими и нравственными нормами поведения, принятыми в инокультурном социуме; готовностью использовать модели социальных ситуаций, типичные сценарии взаимодействия участников межкультурной коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.рассматривать современный русский язык в его функционально-стилевых разновидностях, выявлять стилевые нормы и особенности производства текстов различной жанровой характеристики (в первую очередь, текстов научного, а также официально-делового стилей)
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать функциональные возможности лексических, грамматических единиц и отдельных морфологических форм в рамках контекста и целого текста
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть способностью использовать теоретические знания, полученные на занятиях, при написании своей выпускной квалификационной работы бакалавра (в будущем, возможно, магистерской диссертации), а также в дальнейшей профессиональной деятельности (переводчик, преподаватель)

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Система стилей современного русского литературного языка. Вопрос об иерархии стилей. Взаимодействие функциональных стилей. Понятие о стилевой норме.
1.1. Лабораторные 1 36 Л2.1, Л2.3
1.2. Сам. работа 1 36 Л2.1
Раздел 2. Научный стиль как функциональная разновидность русского литературного языка, обслуживающая область науки, техники, производства. Основная функция научного стиля. Разновидности научного стиля и его жанры. Особенности стиля научного изложения: точность и объективность передачи информации, логическая последовательность и обобщенность изложения, однозначность, сжатость выражения при сохранении насыщенности содержания и т.д.
2.1. Лабораторные 1 36 Л1.1, Л2.4, Л2.5
2.2. Сам. работа 1 36 Л1.1, Л2.4, Л2.5
Раздел 3. Жанры научного стиля: статья и тезисы.
3.1. Лабораторные 2 36
Раздел 4. Официально-деловой стиль русского языка
4.1. Лабораторные 2 36 Л2.6, Л1.2
Раздел 5. Виды документации. Особенности морфологии и синтаксиса деловой документации
5.1. Сам. работа 2 45 Л2.2, Л2.4, Л1.2
5.2. Экзамен 2 27 ОК-3, ОК-12, ОПК-4 Л2.6
Раздел 6. Культура русского письма
6.1. Лабораторные 3 32 Л1.1, Л2.2
6.2. Сам. работа 3 40 Л1.1
Раздел 7. Причастный оборот: построение причастного оборота. Причастный оборот в предложении. Деепричастный оборот: построение деепричастного оборота, лексическое значение конструкции.
7.1. Сам. работа 3 20 Л1.1, Л1.3
Раздел 8. Использование повелительного наклонения в предложении. Повеление. Побуждение к действию. Требование.
8.1. Сам. работа 3 16 Л1.1, Л1.3
Раздел 9. Употребление сослагательного наклонения. Требование, просьба, совет, приглашение, жела-тельность, опасение.
9.1. Лабораторные 4 20 Л2.1
Раздел 10. Выражение времени в простом предложении. Выражение времени в сложном предложении: действия совпадают по времени, идут вместе; действия следуют, идут одно за другим (союз КОГДА). Конструкции с союзами ДО ТОГО КАК, В ТО ВРЕМЯ КАК, ПОСЛЕ ТОГО КАК, С ТЕХ ПОР КАК, ДО ТЕХ ПОР, ПЕРЕД ТЕМ КАК, ПРЕЖДЕ ЧЕМ.
10.1. Лабораторные 4 12 Л2.1
Раздел 11. Категория модальности и способы ее выражения языковыми средствами: модальность необходимости и долженствования (я должен + инфинитив, мне нужно + инфинитив); модальность возможности и невозможности (может + инфинитив); желательная модальность (я хочу + ин-финитив, мне хотелось бы + инфинитив)
11.1. Сам. работа 4 20 Л1.1
11.2. Сам. работа 4 29 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3
11.3. Экзамен 4 27 ОК-3, ОК-12, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа обеспечена ФОС по дисциплине, см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рабочая программа обеспечена ФОС по дисциплине, см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа обеспечена ФОС по дисциплине, см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скворцов Л.И. Культура русской речи: словарь-справочник: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л1.2 Константинова Л.А., Юрманова С.А. Деловой русский язык: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2014 e.lanbook.com
Л1.3 Стрельчук Е.Н. Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 20116 // ЭБС «Лань», 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г. Я. Солганик Практическая стилистика русского языка: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л2.2 М. Б. Будильцева [и др.] Культура русской речи: учеб. пособие для изучающих рус. яз. как иностранный М.: Русский язык. Курсы, 2010
Л2.3 Гамалей Т.В. Поговорим о русском языке: Культура русской речи в полилингвистической среде: Москва, 2008
Л2.4 Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: справочник Москва , 1993
Л2.5 Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 2012 // ЭБС «Лань», 2012, 2012 e.lanbook.com
Л2.6 Кузнецов И.Н. Деловое общение: учебное пособие Дашков и К// ЭБС "Лань", 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
В течение семестра: 4-5 письменных контрольных работ по лексике и грамматике;
В конце семестра:
письменно
- контрольная экзаменационная работа по лексике, словообразованию, грамматике, стилистике (работа охватывает языковой материал за весь семестр обучения).