Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в дизайне |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИвД-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 22 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 | 72 | 72 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 | 36 | 36 |
Сам. работа | 18 | 18 | 27 | 27 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 108 | 108 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск. доц. Черняева И.В.
1.1. | Целью преподавания дисциплины «История искусств» является ознакомление слушателей с высшими достижениями художественной культуры человечества на протяжении исторического развития, развитие визуальной культуры студентов, формирование системного восприятия проектной деятельности в сфере дизайна в контексте развития форм и видов мировой художественной культуры и средств визуальной коммуникации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-3 | способностью проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения |
ПСК-2 | способностью применять навыки владения рисунком и основами живописи, приемами работы с цветом, формой и композицией в обосновании художественного замысла дизайн-проекта для информационной среды, в макетировании и моделировании на основе понимания принципов и этапов развития визуальной культуры, знания истории искусства и дизайна, включая осведомленность в современных тенденциях их развития |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основнную проблематику исследования всеобщей истории искусства, закономерности развития визуальной культуры, развития художественных форм, видов художественного проектирования, прикладного творчества и визуальной коммуникации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | развивать свою визуальную культуру на основе знакомства с памятниками мирового художественного наследия, определять художественный уровень проектного решения на основе знания закономерностей и тенденций развития визуальной культуры, включая современный этап |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыки анализа особенностей формы, цвета, композиции произведений мирового искусства, навыки обоснования художественного замысла, трактовки идеи художественного проекта, анализа методов визуальной коммуникации на материале памятников мировой художественной культуры, навыки визуализации информации по развитию визуальной культуры и искусства на разных этапах |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теория искусства | ||||||
1.1. | Введение в историю искусства | Лекции | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Виды и жанры искусства | Практические | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Общая характеристика истории мировой художественной культуры | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Искусство как вид визуальной коммуникации. Закономерности истории искусства | Лекции | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Происхождение искусства. Наскальная живопись как феномен первобытного искусства | Лекции | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Первобытная культура | Практические | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Мегалитические памятники в мировом искусстве | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. История искусства Древнего мира | ||||||
2.1. | Искусство Древнего Египта | Лекции | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Реформы Эхнатона и их влияние на искусство Египта | Лекции | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Особенности древнеегипетской архитектуры | Практические | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2 |
2.4. | "Книга мертвых" как основной источник изучения древнеегпипетского изобразительного искусства | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2 |
2.5. | Общая характеристика искусства Месопотамии | Лекции | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.2, Л2.1 |
2.6. | Искусство Вавилонского царства, Ассирии, Нововавилонского царства | Лекции | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2 |
2.7. | Особенности культуры Шумеров | Практические | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2 |
2.8. | Проблема стиля в искусстве народов Месопотамии | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2 |
2.9. | Своеобразие искусства Древней Индии | Лекции | 1 | 4 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2 |
2.10. | Стили и направления в индийской архитектуре | Практические | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2 |
2.11. | Буддийское изобразительное искусство Индии | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2 |
2.12. | Культура и искусство Китая | Лекции | 1 | 4 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2 |
2.13. | Традиционные виды искусства Китая и их эволюция | Практические | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2 |
2.14. | Средневековое искусство Китая | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2 |
2.15. | Особенности японской культуры и искусства | Лекции | 1 | 4 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2 |
2.16. | Эстетика дзэн в искусстве Японии | Практические | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2 |
2.17. | Своеобразие изобразительного искусства Японии | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2 |
2.18. | История античного искусства. Искусство Древней Греции | Лекции | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.19. | Ордер и его роль в формировании и развитии античного искусства | Практические | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.20. | Античная вазопись | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.21. | Искусство и культура Древнего Рима | Лекции | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.22. | Монументальные задачи в архитектуре Древнего Рима | Лекции | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.23. | Изобразительное искусство Древнего Рима | Практические | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.24. | Декоративно-прикладное искусство Древнего Рима | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.25. | Особенности культуры и искусства Византии | Лекции | 2 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.26. | Иконопись как феномен культуры | Лекции | 2 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.27. | Мусульманское искусство | Лекции | 1 | 4 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Искусство Западной Европы | ||||||
