Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 11 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | 3 (5) | 3 (6) | Итого | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 19 | 15 | 19 | 16 | ||||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 | 20 | 20 | 24 | 24 | 92 | 92 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 48 | 48 |
Сам. работа | 36 | 36 | 45 | 45 | 49 | 49 | 45 | 45 | 175 | 175 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 81 | 81 |
Итого | 72 | 72 | 108 | 108 | 108 | 108 | 108 | 108 | 396 | 396 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.ф.н, профессор
1.1. | сориентировать студентов в специфике протекания основных этапов развития русской журналистики |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-2 | способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
ОПК-4 | способность ориентироваться в основных этапах и процессах развития отечественной литературы и журналистики, использовать этот опыт в практике профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные этапы и характерные черты становления периодической печати в России и своеобразие развития русской прессы в эмиграции; ценностные основы профессиональной деятельности; этапы развития отечественной журналистики. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | творчески развивать профессиональное наследие прошлого, вступая в диалог с прецедентными текстами. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками экзегезы ключевых текстов эпохи приемами актуализации негативных и позитивных уроков, преподанных историей развития отечественной журналистики. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История журналистики 18 века | ||||||
1.1. | Объект и предмет истории журналистики. История журналистики, историческое сознание | Лекции | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Зарождение журналистики в России. Петровские "Ведомости" и их роль в развитии русского литературного языка | Лекции | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Академическая журналистика второй четверти 18 века | Лекции | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Петровские ведомости | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.5. | Сатирический бум в русской журналистике конца 60-х начала 70-х гг.: исторические предпосылки и социокультурная направленность | Лекции | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.6. | Публицистика Радищева А.Н. | Лекции | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.7. | Ежемесячные сочинения, к пользе и удовольствию служащие | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.8. | Журналистика 90-х: "Московский журнал" М.Н.Карамзина, "Санкт-Петербургский журнал" А.Ф.Бестужева и И.П.Пнина | Лекции | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.9. | Трудолюбивая пчела | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.10. | Всякая всячина | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.11. | Сатирические журналы Новикова | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.12. | Сатирические журналы Крылова | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2 |
1.13. | Работа А. Сумарокова «Сон: счастливое общество» | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.14. | Текст Фонвизина «Письма к Фалалею» | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.15. | Тематическая специфика писем, посылаемых гномами, сильфами в произведении "Почта духов" | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. История журналистики первой половины 19 века | ||||||
2.1. | Журналистика начала 19 века и эпохи "Отечественной" войны 1812 - 1815 гг. ("ВЕСТНИК ЕВРОПЫ", "РУССКИЙ ВЕСТНИК", "СЫН ОТЕЧЕСТВА") | Лекции | 4 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Журналистика времени декабристского движения ("СОРЕВНОВАТЕЛЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ И БЛАГОДЕНСТВИЯ", "ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА", "СЕВЕРНЫЕ ЦВЕТЫ") | Лекции | 4 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Сообщения на темы: “«Своеобразие альманахов декабристов: «Полярная звезда», «Мнемозина», «Русская старина»”; “«Разработка основ декабристской эстетики в «Полярной звезде» А.А. Бестужева и К.Ф. Рылеева и «Мнемозине» В.К. Кюхельбекера и В.Ф. Одоевского»” | Сам. работа | 4 | 10 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Русская журналистика конца 20-х и в 30-е гг. 19 века ("СЕВЕРНАЯ ПЧЕЛА", "МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ", "ТЕЛЕСКОП" И "СОВРЕМЕНЕНИК" А.С.Пушкина). | Лекции | 4 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | «Вестник Европы» Карамзина | Практические | 4 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | «Полярная звезда» | Практические | 4 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Статья В.Г. Белинского «Николай Алексеевич Полевой» | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. История журналистики второй половины 19 века | ||||||
3.1. | Русская пресса в условиях кризиса самодержавия ("РУССКАЯ БЕСЕДА","РУССКИЙ ВЕСТНИК", "РУССКОЕ СЛОВО") | Лекции | 4 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Журнал "Современник" как трибуна Добролюбого, Некрасова,Чернышеского. Демократическая журналистика конца 60-х и 70-х гг. ("Отечественные записки" Некрасова и Салтыкова - Щедрина) | Лекции | 4 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | “Журнал «Библиотека для чтения»”. Анализ личности О.И. Сенковского, история основания журнала, редакция, отделы, концепция издания, редакторская политика в отношении писателей и сотрудников | Сам. работа | 4 | 5 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Буржуазная журналистика второй половины 19 века ("ВЕСТНИК ЕВРОПЫ", "РУССКАЯ МЫСЛЬ", "СЕВЕРНЫЙ ВЕСТНИК") | Лекции | 4 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.5. | «Московский телеграф» | Практические | 4 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.6. | «Отечественные записки» Краевского | Практические | 4 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.7. | Журналистская деятельность Салтыкова-Щедрина | Практические | 4 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2 |
3.8. | Журналистика Короленко | Практические | 4 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2 |
3.9. | Эссе на тему «Несвоевременный «Современник» А.С. Пушкина» | Сам. работа | 4 | 10 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2 |
3.10. | Презентация «Бульварная журналистика конца XIX века» | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2 |
3.11. | Написание рефератов | Сам. работа | 4 | 10 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.12. | Экзамен | 4 | 27 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 | ||
