МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-3-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 193
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 193 193 193 193
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к. ф. н., доцент, Давыденко М. В.

Рецензент(ы):
док. иск., декан, Нехвядович Л. И.

Рабочая программа дисциплины
Философия искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.4014г. №936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - рассмотреть искусство как культурно-исторический феномен, его философское осмысление и оценку, способы решения основных философско-эстетических проблем, представленных в истории философской мысли.
Задачи курса:
1) рассмотреть философию искусства как особую научную область в рамках дисциплин философско-эстетического круга, ее задачи, функции, значение, историю формирования;
2) исследовать искусство как особую форму мировоззрения, рассматриваемую сквозь призму философских концепций различных исторических периодов;
3) выявить способы решения основных философско-эстетических проблем, представленных в истории философской мысли.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов
ПК-3 знанием современных методологических принципов и методических приемов исследований по всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Курс направлен на формирование у студентов гуманистической мировоззренческой позиции на основе приобретенных знаний и развитие навыков анализа философской литературы и источников.
3.2.Уметь:
3.2.1.По окончании изучения курса студент должен:
1) знать основные этапы развития представлений об искусстве в философии и социологии,
2) уметь пользоваться терминологическим аппаратом философии и социологии для решения профессиональных проблем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.По окончании изучения курса студент должен владеть навыками анализа источников по истории общественной мысли.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Философия искусства в системе современного знания
1.1. Конспект работы В.П. Бранского "Искусство и философия" (раздел "Эстетический идеал") Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Взаимодействие и взаимосвязь философии и искусства. Философия искусства как научная дисциплина, определение предмета, задач и функций философии искусства. Философия искусства и смежные искусствоведческие дисциплины. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Взаимодействие и взаимосвязь философии и искусства. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Восприятие искусства: методы и концепции Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Конспект работы Л.Ю. Выготского "Психология искусства" Сам. работа 3 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Философия искусства как методология искусствознания.
2.1. Методологические подходы, сформулированные в философии для анализа культуры и искусства: теоретико-ценностный, историко-философский, историко-культурный. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Методологические подходы, сформулированные в философии для анализа культуры и искусства. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала; подготовка к семинарскому занятию. Сам. работа 3 20 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала. Сам. работа 3 19 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Основные этапы философского рассмотрения сущности философии искусства.
3.1. Основные подходы к рассмотрению сущности искусства в истории философии. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала. Сам. работа 3 30 Л1.1, Л1.2
3.3. Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала. Сам. работа 3 25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Философия искусства Нового времени. XX век: новая философско-эстетическая парадигма. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала. Подготовка к экзамену. Сам. работа 3 20 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Философско-эстетическая концепция Г. Гадамера Сам. работа 3 30 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.7. Философско-эстетическая концепция Ф. Ницше Сам. работа 3 25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.8. Экзамен 3 9 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Долгов К. М. Долгов К. М. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре: М.: Прогресс-Традиция // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2004 biblioclub.ru
Л1.2 Шеллинг Ф.В. Философия искусства: М.: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. В.В. Бычкова и Н.Б. Маньковской. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. : уч. пособ. М.: ИФ РАН // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2005 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный ресурс по истории эстетики etika-estetika.ru
Э2 Шестаков В. Очерки истории эстетики www.gumer.info
Э3 История античной эстетики www.psylib.ukrweb.net
Э4 Курс в Moodle "Философия искусства" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Ссылка на web-страницу: Энциклопедия Арт-Пси: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psycosmology.ru/art/index.php/
5. Ссылка на web-страницу: Философия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.t5s.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.