3.1. | Искусство Западной Европы в период раннего средневековья | Лекции | 2 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Романский стиль в европейском искусстве | Лекции | 2 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Архитектура Западной Европы в период средневековья | Практические | 2 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Античное наследие в искусстве средних веков | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.5. | Готика в архитектуре Западной Европы | Лекции | 2 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.6. | Готический стиль в изобразительном искусстве Западной Европы | Лекции | 2 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.7. | Готическое искусство Франции | Практические | 2 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.8. | Готическое искусство Англии, Италии, Германии | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.9. | Искусство итальянского Возрождения | Лекции | 2 | 4 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.10. | Искусство Высокого Возрождения | Практические | 2 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.11. | Искусство Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Микельанджелло, Рафаэль, Джорджоне, Тициан) | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.12. | Искусство Северного Возрождения | Лекции | 2 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.13. | Искусство Нидерландов | Практические | 2 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.14. | Искусство Франции и Германии | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.15. | Искусство Западной Европы XVII века | Лекции | 2 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.16. | Стиль барокко в европейском искусстве XVII века | Лекции | 2 | 4 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.17. | Стиль рококо и его особенности в искусстве Западной Европы | Практические | 2 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.18. | Многообразие стилей и направлений в искусстве XVII века | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.19. | Особенности искусства Европы XVIII века | Лекции | 2 | 4 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.20. | Портретное искусство (Латур, Гейнсборо, Рокотов, Гудон) | Практические | 2 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.21. | Бытовой жанр в искусстве Ватто и Фрагонара,Шардена,Гварди. | Практические | 2 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.22. | Особенности классицизма в архитектуре, кульптуре и живописи XVIII века | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.23. | Европейское искусство XIX века | Лекции | 2 | 4 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.24. | Реализм как ведущее направление в европейском искусстве XIX века | Практические | 2 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.25. | Становление французского реалистического пейзажа в творчестве мастеров барбизонской школы | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.26. | Формирование стиля модерн в европейском искусстве рубежа XIX—XX вв. | Лекции | 2 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.27. | Импрессионизм в европейском искусстве | Практические | 2 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.28. | Постимпрессионизм во французском искусстве рубежа XIX— XX вв. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.29. | Истоки и корни авангарда.Кубизм и футуризм — направления художественного авангарда в европейском искусстве XX в. | Лекции | 2 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.30. | Актуальное искусство. Постмодернизм. Современные авторы и ключевые произведения. Формы и направления развития современного искусства | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.31. | Экзамен | 2 | 27 | ПК-3, ПСК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ильина Т.В., Фомина М.С | История искусства западной европы. От античности до наших дней:: учебник | Юрайт, , 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Л.И. Акимова, И.Л. Бусева-Давыдова, Н.А. Виноградова и др. | История искусства: | Белый город, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441774 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Козьякова М. И. | История. Культура. Повседневность : Западная Европа: от Античности до XX века:: учебное пособие | Москва : Согласие, 2013 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=252984 |
Л2.2 | Амиржанова А. Ш. | История искусств : основные закономерности развития искусства Древнего мира и эпохи Средневековья:: учебное пособие | Издательство ОмГТУ,, 2017 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493250 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | К. А. Мелехова ; [науч. ред. Т. М. Степанская] | "Искусство Востока XIX-XX вв.: Индия": учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ | www.bibliotekar.ru | ||
Э2 | КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА | iskusstvu.ru | ||
Э3 | История искусства | artyx.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
При изучении дисциплины «История искусств» самостоятельная работа студентов является одним из методов освоения дисциплины. Она предполагает углубленное изучение теоретических работ по истории искусства. По наиболее актуальным и сложным проблемам проводятся практические занятия согласно тематическому плану изучения дисциплины, где углубляются и закрепляются полученные студентами знания. Кроме того, в ходе указанных занятий у обучаемых вырабатываются умения и навыки аннотации произведений мирового искусства. Применяются технические средства обучения, наглядные пособия, презентации. Самостоятельная работа при изучении дисциплины играет очень важное значение. Для самостоятельной работы студент должен использовать Интернет-ресурсы, указанные в рабочей программе дисциплины. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - выполнение самостоятельных работ. |