МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культура стран Востока
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра истории искусства, костюма и текстиля
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-34-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Мелехова К.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Культура стран Востока

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра истории искусства, костюма и текстиля

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра истории искусства, костюма и текстиля

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью теоретического курса «Культура стран Востока» является формирование у студентов системных знаний в области истории культуры Востока; развитие у них умения оценивать достижения культуры, самостоятельно приобретать и пополнять в дальнейшем опыт освоения культуры, включаться в межкультурный диалог, а также применять культуролоическое знание в профессиональной деятельности,социальной практике, в культурной политике, связанной с сохранением и освоением художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: способностью применять культуролоическое знание в профессиональной деятельности и социальной практике
ПК-15: готовностью к реализации направлений государственной культурной политики, связанной с сохранением и освоением художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Студент должен иметь представление:
- историю изучаемого региона;
- об особенностях духовного и материального наследия стран и регионов в контексте мировой культуры.
- о единстве и различиях культурно-исторических процессов в рассматриваемых регионах, а также художественных особенностях искусства Азии и Востока:
- о специфике социокультурного контекста и его роли в сохранении и модернизации традиционного художественного наследия.
- основные этапы исторического развития таких элементов культуры, как религия, литература, искусства; специфику европейской культуры и традиционных культур Востока.
3.2.Уметь:
3.2.1.Студент должен знать и уметь:
- знать общность и различия идейно-эстетических основ культуры в изучаемых странах Азии и Востока.
- знать этапы научного изучения культур Азии и Востока на Западе, достижения отечественной науки в изучении искусства, указанных регионов;
- уметь выявлять и понимать особенности крупнейших национальных школ.
- уметь выявить проблематику национальных стилей и направлений в восточноазиатской художественной культуре.
- давать описание культурных комплексов, пытаясь установить взаимосвязи между элементами, их составляющими; анализировать пути развития, трансформаций различных элементов культуры и их комплексов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Студент имеет навыки:
- логически верно, аргументировано и ясно выявлять и обосновывать причины зарождения и развития традиционной культуры Азии и Востока;навыками самостоятельной работы с рекомендуемыми источниками и литературой; навыками сравнительного анализа культурных фактов, явлений; навыками ведения дискуссий по проблемам изучаемого курса; искусствоведческой, религиоведческой, культурологической терминологией и категориальным аппаратом.
- раскрытия взаимодействия культуры Азии и Востока в межкультурныом диалоге;
- использования полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Историография культуры Востока Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.2. Проблема изучения культуры и искусства Востока Практические 3 2 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Хронологические и географические рамки изучени культуры и искусства Востока Сам. работа 3 6 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Классификация культур Востока Сам. работа 3 6 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Древний Восток
2.5. Особенности культуры и искусства Древнего Египта Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Архитектура как камертон стиля в Древнем Египте Практические 3 2 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Особенности культуры и искусства в Месопотамии Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.8. Влияние открытий памятников архитектуры и изобразительного искусства Древнего Востока на развитие искусства Европы и России в XVIII–XIX вв Практические 3 2 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.9. Влияние "Эпоса о Гильгамеше" и его отдельных сюжетов на современную культуру (эссе/реферат) Сам. работа 3 6 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.10. Антология шумерской поэзии и ее роль в исследовании культуры и искусства Древнего Востока Сам. работа 3 4 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Культура и искусство Индии
3.11. Общая характеристика культуры и искусства Индии Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.12. Особенности культуры и искусства Древней Индии Практические 3 2 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.13. Проблема стиля в средневековом искусстве Индии Практические 3 2 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.14. Ведийские основы индийской культуры и искусства Сам. работа 3 4 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.15. Ключевые произведения гандхарского и матхурского искусства. Сам. работа 3 4 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.16. Культура и искусство Тайланда и индонеции Сам. работа 3 4 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Особенности искусства стран ислама
4.17. Архитектура исламских стран. Практические 3 2 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.18. Визуальные искусства в исламе. Каллиграфия. Практические 3 2 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.19. Общая характеристика мусульманской культуры. Сам. работа 3 5 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.20. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ислама Сам. работа 3 8 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.21. Типология мусульманской архитектуры. Сам. работа 3 8 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Культура Дальнего Востока. Китай. Япония
5.22. Важнейшие методологические подходы к изучению культуры Китая Практические 3 2 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
5.23. Китайская мифология и ее отражение в культуре и искусстве Практические 3 2 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
5.24. Культура первых государств на территории Китая. Формирование основ китайской духовной цивилизации. Сам. работа 3 8 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
5.25. Культура и искусство Китая в период средневековья. Сам. работа 3 3 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
5.26. Основные этапы развития культуры Японии. Практические 3 2 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
5.27. Японские традиции и обычаи. Японское искусство. Практические 3 2 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
5.28. Архитектура и изобразительное искусство Японии Сам. работа 3 10 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
5.29. Влияние Востока на культуру Европы Практические 3 2 ОПК-2, ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Основные понятия исследования культуры стран Востока
2. Этапы изучения и теоретические проблемы исследования культур народов стран Азии
3. Формирование основных центров мировых культур
4. Основные понятия культурологии и искусствоведения
5. Историческая периодизация искусства Древнего Египта
6. Особенности формирования и развития стиля в Древнем Египте
7. Культура и искусство стран и народов Месопотамии
8. Эволюция стиля в культурах Месопотамии
9. Особенности периодизации изобразительного искусства и архитектуры Древнего Египта
10. Своеобразие культуры и искусства Месопотамии
11. Единство в многообразии культуры и искусства Индии
12. Своеобразие искусства Индии в период древности
13. Особенности средневековой культуры Индии и сопредельных территорий
14. Культура и искусство стран и регионов Юго-Восточной Азии
15. Культура Мьянмы и Шри-Ланки
16. Древняя архитектура ранних городских центров Индостана. Особенности планировки, архитектуры и скульптуры и керамики Хараппы, Мохенджо-Даро
17. Культура и искусство Тайланда и индонеции
18. Своеобразие культуры и искусства стран ислама
19. Типологии архитектуры стран и регионов ислама
20. Особенности культуры и искусства Арабского халифата
21. Культура стран исдама: Египет, Турция, Иран, Мавританское искусство
22. Святыни Мекки и Медины. Кибла и ее значение
23. Эстетика исламского орнамента
24. Значение каллиграфии в развитии искусства ислама
25. Общая характеристика культуры и искусства Китая
26. Периодизация культуры архаического и Древнего Китая
27. Культура и искусство средневекового Китая
28. Общая характеристика культуры и искусства Японии
29. Роль социокультурных факторов для формирования и развития культуры и искуства Японии
30. Эстетика японского изобразительного искусства
31. Декоративно-прикладное искусство Японии
32. Проблема изучения культуры Индии, Китая, Японии в ХХ-XXI вв.
33. Влияние Востока на культуру Европы
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
"Замки пустыни" Омейядов..
Величайшие мечети Египта/Ирана/Турции.
Архитектурная композиция Тадж-Махала.
Большая ступа в Санчи
Декоративно-прикладное искусство стран Дальнего Востока в средние века.
Живопись в культуре Японии XVIII– XIX столетий.
Знаменитые медресе Арабского халифата.
Иерархия жанров китайской живописи.
Канон и эстетические особенности в искусстве Древнего Египта
Крепостное и дворцовое зодчество Индии в XII-XVI вв.
Летние императорские дворцы Пекина
Особенности архитектуры периода Асука (на примере монастырского комплекса Хорюдзи).
Особенности искусства Ахеменидов
Особенности композиции "Запретного города" в Пекине
Пещерные храмы Индии
Самурайские замки Японии
Светская культура стран Ближнего Востока в ХХ веке.
Современное культовое зодчество в странах Дальнего Востока
Театральные традиции Юго-Восточной Азии.
5.3. Фонд оценочных средств
см. в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Воскресенская Н.О. Культурология. История мировой культуры: Учебник Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115386
Л1.2 под ред. А.Н. Марковой Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=115385
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никитич Л. А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115402
Л2.2 Садохин А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие М.: Юнити-Дана, , 2015. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115026
Л2.3 Виноградова, Н.А. Китай, Корея, Япония: образ мира в искусстве. : Сборник научных статей Прогресс-Традиция, , 2010. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=105305
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ссылка на web-страницу: Библиотека по культурологии: [Электронный ресурс]. http://www.countries.ru/library.htm
Э2 Ссылка на web-страницу: Государственный музей Востока: [Электронный ресурс]. http://www.orientmuseum.ru/
Э3 Ссылка на web-страницу: Библиотекарь.Ру: [Электронный ресурс]. http://bibliotekar.ru/index.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- четкое и системное планирование самостоятельной работы;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.