Раздел 4. Становление партийно-советской журналистики (1917–1920 гг.) | ||||||
4.1. | Большевики о свободе печати до и после октября 1917 г.Формы и методы борьбы большевиков с оппозиционной прессой. | Лекции | 5 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Издательская деятельность РОСТА в годы гражданской войны. В. Маяковский в «Окнах РОСТА». | Лекции | 5 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Сравнительный анализ красноармейской периодики и печати белых армий. | Практические | 5 | 6 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Написание агонального материала на любую тему в стилистике работы В.И. Ленина «Памяти Герцена». | Сам. работа | 5 | 12 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Отечественная журналистика | ||||||
5.1. | Кризис печати в нач. 20-х гг. Влияние НЭПа на развитие журналистикиМногообразие журнальной периодики 20-х гг. | Лекции | 5 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
5.2. | «Сибирские огни» как первое провинциальное литературное издание. | Лекции | 5 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Партийная советская журналистика как средство и объект тоталитарной государственной политики. | Лекции | 5 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
5.4. | Политические процессы 30-х годов и советская печать. | Лекции | 5 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
5.5. | Цензурный режим: дозволенное и недозволенное в освещении событий Великой Отечественной войны | Практические | 5 | 6 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
5.6. | Анализ работ ведущих публицистов | Сам. работа | 5 | 12 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
5.7. | Создание военного репортажа, по «тернарному принципу» книги очерков Л. Рейснер «Фронт» | Сам. работа | 5 | 13 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
5.8. | Анализ военных очерков К.М. Симонова | Сам. работа | 5 | 12 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
5.9. | Экзамен | 5 | 27 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 | ||
Раздел 6. Послевоенная журналистика | ||||||
6.1. | Позитивное влияние «оттепели» на развитие советской журналистики и негативные явления журналистского творческого процесса. | Лекции | 6 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
6.2. | ТАСС и АПН: общие и отличительные черты.«Новый мир» как зеркало хрущевской «оттепели». | Лекции | 6 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
6.3. | Периоды «оттепели» и «застоя» в истории советской журналистики: общие и отличительные черты.Становление в СССР массового телевидения: положительный и негативный опыт. | Лекции | 6 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
6.4. | Особенности отражения жизни советского общества в журналистике 60–80-х годов. | Лекции | 6 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
6.5. | Характерные черты советской журналистики периода перестройки и гласности. | Лекции | 6 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
6.6. | Образ героя в советском очерке и репортаже. Мифологизация журналистского творческого процесса. | Практические | 6 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
6.7. | Две тенденции в развитии международной публицистики в 50–60-е гг. | Практические | 6 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
6.8. | Диссидентская пресса: причины возникновения, историческая роль. | Практические | 6 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
6.9. | Творческое «лицо» журналиста перестроечного периода. Персонифицированная журналистика. | Лекции | 6 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
6.10. | «Круглые столы», телемосты, прямой эфир – новые формы советской журналистики. | Практические | 6 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
6.11. | Создание собственного фельетона в рамках жанра газеты «Гудок» | Сам. работа | 6 | 8 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
6.12. | Написание аграрного очерка об Алтайской пашне | Сам. работа | 6 | 8 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
6.13. | 1991–1993 годы – «золотой век» российской журналистики. Подтвердите или опровергните. | Лекции | 6 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
6.14. | Создание проблемного очерка в стилистике А. Аграновского («Как я был первым») | Сам. работа | 6 | 8 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
6.15. | Фотофакты о домашних питомцах в стилистике "Окно в природу" | Сам. работа | 6 | 5 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
6.16. | Характерные черты отечественной журналистики в конце XX в. | Лекции | 6 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
6.17. | Принципы типологизации газетно-журнальной периодики постсоветской России.Коммерциализация СМИ – опыт 90-х годов.Процессы глобализации в российской журналистике. | Лекции | 6 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
6.18. | Написание стилистической статьи на тему «Как сбылись предсказания А. Солженицына» по материалам его трактата «Как нам обустроить Россию» | Сам. работа | 6 | 8 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
6.19. | Написание аналитической статьи «Кто живет в России?» | Сам. работа | 6 | 8 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Я. Н. Засурского, О. А. Бакулина | История печати: антология. Том №3 : учебник | Аспект Пресс, 2008 | |
Л1.2 | Георгиева, Н.Г. | Русская историческая журналистика : тексты специального курса лекций: пособие | М. ; Берлин : Директ-Медиа//ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278240 |
Л1.3 | Ахмадулин Е.В. | История отечественной журналистики ХХ века : учебник | ФГОУ ВПО "Южный федеральный университет", Факультет филологии и журналистики. - Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета//ЭБС «Университетская библиотека online», 2008 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240903 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | ред. М. М. Ковалева ; сост. Л. Д. Иванова | Отечественная журналистика ХVIII-ХIХ веков : тексты : | Изд-во УрГУ, 2001 | |
Л2.2 | Есин Б.И. | История русской журналистики (1703-1917): учебно-методический комплект | Издательство МГУ, 2000 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» | www.site.mediascope.ru | ||
Э2 | Научный журнал «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика» | www.journ.msu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. При ответе на теоретический вопрос студент должен, характеризуя то или иное издание, раскрыть исторический контекст его появления и функционирования, рассказать об его основных авторах, редакционной политике и освещаемых темах. |