МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Логика в журналистике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Плахин В.Т.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Логика в журналистике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство студентов высшего учебного заведения с основами современной формальной логики и нормами процессов аргументации и доказательства, формирование навыков логического анализа современных медиатекстов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 способность анализировать основные тенденции формирования социальной структуры современного общества, ориентироваться в различных сферах жизни общества, которые являются объектом освещения в СМИ
ОПК-14 способность базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и структурно-композиционной специфики журналистских публикаций,технологии их создания, готовность применять инновационные подходы при создании медиатекстов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы создания стройного, логически непротиворечивого и аргументированного медиатекста, способного достоверно отображать события, явления и процессы современного обшества.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять инструментарий современной логики в процессе верификации и фальсификации значимых тезисов современного медиадискурса, а также при построении собственной медийной наррации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовыми навыками доказательства и опровержения в ходе обсуждения актуальных проблем экономической, политической и социальной жизни..

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Логический анализ языка
1.1. Предметная область логики и журналистика Практические 6 2 ОПК-6, ОПК-14 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Методологические основания логического анализа языка Лекции 6 2 ОПК-6, ОПК-14 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Логика имени
2.1. Логическая теория имени и журналистика Практические 6 2 ОПК-6, ОПК-14 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Логика высказывания
3.1. Простые и сложные высказывания в структуре текста Лекции 6 2 ОПК-6, ОПК-14 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Основные законы логики и журналистика Практические 6 4 ОПК-6, ОПК-14 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Доказательное мышление и журналистика Практические 6 2 ОПК-6, ОПК-14 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Основные принципы правильного мышления
4.1. Законы тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания Лекции 6 2 ОПК-6, ОПК-14 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Умозаключение
5.1. Индукция как форма организации медиатекста Лекции 6 4 ОПК-6, ОПК-14 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.2. Дедуктивные умозаключения Лекции 6 4 ОПК-6, ОПК-14 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.3. Теоретическая аргументация в журналистике Практические 6 2 ОПК-6, ОПК-14 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.4. Эмпирическая аргументация в журналистике Практические 6 2 ОПК-6, ОПК-14 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 6. Аргументация, основные виды и правила
6.1. Эмпирическое и теоретическое обоснования Лекции 6 2 ОПК-6, ОПК-14 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
6.2. Контекстуальная аргументация Лекции 6 2 ОПК-6, ОПК-14 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
6.3. Контекстуальная аргументация в журналистике Практические 6 2 ОПК-6, ОПК-14 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 7. Гипотеза
7.1. Гипотетико-дедуктивные процедуры Лекции 6 2 ОПК-6, ОПК-14 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
7.2. Решение логических задач (задания см. в ФОС) Сам. работа 6 36 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рузавин, Г.И. Основы логики и аргументации: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116638
Л1.2 Гетманова, Александра Денисовна Логика: учебник Омега-Л, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гусев, Д.А. Логика: учебное пособие Прометей, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437309
Л2.2 Ивин, А.А. Логика: учебник Берлин : Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278022
Л2.3 Яшин, Б.Л. Логика: Учебник Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429212
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э3 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.