МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сохранение природного и культурного наследия
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра истории искусства, костюма и текстиля
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-34-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 145
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 145 145 145 145
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.иск., доц., Степанская А.Г.

Рецензент(ы):
д.иск., декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Сохранение природного и культурного наследия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра истории искусства, костюма и текстиля

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра истории искусства, костюма и текстиля

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – сформировать у студентов представление о ценности природного и культурного наследия как основы духовного и интеллектуального потенциала России и подготовить студентов к дальнейшей научной, научно-практической и проектной деятельности в сфере изучения, сохранения, популяризации природного и историко-культурного наследия и включения его в современную культуру.
Задачи курса:
•рассмотреть особенности прикладной культурологии, с учетом её интегративного и практического характера;
•обозначить специфику экологии культуры как междисциплинарной научной отрасли прикладной культурологии;
•рассмотреть понятие «наследие» в контексте представлений о культуре в целом, определить роль наследия в системе культуры, рассмотреть специфику природного и культурного наследия;
•изучить историю охраны памятников природного и культурного наследия в России;
•познакомить студентов с нормативной базой охранного дела в России;
•дать представление о современных междисциплинарных подходах к изучению наследия;
•мотивировать студентов к изучению регионального наследия и очертить круг проблем по охране наследия Сибири;
•обозначить возможные направления дальнейшей научной, научно-практической и проектной деятельности в деле изучения, сохранения, популяризации природного и культурного наследия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-15: готовностью к реализации направлений государственной культурной политики, связанной с сохранением и освоением художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- историю охраны памятников в России,
- современную нормативную базу,
- проблемы сохранения культурного наследия,
- современные концепциии наследия,
- культурное наследие региона и проблемы его включения в современное культурное пространство;
- ключевые понятия, имеющие отношение к изучаемой дисциплине;
- основные этапы охраны памятников в России;
- роль ведущих музеев и других культурных учреждений в сохранении культурного наследия.
3.2.Уметь:
3.2.1.- ориентироваться в современных концепциях наследия;
- понимать специфику и уникальность регионального достояния;
- анализировать культурную политику России прошлых эпох и современности; давать оценку природному и культурному наследию как важнейшему ресурсу, определяющему социально-экономическое и социокультурное развитие России;
- применить полученные в ходе данного, а также других учебных курсов знания, умения и навыки для разработки собственного проекта, связанного с изучением, сохранением и популяризацией наследия; разрабатывать, презентовать, аргументировать и воплотить в жизнь собственный проект;
- выявлять междисциплинарные связи, определяющие сущность и перспективы экологии культуры; применить знания, умения и навыки при комплексном, всестороннем, междисциплинарном изучении современного природного и культурного наследия;
- рассмотреть наследие как условие развития личности и основу формирования новых поколений, определяющих будущее России; осознавать значение наследия в контексте социально значимых процессов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеет системой базовых знаний, касающихся специфики экологии культуры и сферы охраны наследия;
- владеет междисциплинарным терминологическим аппаратом экологии культуры;
- владеет системой фундаментальных знаний в области теории и истории природного и культурного наследия, а также систему представлений о роли наследия в социально значимых процессах;
- владеет междисциплинарными методологическими подходами, интегрирующими достижения социальных, гуманитарных и прикладных наук, рассматривая различные виды наследия; навыками анализа социальных и культурных процессов;
- владеет аналитическим мышлением в проектной деятельности; навыками оценки уже созданных авторских проектов, ориентированных на изучение, сохранение и популяризацию наследия региона и включения его в современную культуру;
- владеет методологическими принципами современных междисциплинарных подходов при оценке уникальности и ценности природного и культурного наследия России и Сибири;
- владеет новейшими методиками и навыками разработки новых авторских проектов, ориентированных на изучение, сохранение и популяризацию наследия региона и включения его в современную культуру;
- владеет представлениями о состоянии нормативной базы охранного дела в России;
навыками оценки современной культурной политики и нормативно-законодательной базы в сфере охраны наследия;
- владеет практическими механизмами реализации направлений государственной политики, связанной с проблемами наследия;
- владеет осознанием актуальности проблемы охраны памятников наследия, а также готовностью к внесению собственного вклада в реализацию направлений государственной культурной политики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экология культуры.
1.1. Прикладная культурология: специфика, структура, основные понятия. Экология культуры как раздел прикладной культурологии. Лекции 8 2 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
1.2. Прикладная культурология: специфика, структура, основные понятия. Экология культуры как раздел прикладной культурологии. Сам. работа 8 8 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
1.3. Наследие как базис культуры. Наследие и современность. Лекции 8 4 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
1.4. Наследие как базис культуры. Наследие и современность. Сам. работа 8 10 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
1.5. Культурное наследие и культурные учреждения. Культурная политика и проблемы сохранения культурного наследия. Лекции 8 4 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
