Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 54_03_02_ДПИиНП-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 22 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 | 72 | 72 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 | 36 | 36 |
Сам. работа | 54 | 54 | 27 | 27 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Цель дисциплины - формирование представления о последовательном развитии зарубежного искусства, а также систематических знаний по истории отечественного искусства. Задачи: -сформировать представление об искусстве, как о неотъемлемой части современной цивилизации, активно влияющей на развитие человечества в целом; -сформировать ясное понимание студентами жанровых и стилевых особенностей произведения в зависимости от вида искусства; -дать представление о многообразии творческих направлений в различных видах искусства и причинах их появления; -научить оперировать основным понятийным аппаратом, используемым при анализе произведений искусства; -научить грамотно, в соответствии с поставленной задачей анализировать художественное произведение и грамотно оппонировать в дискуссиях на искусствоведческие темы; -раскрыть наиболее важные культурологические закономерности истории мирового и отечественного искусства; -выявить специфику этапов становления и развития искусства, эволюции художественных стилей во взаимосвязи с культурно – историческим контекстом; -познакомить студентов с творчеством наиболее значительных представителей мирового и отечественного искусства архитекторов, художников, скульпторов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-3 | способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Иметь представление об искусстве, как о неотъемлемой части современной цивилизации, активно влияющей на развитие человечества в целом, последовательной картине развития зарубежного и отечественного искусства, о многообразии творческих направлений в различных видах искусства и причинах их появления. — знает историю отечественного и зарубежного искусства; — природу и содержание искусства; — общие тенденции развития; — периодизацию и особенности каждого из выделенных периодов; — основные ансамбли и отдельные произведения; — основы художественного языка. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Определять сновные этапы и факторы формирования исторических форм и типов искусства; основные критерии типологических классификаций произведений в рамках истории искусства;каноны художественного творчества, присущие определенным этапам развития искусства; принципы художественного восприятия и художественной оценки, свойственные конкретному периоду в развитии искусства;творчество наиболее значительных представителей мирового и отечественного искусства – архитекторов, художников, скульпторов. Уметь анализировать морфологический состав искусства данного периода; вычленять и описывать доминантный художественный образ произведения, формы и особенности его выражения в различных языках искусства выявлять и анализировать существенные признаки различных художественных стилей выделять и анализировать компоненты художественных картин мира использовать полученные знания в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Иметь навыки грамотного, в соответствии с поставленной задачей, анализа художественного произведения; аргументированого оппонирования в дискуссиях на искусствоведческие темы, использования понятийного аппарата в области теории и истории русского искусства. владеть навыками письменных работ по истории искусства, рефератов, курсовых и дипломных работ по истории искусства, а также навыками устных выступлений — бесед, лекций, докладов и т.п. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История мирового искусства. | ||||||
1.1. | Классификация видов искусства. История и развитие искусства. Особенности эстетического развития различных регионов мира | Лекции | 1 | 6 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-3 | Л1.1 |
1.3. | Искусство Византии и ее влияние на формирование русского искусства. Гуманистические идеалы древнегреческого искусства. Искусство Древнего Рима. Особенности древнеримского искусства. Подражание греческим образцам в скульптуре и живописи | Лекции | 1 | 8 | ПК-3 | Л1.1 |
1.4. | Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-3 | Л1.1 |
1.5. | Западноевропейское искусство. Архитектура, станковое и прикладное искусство в эпоху Средневековья | Лекции | 1 | 8 | ПК-3 | Л1.1 |
1.6. | Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену | Сам. работа | 1 | 16 | ПК-3 | Л1.1 |
