МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История отечественной журналистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость11 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-4-2019
Часов по учебному плану 396
в том числе:
аудиторные занятия 140
самостоятельная работа 175
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4, 5, 6
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 19 15 19 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24 20 20 24 24 92 92
Практические 12 12 12 12 12 12 12 12 48 48
Сам. работа 36 36 45 45 49 49 45 45 175 175
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27 27 27 81 81
Итого 72 72 108 108 108 108 108 108 396 396

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Плахин В.Т.;к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
История отечественной журналистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Е.В., д.ф.н, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.ф.н, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сориентировать студентов в специфике протекания основных этапов развития русской журналистики

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОПК-4 способность ориентироваться в основных этапах и процессах развития отечественной литературы и журналистики, использовать этот опыт в практике профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы и характерные черты становления периодической печати в России и своеобразие развития русской прессы в эмиграции; ценностные основы профессиональной деятельности; этапы развития отечественной журналистики.
3.2.Уметь:
3.2.1.творчески развивать профессиональное наследие прошлого, вступая в диалог с прецедентными текстами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками экзегезы ключевых текстов эпохи приемами актуализации негативных и позитивных уроков, преподанных историей развития отечественной журналистики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История журналистики 18 века
1.1. Объект и предмет истории журналистики. История журналистики, историческое сознание Лекции 3 4 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Зарождение журналистики в России. Петровские "Ведомости" и их роль в развитии русского литературного языка Лекции 3 4 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Академическая журналистика второй четверти 18 века Лекции 3 4 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.4. Петровские ведомости Практические 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.5. Сатирический бум в русской журналистике конца 60-х начала 70-х гг.: исторические предпосылки и социокультурная направленность Лекции 3 4 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.6. Публицистика Радищева А.Н. Лекции 3 4 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.7. Ежемесячные сочинения, к пользе и удовольствию служащие Практические 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.8. Журналистика 90-х: "Московский журнал" М.Н.Карамзина, "Санкт-Петербургский журнал" А.Ф.Бестужева и И.П.Пнина Лекции 3 4 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.9. Трудолюбивая пчела Практические 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.10. Всякая всячина Практические 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.11. Сатирические журналы Новикова Практические 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.12. Сатирические журналы Крылова Практические 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2
1.13. Работа А. Сумарокова «Сон: счастливое общество» Сам. работа 3 12 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.14. Текст Фонвизина «Письма к Фалалею» Сам. работа 3 12 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.15. Тематическая специфика писем, посылаемых гномами, сильфами в произведении "Почта духов" Сам. работа 3 12 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. История журналистики первой половины 19 века
2.1. Журналистика начала 19 века и эпохи "Отечественной" войны 1812 - 1815 гг. ("ВЕСТНИК ЕВРОПЫ", "РУССКИЙ ВЕСТНИК", "СЫН ОТЕЧЕСТВА") Лекции 4 4 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.2. Журналистика времени декабристского движения ("СОРЕВНОВАТЕЛЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ И БЛАГОДЕНСТВИЯ", "ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА", "СЕВЕРНЫЕ ЦВЕТЫ") Лекции 4 4 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Сообщения на темы: “«Своеобразие альманахов декабристов: «Полярная звезда», «Мнемозина», «Русская старина»”; “«Разработка основ декабристской эстетики в «Полярной звезде» А.А. Бестужева и К.Ф. Рылеева и «Мнемозине» В.К. Кюхельбекера и В.Ф. Одоевского»” Сам. работа 4 10 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.4. Русская журналистика конца 20-х и в 30-е гг. 19 века ("СЕВЕРНАЯ ПЧЕЛА", "МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ", "ТЕЛЕСКОП" И "СОВРЕМЕНЕНИК" А.С.Пушкина). Лекции 4 4 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. «Вестник Европы» Карамзина Практические 4 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. «Полярная звезда» Практические 4 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Статья В.Г. Белинского «Николай Алексеевич Полевой» Сам. работа 4 6 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. История журналистики второй половины 19 века
3.1. Русская пресса в условиях кризиса самодержавия ("РУССКАЯ БЕСЕДА","РУССКИЙ ВЕСТНИК", "РУССКОЕ СЛОВО") Лекции 4 4 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Журнал "Современник" как трибуна Добролюбого, Некрасова,Чернышеского. Демократическая журналистика конца 60-х и 70-х гг. ("Отечественные записки" Некрасова и Салтыкова - Щедрина) Лекции 4 4 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. “Журнал «Библиотека для чтения»”. Анализ личности О.И. Сенковского, история основания журнала, редакция, отделы, концепция издания, редакторская политика в отношении писателей и сотрудников Сам. работа 4 5 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Буржуазная журналистика второй половины 19 века ("ВЕСТНИК ЕВРОПЫ", "РУССКАЯ МЫСЛЬ", "СЕВЕРНЫЙ ВЕСТНИК") Лекции 4 4 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. «Московский телеграф» Практические 4 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. «Отечественные записки» Краевского Практические 4 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Журналистская деятельность Салтыкова-Щедрина Практические 4 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2
3.8. Журналистика Короленко Практические 4 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2
3.9. Эссе на тему «Несвоевременный «Современник» А.С. Пушкина» Сам. работа 4 10 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2
3.10. Презентация «Бульварная журналистика конца XIX века» Сам. работа 4 4 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2
3.11. Написание рефератов Сам. работа 4 10 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.12. Экзамен 4 27 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Становление партийно-советской журналистики (1917–1920 гг.)
