МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История искусств

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-2-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36 72 72
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 18 18 27 27 45 45
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
к.иск., доц., Мелехова К.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История искусств

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 № 207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск. доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск. доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания дисциплины «История искусств» является ознакомление слушателей с высшими достижениями художественной культуры человечества на протяжении исторического развития, развитие визуальной культуры студентов, формирование системного восприятия проектной деятельности в сфере дизайна в контексте развития форм и видов мировой художественной культуры и средств визуальной коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения
ПСК-2 способностью применять навыки владения рисунком и основами живописи, приемами работы с цветом, формой и композицией в обосновании художественного замысла дизайн-проекта для информационной среды, в макетировании и моделировании на основе понимания принципов и этапов развития визуальной культуры, знания истории искусства и дизайна, включая осведомленность в современных тенденциях их развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основнную проблематику исследования всеобщей истории искусства, закономерности развития визуальной культуры, развития художественных форм, видов художественного проектирования, прикладного творчества и визуальной коммуникации
3.2.Уметь:
3.2.1.развивать свою визуальную культуру на основе знакомства с памятниками мирового художественного наследия, определять художественный уровень проектного решения на основе знания закономерностей и тенденций развития визуальной культуры, включая современный этап
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки анализа особенностей формы, цвета, композиции произведений мирового искусства, навыки обоснования художественного замысла, трактовки идеи художественного проекта, анализа методов визуальной коммуникации на материале памятников мировой художественной культуры, навыки визуализации информации по развитию визуальной культуры и искусства на разных этапах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория искусства
1.1. Введение в историю искусства Лекции 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Виды и жанры искусства Практические 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Общая характеристика истории мировой художественной культуры Сам. работа 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Искусство как вид визуальной коммуникации. Закономерности истории искусства Лекции 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Происхождение искусства. Наскальная живопись как феномен первобытного искусства Лекции 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Первобытная культура Практические 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Мегалитические памятники в мировом искусстве Сам. работа 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. История искусства Древнего мира
2.1. Искусство Древнего Египта Лекции 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л2.2
2.2. Реформы Эхнатона и их влияние на искусство Египта Лекции 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л2.2
2.3. Особенности древнеегипетской архитектуры Практические 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.2, Л2.2
2.4. "Книга мертвых" как основной источник изучения древнеегпипетского изобразительного искусства Сам. работа 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.2, Л2.2
2.5. Общая характеристика искусства Месопотамии Лекции 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.2, Л2.1
2.6. Искусство Вавилонского царства, Ассирии, Нововавилонского царства Лекции 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.2, Л2.2
2.7. Особенности культуры Шумеров Практические 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.2, Л2.2
2.8. Проблема стиля в искусстве народов Месопотамии Сам. работа 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.2, Л2.2
2.9. Своеобразие искусства Древней Индии Лекции 1 4 ПК-3, ПСК-2 Л1.2, Л2.2
2.10. Стили и направления в индийской архитектуре Практические 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л3.1, Л1.2, Л2.2
2.11. Буддийское изобразительное искусство Индии Сам. работа 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л3.1, Л1.2, Л2.2
2.12. Культура и искусство Китая Лекции 1 4 ПК-3, ПСК-2 Л1.2, Л2.2
2.13. Традиционные виды искусства Китая и их эволюция Практические 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.2, Л2.2
2.14. Средневековое искусство Китая Сам. работа 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.2, Л2.2
2.15. Особенности японской культуры и искусства Лекции 1 4 ПК-3, ПСК-2 Л1.2, Л2.2
2.16. Эстетика дзэн в искусстве Японии Практические 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.2, Л2.2
2.17. Своеобразие изобразительного искусства Японии Сам. работа 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.2, Л2.2
2.18. История античного искусства. Искусство Древней Греции Лекции 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.19. Ордер и его роль в формировании и развитии античного искусства Практические 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.20. Античная вазопись Сам. работа 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.21. Искусство и культура Древнего Рима Лекции 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.22. Монументальные задачи в архитектуре Древнего Рима Лекции 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.23. Изобразительное искусство Древнего Рима Практические 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.24. Декоративно-прикладное искусство Древнего Рима Сам. работа 1 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.25. Особенности культуры и искусства Византии Лекции 2 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.26. Иконопись как феномен культуры Лекции 2 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.27. Мусульманское искусство Лекции 1 4 ПК-3, ПСК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Искусство Западной Европы