1.6. Культурное наследие и культурные учреждения. Культурная политика и проблемы сохранения культурного наследия. Сам. работа 8 4 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. История охраны памятников в России.
2.7. Охрана памятников с древности до начала ХХ века. Проблема сохранения наследия в советское время. Лекции 8 4 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3
2.8. Охрана памятников с древности до начала ХХ века. Проблема сохранения наследия в советское время. Сам. работа 8 10 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3
2.9. Охрана культурного наследия в конце XX - нач. XXI вв. Охрана памятников наследия – важнейшая задача современного общества. Лекции 8 2 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3
2.10. Охрана памятников наследия – важнейшая задача современного общества. Практические 8 2 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3
2.11. Охрана памятников с древности до начала ХХ века. Проблема сохранения наследия в советское время. Сам. работа 8 6 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3
2.12. Охрана культурного наследия в конце XX - нач. XXI вв. Охрана памятников наследия – важнейшая задача современного общества. Сам. работа 8 10 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3
Раздел 3. Природное и культурное наследие Сибири.
3.13. Природное наследие Сибири. Культурное наследие Сибири. Лекции 8 4 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
3.14. Природное наследие Сибири. Культурное наследие Сибири. Сам. работа 8 12 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
3.15. Проблемы сохранения природного и культурного наследия региона и его включения в современное культурное пространство. Практические 8 2 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3
3.16. Проблемы сохранения природного и культурного наследия региона и его включения в современное культурное пространство. Сам. работа 8 12 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3
Раздел 4. Концепции культурного наследия.
4.17. Отношение к наследию с позиций естественнонаучного знания (Д.Л. Арманд). Учение о ноосфере В.И. Вернадского. Практические 8 2 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.18. Отношение к наследию с позиций естественнонаучного знания (Д.Л. Арманд). Учение о ноосфере В.И. Вернадского. Сам. работа 8 12 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.19. Проблемы охраны наследия и рассуждения об экологии культуры в трудах Д.С.Лихачева. Географический подход к памятникам наследия (концепция Ю.А. Веденина). Практические 8 4 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.20. Проблемы охраны наследия и рассуждения об экологии культуры в трудах Д.С.Лихачева. Географический подход к памятникам наследия (концепция Ю.А. Веденина). Сам. работа 8 12 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.21. Средовой подход к памятникам наследия (В.Л. Глазычев, Э.А. Орлова, Л.Е. Трушина, И.Г. Яковенко, О.А. Швидковский, Г.З. Каганов и др.). Наследие в контексте концепции диалектичности процесса развития культуры (Э.А. Баллер). Практические 8 4 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.22. Средовой подход к памятникам наследия (В.Л. Глазычев, Э.А. Орлова, Л.Е. Трушина, И.Г. Яковенко, О.А. Швидковский, Г.З. Каганов и др.). Культурно-семиотический подход к проблеме наследия (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский). Сам. работа 8 12 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.23. Культурно-семиотический подход к проблеме наследия (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский).Понятие культурного ландшафта (Ф.И. Мельков, В.Л. Каганский, Ю.А. Веденин). Практические 8 4 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.24. Культурно-семиотический подход к проблеме наследия (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский).Понятие культурного ландшафта (Ф.И. Мельков, В.Л. Каганский, Ю.А. Веденин). Сам. работа 8 14 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.25. Проблема архитектурного наследия (А.Ю.Беккер, А.С. Щенков, В.В. Владимиров, А.В. Маслов). Концепции природного и культурного наследия: сравнительная характеристика подходов. Практические 8 4 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.26. Проблема архитектурного наследия (А.Ю.Беккер, А.С. Щенков, В.В. Владимиров, А.В. Маслов). Концепции природного и культурного наследия: сравнительная характеристика подходов. Сам. работа 8 15 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.27. Концепции природного и культурного наследия: сравнительная характеристика подходов. Лекции 8 2 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.28. Концепции природного и культурного наследия: сравнительная характеристика подходов. Сам. работа 8 8 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.29. Экзамен 8 27 ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Комарова О.С. // Электронная библиотека университета Сохранение природного и культурного наследия (экология культуры): Учебное пособие Барнаул: Изд-во Алтю гос. ун-т., 2013 г. http://elibrary.asu.ru/xmlui/discover
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под редакцией: Боголюбова Н.М., Фокин В.И.// Университетская библиотека "Онлайн" Всемирное культурное наследие: Учебник Издательство: Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2015 г. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=458128
Л2.2 Алексеев Ю.В., Сомов Г.Ю.// Университетская библиотека "Онлайн" Объекты культурного наследия : Учебник Т. 1, 2 Москва: Проспект, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=443550
Л2.3 Чистяков А.Н. Типология разрушения памятников культуры: монография С-Петербург: СПбКО, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256087
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кулемзин А.М.// Университетская библиотека "Онлайн" Методика сохранения и использования памятников истории и культуры: Учебное пособие КемГУКИ, 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=228105
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт наследия http://www.heritage-institute.ru/
Э2 Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев https://www.lihachev.ru/lihachev/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение