МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конвергентная журналистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Копылов О.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Конвергентная журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие у студентов способности к успешной профессиональной деятельности в конвергентной редакции

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-12 способность понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками медиапроизводства; индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую), следовать базовым профессиональным стандартам журналистской работы
ПК-2 способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ дляразмещения на различных мультимедийных платформах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.осведомленность в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа, в том числе понимание процессов конвергенции; имеет углубленное знание современной технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в средствах массовой информации, в частности интернет-СМИ и мобильных медиа; специфические особенности
различных средств цифровой коммуникации; сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками медиа-производства
3.2.Уметь:
3.2.1.представлять освоенное знание в форме современного мультимедийного контента; применять полученные знания для интерпретации цифровых текстов, формулировать направления проектной работы в сфере новых медиа; использовать различные знаковые системы (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностями в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах; понятийным аппаратом дисциплины; современными методами работы с конвергентными продуктами; техниками анализа конвергентных текстов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные характеристики и понятия конвергентной журналистики
1.1. Конвергентная журналистика: технологические и социокультурные предпосылки Лекции 7 4 ОПК-12, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Роль социальных сетей и гражданской журналистики Лекции 7 4 ОПК-12, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.3. Этические проблемы в современной журналистике Лекции 7 4 ОПК-12, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.4. Мультимедийное журналистское произведение Лекции 7 2 ОПК-12, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.5. Анализ заголовков популярных интернет-СМИ Практические 7 2 ОПК-12, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.6. Ключевые навыки конвергентного журналиста Лекции 7 4 ОПК-12, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.7. Структура новостей в популярных интернет-СМИ Практические 7 2 ОПК-12, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.8. Подготовка большого или оперативного репортажа на актуальную тему с использованием мультимедийных инструментов Сам. работа 7 12 ОПК-12, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Практические навыки в работе конвергентной редакции
2.1. Композиция, редактирование, оптимизация, публикация Лекции 7 4 ОПК-12, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Новостной формат новостей Практические 7 2 ОПК-12, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.3. Создание мультимедийной игры/теста/квиза на актуальную тему с помощью современных сервисов Сам. работа 7 12 ОПК-12, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.4. Скрипты для формата «игра» Практические 7 2 ОПК-12, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.5. Специфика работы в конвергентной редкции Лекции 7 2 ОПК-12, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.6. Матрица форматов сайтов (на примере (altapress.ru) Практические 7 2 ОПК-12, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.7. Блог-платформы Практические 7 2 ОПК-12, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.8. Паблики altapress.ru в основных соцсетях (Вконтакте, Одноклассники, Фейсбук, Твиттер) Сам. работа 7 12 ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кульчицкая Д.Ю. Лонгриды в онлайн-СМИ: особенности и технология создания: учебное пособие "Аспект Пресс", 2017
Л1.2 под ред. Е.Л. Вартановой Медиасистема России: учебное пособие "Аспект Пресс", 2017
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никитенко, А.А. Основы медиажурналистики : учебное пособие НГТУ, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228794
Л2.2 Коханова, Л.А. Интернет-журналистика : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436712
Л2.3 Сурнаев, И.В. Сетевые информационные агентства в структуре СМИ : учебное пособие Лаборатория книги, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142237
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э3 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.