3.1. Искусство Западной Европы в период раннего средневековья Лекции 2 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Романский стиль в европейском искусстве Лекции 2 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Архитектура Западной Европы в период средневековья Практические 2 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Античное наследие в искусстве средних веков Сам. работа 2 4 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Готика в архитектуре Западной Европы Лекции 2 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Готический стиль в изобразительном искусстве Западной Европы Лекции 2 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.7. Готическое искусство Франции Практические 2 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.8. Готическое искусство Англии, Италии, Германии Сам. работа 2 4 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.9. Искусство итальянского Возрождения Лекции 2 4 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.10. Искусство Высокого Возрождения Практические 2 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.11. Искусство Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Микельанджелло, Рафаэль, Джорджоне, Тициан) Сам. работа 2 4 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.12. Искусство Северного Возрождения Лекции 2 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.13. Искусство Нидерландов Практические 2 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.14. Искусство Франции и Германии Сам. работа 2 4 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.15. Искусство Западной Европы XVII века Лекции 2 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.16. Стиль барокко в европейском искусстве XVII века Лекции 2 4 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.17. Стиль рококо и его особенности в искусстве Западной Европы Практические 2 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.18. Многообразие стилей и направлений в искусстве XVII века Сам. работа 2 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.19. Особенности искусства Европы XVIII века Лекции 2 4 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.20. Портретное искусство (Латур, Гейнсборо, Рокотов, Гудон) Практические 2 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.21. Бытовой жанр в искусстве Ватто и Фрагонара,Шардена,Гварди. Практические 2 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.22. Особенности классицизма в архитектуре, кульптуре и живописи XVIII века Сам. работа 2 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.23. Европейское искусство XIX века Лекции 2 4 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.24. Реализм как ведущее направление в европейском искусстве XIX века Практические 2 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.25. Становление французского реалистического пейзажа в творчестве мастеров барбизонской школы Сам. работа 2 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.26. Формирование стиля модерн в европейском искусстве рубежа XIX—XX вв. Лекции 2 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.27. Импрессионизм в европейском искусстве Практические 2 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.28. Постимпрессионизм во французском искусстве рубежа XIX— XX вв. Сам. работа 2 3 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.29. Истоки и корни авангарда.Кубизм и футуризм — направления художественного авангарда в европейском искусстве XX в. Лекции 2 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.30. Актуальное искусство. Постмодернизм. Современные авторы и ключевые произведения. Формы и направления развития современного искусства Сам. работа 2 2 ПК-3, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.31. Экзамен 2 27 ПК-3, ПСК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильина Т.В., Фомина М.С История искусства западной европы. От античности до наших дней:: учебник Юрайт, , 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Л.И. Акимова, И.Л. Бусева-Давыдова, Н.А. Виноградова и др. История искусства: Белый город, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441774
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Козьякова М. И. История. Культура. Повседневность : Западная Европа: от Античности до XX века:: учебное пособие Москва : Согласие, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=252984
Л2.2 Амиржанова А. Ш. История искусств : основные закономерности развития искусства Древнего мира и эпохи Средневековья:: учебное пособие Издательство ОмГТУ,, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493250
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 К. А. Мелехова ; [науч. ред. Т. М. Степанская] "Искусство Востока XIX-XX вв.: Индия": учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ www.bibliotekar.ru
Э2 КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА iskusstvu.ru
Э3 История искусства artyx.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «История искусств» самостоятельная работа студентов является одним из методов освоения дисциплины. Она предполагает углубленное изучение теоретических работ по истории искусства.
По наиболее актуальным и сложным проблемам проводятся практические занятия согласно тематическому плану изучения дисциплины, где углубляются и закрепляются полученные студентами знания. Кроме того, в ходе указанных занятий у обучаемых вырабатываются умения и навыки аннотации произведений мирового искусства.
Применяются технические средства обучения, наглядные пособия, презентации.
Самостоятельная работа при изучении дисциплины играет очень важное значение. Для самостоятельной работы студент должен использовать Интернет-ресурсы, указанные в рабочей программе дисциплины.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.