4.1. Большевики о свободе печати до и после октября 1917 г.Формы и методы борьбы большевиков с оппозиционной прессой. Лекции 5 4 ОК-2, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.2. Издательская деятельность РОСТА в годы гражданской войны. В. Маяковский в «Окнах РОСТА». Лекции 5 4 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.3. Сравнительный анализ красноармейской периодики и печати белых армий. Практические 5 6 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.4. Написание агонального материала на любую тему в стилистике работы В.И. Ленина «Памяти Герцена». Сам. работа 5 12 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Отечественная журналистика
5.1. Кризис печати в нач. 20-х гг. Влияние НЭПа на развитие журналистикиМногообразие журнальной периодики 20-х гг. Лекции 5 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
5.2. «Сибирские огни» как первое провинциальное литературное издание. Лекции 5 4 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
5.3. Партийная советская журналистика как средство и объект тоталитарной государственной политики. Лекции 5 4 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
5.4. Политические процессы 30-х годов и советская печать. Лекции 5 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
5.5. Цензурный режим: дозволенное и недозволенное в освещении событий Великой Отечественной войны Практические 5 6 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
5.6. Анализ работ ведущих публицистов Сам. работа 5 12 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
5.7. Создание военного репортажа, по «тернарному принципу» книги очерков Л. Рейснер «Фронт» Сам. работа 5 13 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
5.8. Анализ военных очерков К.М. Симонова Сам. работа 5 12 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
5.9. Экзамен 5 27 Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 6. Послевоенная журналистика
6.1. Позитивное влияние «оттепели» на развитие советской журналистики и негативные явления журналистского творческого процесса. Лекции 6 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.2. ТАСС и АПН: общие и отличительные черты.«Новый мир» как зеркало хрущевской «оттепели». Лекции 6 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.3. Периоды «оттепели» и «застоя» в истории советской журналистики: общие и отличительные черты.Становление в СССР массового телевидения: положительный и негативный опыт. Лекции 6 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.4. Особенности отражения жизни советского общества в журналистике 60–80-х годов. Лекции 6 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.5. Характерные черты советской журналистики периода перестройки и гласности. Лекции 6 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.6. Образ героя в советском очерке и репортаже. Мифологизация журналистского творческого процесса. Практические 6 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
6.7. Две тенденции в развитии международной публицистики в 50–60-е гг. Практические 6 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.8. Диссидентская пресса: причины возникновения, историческая роль. Практические 6 4 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.9. Творческое «лицо» журналиста перестроечного периода. Персонифицированная журналистика. Лекции 6 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.10. «Круглые столы», телемосты, прямой эфир – новые формы советской журналистики. Практические 6 4 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.11. Создание собственного фельетона в рамках жанра газеты «Гудок» Сам. работа 6 8 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
6.12. Написание аграрного очерка об Алтайской пашне Сам. работа 6 8 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
6.13. 1991–1993 годы – «золотой век» российской журналистики. Подтвердите или опровергните. Лекции 6 4 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.14. Создание проблемного очерка в стилистике А. Аграновского («Как я был первым») Сам. работа 6 8 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.15. Фотофакты о домашних питомцах в стилистике "Окно в природу" Сам. работа 6 5 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.16. Характерные черты отечественной журналистики в конце XX в. Лекции 6 4 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.17. Принципы типологизации газетно-журнальной периодики постсоветской России.Коммерциализация СМИ – опыт 90-х годов.Процессы глобализации в российской журналистике. Лекции 6 4 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.18. Написание стилистической статьи на тему «Как сбылись предсказания А. Солженицына» по материалам его трактата «Как нам обустроить Россию» Сам. работа 6 8 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.19. Написание аналитической статьи «Кто живет в России?» Сам. работа 6 8 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Я. Н. Засурского, О. А. Бакулина История печати: антология. Том №3 : учебник Аспект Пресс, 2008
Л1.2 Георгиева, Н.Г. Русская историческая журналистика : тексты специального курса лекций: пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа//ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278240
Л1.3 Ахмадулин Е.В. История отечественной журналистики ХХ века : учебник ФГОУ ВПО "Южный федеральный университет", Факультет филологии и журналистики. - Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета//ЭБС «Университетская библиотека online», 2008 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240903
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ред. М. М. Ковалева ; сост. Л. Д. Иванова Отечественная журналистика ХVIII-ХIХ веков : тексты : Изд-во УрГУ, 2001
Л2.2 Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917): учебно-методический комплект Издательство МГУ, 2000
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э2 Научный журнал «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика» www.journ.msu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
При ответе на теоретический вопрос студент должен, характеризуя то или иное издание, раскрыть исторический контекст его появления и функционирования, рассказать об его основных авторах, редакционной политике и освещаемых темах.