1.7. | Архитектура, станковое и прикладное искусство Южного Ренессанса. Искусство итальянского Возрождения. Искусство Северного Возрождения. Влияние готики на искусство Северного Возрождения. | Лекции | 1 | 8 | ПК-3 | Л1.1 |
1.8. | Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-3 | Л1.1 |
1.9. | Условия формирования искусства эпохи Средневековья. | Лекции | 1 | 4 | ПК-3 | Л1.1 |
1.10. | Художественные стили. Становление нового стиля во Франции. Подготовка презентационного материала к экзаменационному билету. | Практические | 1 | 2 | ПК-3 | Л1.1 |
1.11. | Барокко и классицизм XVII века. | Практические | 1 | 4 | ||
1.12. | Исторический фон развития искусства в XVII веке. | Практические | 1 | 2 | ||
1.13. | Неоклассицизм и романтизм XIХ века (1-я половина). | Практические | 1 | 2 | ||
1.14. | Рококо и неоклассицизм XVIII века. Термин «рококо» в истории искусства. | Практические | 1 | 4 | ||
1.15. | Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-3 | Л1.1 |
1.16. | Искусство Востока. Характеристика и особенности развития искусства Африки и Америки | Лекции | 1 | 2 | ПК-3 | Л1.1 |
1.17. | Характеристика и особенности развития искусства Африки и Америки. Подготовка презентационного материала к экзаменационному билету. | Практические | 1 | 4 | ПК-3 | Л1.1 |
Раздел 2. Отечественное искусство | ||||||
2.1. | Христианские основы древнерусского искусства.Крещение Руси и стиль монументального историзма: X – XI века.Русский Проторенессанс: новгородское искусство (вторая половина XIII – XIV века).Вторая ступень Русского Предвозрождения: искусство Москвы (XV век). | Лекции | 2 | 8 | ПК-3 | Л1.1 |
2.2. | Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-3 | Л1.1 |
2.3. | Работа с материалом: Московская школа иконописи (конец XIV – начало XVI века).Модификация Русского Предвозрождения: XVI век. | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.1 |
2.4. | Русское искусство XVII века: Ренессанс или Барокко.Художественные стили в русском искусстве XVIII века.Классицизм в русском искусстве первой половины XIX века (архитектура и живопись). | Лекции | 2 | 8 | ПК-3 | Л1.1 |
2.5. | Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.1 |
2.6. | Классицизм в русском искусстве первой половины XIX века (архитектура и живопись).Русское искусство XVII века: Ренессанс или Барокко.Художественные стили в русском искусстве XVIII века. | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.1 |
2.7. | Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену | Сам. работа | 2 | 5 | ПК-3 | Л1.1 |
2.8. | Русское изобразительное искусство первой половины XIX века.Реализм – ведущий художественный метод в русском изобразительном искусстве второй половины XIX века. | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.1 |
2.9. | Русское изобразительное искусство первой половины XIX века.Реализм – ведущий художественный метод в русском изобразительном искусстве второй половины XIX века. | Лекции | 2 | 10 | ПК-3 | Л1.1 |
2.10. | Влияние западноевропейских стилей на архитектуру, станковые и прикладные виды искусства XIX века | Лекции | 2 | 10 | ПК-3 | Л1.1 |
2.11. | Искусство ХХ века.Мировое искусство XX в. Современные тенденции в западном искусстве: реализм, модернизм, постмодерн, масскультура. | Практические | 2 | 6 | ПК-3 | Л1.1 |
2.12. | Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-3 | Л1.1 |
2.13. | Особенности развития культуры и искусства во второй половине XIX века. Школы современного искусства | Практические | 2 | 6 | ПК-3 | Л1.1 |
2.14. | Экзамен | 2 | 27 | ПК-3 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложения |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Т. В. Ильина | История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник | // ЭБС "Юрайт" 2018, 2011 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л. М. Ванюшкина, С. А. Тихомиров, И. И. Куракина, Л. В. Дмитриева | История искусств. Эпохи и образы: учебное пособие для СПО | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/C9697B17-FDC2-440D-BDBF-708435C3BB95 |
Л2.2 | Вёрман К. | История искусства всех времен и народов. Т.2 Европейское искусство средних веков: учебное пособие | М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. | Введение в историю искусства: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Университетская библиотека onlaine. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. | www.akunb.altlib.ru | ||
Э3 | Библиотекарь.ру: [Электронный ресурс]. | bibliotekar.ru | ||
Э4 | Международный журнал исследований культуры : [Электронный ресурс]. | www.culturalresearch.ru | ||
Э5 | Курс «История культуры и искусства» в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной, так и в электронной и мультимедийной формах. |