МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История искусств

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-4-2019
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36 72 72
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 90 90 27 27 117 117
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 144 144 108 108 252 252

Программу составил(и):
к.иск., доц., Степанская А.Г.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История искусств

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению поготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса:
сформировать у студентов представление о специике художественного языка искусства, о периодизации и основных эпохах развития мирового искусства.
Задачи курса:
- формирование представлений о содержании и основных этапах процесса формирования научных знаний в области истории искусства;
- изучение понятий и терминов искусствоведения, основ художестсвенного языка искусства;
- формирование знаний об основных эпохаха истории мирового искусства, их хронологии;
- развитие у студентов навыков и приемов искусствоведческого анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-2 способностью развивать профессионально важные и значимые качества личности будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена
ПК-6 готовностью к использованию современных воспитательных технологий формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- знание содержания и основных этапов процесса формирования научных знаний в области истории искусства;
- знание форм и типов художественных культур, основных культурно-исторических центров мира, закономерностей их функционирования и развития, основных концепций культурно-исторических эпох и типов мировой культуры;
3.2.Уметь:
3.2.1.- определять место и значение художественных произведений в культурно-историческом контексте развития искусства;
- интегрировать ранее полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения с выдающимися художественными явлениями;
- воспринимать художественный образ как отражение эпохи, стиля, направления, национальной школы, творческой индивидуальности автора;
- выявлять нравственные и эстетические ценности искусства, сформировать личную позицию по отношению к произведениям искусства;
- воспринимать свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость;
- уметь вести диалог в качестве активного слушателя, зрителя, исполнителя, художника, критика;
- находить и отбирать соответствующую информацию, углубляющую знание учебного материала.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владение методикой самостоятельной обработки информации и использование ее в решении профессиональных задач;
- владение принципами классификации художественных культур народов мира;
- владение знаниями и навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства;
- владение необходимыми навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров;
- самообразования в области искусства, внеаудиторного усвоения разделов курса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Искусство России XVIII - начала ХХ века.
1.1. Введение. Виды, формы, жанры и выразительные средства изобразительного искусства. Периодизация курса. Лекции 1 14 ОК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
1.2. Искусство Древней Руси. Искусство Киевской Руси. (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к зачету) Сам. работа 1 12 ОК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
1.3. Искусство периода феодальной раздробленности (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к зачету) Сам. работа 1 8 ОК-6, ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
1.4. Развитие портретного жанра.Барокко и классицизм–основные направления в архитектуре XVIII-нач. XIX в. Лекции 1 10 ОК-6, ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
1.5. Классицизм в живописи и скульптуре II половины XVIII-нач. XIX веков. Лекции 1 12 ОК-6, ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
1.6. Искуство конца XVIII в. Ведущие мастера. Расцвет портретного искусства. (изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к зачету). Сам. работа 1 20 ОК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
1.7. Искусство I половины XIX века. Русская живопись от классицизма к романтизму. Творчество крупнейших русских художников второй четверти ХIX века. (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к зачету) Сам. работа 1 20 ОК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
1.8. Искусство II половины XIX века. Искусство 50-60 -х гг. XIX века. Организация и деятельность Товарищества передвижников. Основные жанры и крупнейшие представители (подготовка рефератов и устных докладов по тематике курса, подготовка презентационного материала) Практические 1 9 ОК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
1.9. Искусство конца XIX – начала ХХ в. Стилевое и жанровое многообразие искусства Серебряного века. Творчество крупнейших представителей. Художественные объединения начала ХХ века. (подготовка рефератов и устных докладов по тематике курса, подготовка презентационного материала) Практические 1 9 ОК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
1.10. Академическое искусство и его представители в живописи, скульптуре и архитектуре (изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к зачету). Сам. работа 1 30 ОК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
1.11. Зачет 1 0 ОК-6, ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
Раздел 2. Искусство ХХ века. Основные этапы
2.1. Искусство послеоктябрьских десятилетий.(1917-1930-е годы) Лекции 2 14 ОК-6, ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
2.2. Общая характеристика русского искусства первой половины XIX в. Периодизация. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 2 27 ОК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
2.3. Искусство в годы Великой Отечественной Войны.(Подготовка рефератов и устных докладов по тематике курса, подготовка презентационного материла) Практические 2 10 ОК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
2.4. Искусство второй половины 1940-х - 1990-х годов.(Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену) Практические 2 8 ОК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
2.5. Заключение. Основные тенденции развития искусства постсоветского периода. Лекции 2 22 ОК-6, ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
2.6. Экзамен 2 27 ОК-6, ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусства: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. В. Ильина История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник // ЭБС "Юрайт" 2018, 2011 www.biblio-online.ru
Л2.2 Л.И. Акимова, И.Л. Бусева-Давыдова, Н.А. Виноградова и др. История искусства: Белый город, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441774
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine .- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. - Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
Э3 Государственный художественный музей Алтайского края : [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://muzei.ab.ru
Э4 Государственный Эрмитаж: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.hermitagemuseum.org
Э5 Русский музей:[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://rusmuseum.ru
Э6 История русского искусства: версия 2.0/ И.Э. Грабарь. - М.: БИЗНЕССОФТ, 2005. - 1о=эл.опт.диск (CD-ROM)/ - (Электронная библиотека)
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по подготовке к зачёту/экзамену

Основное в подготовке к зачёту/экзамену – это повторение всего материала курса.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к зачёту/экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к зачёту/экзамену избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к зачёту/экзамену по ночам, является вредным мифом.
При подготовке к сдаче зачёту/экзамену старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к зачёту/экзамену следует особое внимание обратить на следующие моменты:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и зачёт/экзамен сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Будьте готовы к тому, что преподаватель на зачёте/экзамене может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь во всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте.