МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математические модели принятия решений в условиях риска и неопределенности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки01.04.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильМатематические методы и информационные технологии в экологии и природопользовании
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план01_04_02_ММиИТ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.т.н., проф, Оскорбин Н.М.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Вараксин С.В.

Рабочая программа дисциплины
Математические модели принятия решений в условиях риска и неопределенности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.04.02 ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 28.08.2015г. №911)

составлена на основании учебного плана:
01.04.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Хворова Любовь Анатольевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Любовь Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Математические модели принятия решений в условиях риска и неопределенности» является подготовка магистров по направлению 01.04.02 Прикладная математика и информатика: Математические методы и информационные технологии в экологии и природопользовании к изучению методологических и методических подходов математического и компьютерного моделирования и прогнозирования процессов в сложных социально-экономических и экологических системах, развивающих способности действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения и разрабатывать и анализировать концептуальные и теоретические модели решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ПК-4 способностью разрабатывать и анализировать концептуальные и теоретические модели решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные правила и критерии поведения в нестандартных ситуациях. Уровни социальной и этической ответственность за принятые решения. Уровни социальной и этической ответственность за принятые решения.
Основные концептуальные и теоретические модели решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности в задачах экономики, экологии и социальной сфере.
Современные подходы и методы создания концептуальных и теоретических моделей решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности в задачах экономики, экологии и социальной сфере.
Технические приемы и информационные технологии создания теоретических и прикладных моделей решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности в задачах экономики, экологии и социальной сфере.
3.2.Уметь:
3.2.1.Классифицировать нестандартные ситуации, выбирать и применять на практике основные правила и критерии поведения в нестандартных ситуациях. Выбирать адекватные нестандартным ситуациям уровни социальной и этической ответственность за принятые решения.
Классифицировать концептуальные и теоретические модели решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности в задачах экономики, экологии и социальной сфере.
Использовать инструментальные средства для исследования теоретических и прикладных моделей обоснования оптимальных решений в прикладных задачах экономики, экологии и социальной сфере.
Применять на практике инструментальные средства для исследования теоретических и прикладных моделей обоснования оптимальных решений в задачах экономики, экологии и социальной сфере.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Иметь навыки практической классификации нестандартных ситуаций, владеть критериями и опытом применять на практике основные правила и критерии поведения в нестандартных ситуациях. Практическими приемами и опытом выбирать адекватные нестандартным ситуациям уровни социальной и этической ответственность за принятые решения.
Основным комплексом современных концептуальных и теоретических моделей решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности в задачах экономики, экологии и социальной сфере.
Инструментальными средствами для исследования теоретических и прикладных моделей обоснования оптимальных решений в прикладных задачах экономики, экологии и социальной сфере.
Технологическими приемами применения на практике математических и инструментальных средств обоснования оптимальных решений в задачах экономики, экологии и социальной сфере.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы моделирования процессов принятия решений в условиях рисков и неопределенностей
1.1. Классификация и принципы Моделирование процессов и моделирование решений Практические 2 6 ОК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Комплекс моделей годового и стратегического планирования фирмы на основе производственных функций Сам. работа 2 10 ОК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
1.3. Математические модели поддержки приятия решений в условиях природной неоределенности Практические 2 6 ОК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
1.4. Принципы формализации задач обоснования оптимальных решений, включая задачи прогноза, оценки параметров, выбора оптимальных управлений Сам. работа 2 10 ОК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Теоретико-игровые модели принятия решений в условиях рисков и неопределенностей
2.1. Примеры математических моделей. Модель контроля с двумя ЛПР. Игра «Государство-Предприниматели» Практические 2 6 ОК-2, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3
2.2. Принципы выбора оптимальных стратегий в бескоалиционных играх (минимаксные стратегии, ситуации равновесия, устойчивые парето-оптимальные стратегии). Сам. работа 2 10 ОК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2
Раздел 3. Прикладные модели принятия решений в условиях рисков и неопределенностей
3.1. Устойчивые парето-оптимальные стратегии в играх с непротивоположными интересами. Иерархические игры Практические 2 6 ОК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
3.2. Математические модели планирования производства на основе линейного программирования. Примеры Сам. работа 2 10 ОК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
3.3. Поле игры. Гипотезы поведения игроков. Построение поля игры на примере игры «Государство-Предприниматели» и на примере антагонистической игры. Обоснование оптимальных стратегий участников системы контроля Практические 2 12 ОК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
3.4. Примеры устойчивых и парето-оптимальных стратегий в игре «Государство-Предприниматели». Игры (Г2, Г1). Сам. работа 2 5 ОК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
3.5. Итоговый экзамен по курсу Экзамен 2 27 ОК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Петрова А.Г., Оскорбин Н.М., Хворова Л.А. и др. Математическое моделирование: учебное пособие: Основная Барнаул: Изд-во Алт. ун-та., 2016. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3328
Л1.2 Н. М. Оскорбин, В. В. Журавлева ; АлтГУ Математические модели и методы исследования систем управления (Ч. 1): учеб. пособие : [в 2 ч.] Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. В. Максимов, Н. М. Оскорбин Многопользовательские информационные системы: основы теории и методы исследования: монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 Воронцовский А.В. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Шокин Ю.И. Современные многосеточные методы. Многоуровневые методы. Применение многомасштабных методов: учебное пособие Издательство НГТУ, 2012 www.studentlibrary.ru
Л2.4 О. П. Мамченко, Н. М. Оскорбин Моделирование иерархических систем: учеб. для вузов Изд-во АлтГУ, 2007 elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Аналитическо-информационный портал "Финам". www.finam.ru
Э2 Свободная энциклопедия «Википедия» ru.wikipedia.org
Э3 Курс в Moodle «Математические модели принятия решений в условиях риска и неопределенности» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
2. Научная электронная библиотека (http://elibrary.ru/).
3. Электронная база данных «ZBMATH – The database Zentralblatt MATH» (https://zbmath.org/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В курсе «Математические модели принятия решений в условиях риска и неопределенности» предусмотрено проведение практических занятий, включая выполнение индивидуальных расчетных работ по проблемным вопросам курса, что способствует лучшему и углубленному освоению теоретического материала.
Теоретические разделы курса представлены в методической литературе, в которой приведены задания на самостоятельную работу, разделы вопросов и описание расчетных работ.
В процессе выполнения расчетных работ студенты знакомятся с описанием каждого расчетного задания с примером его выполнения, с файлом задания на содержание расчетной работы, теоретическим материалом по отдельному методическому указанию и используемым программным средствам в среде MS Excel.
Смотри ЭУМК (moodle) http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2306
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать и принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Темы практических занятий представлены в рабочей программе дисциплины. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). Принимайте участие в дискуссиях при коллективной защите результатов выполнения практических работ, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
3. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
4. Итоговый контроль. Перечень вопросов к экзамену представлен в ЭУМК. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на практиках. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на практических занятиях, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.