Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 01.04.02. Прикладная математика и информатика |
Профиль | Математические методы и информационные технологии в экологии и природопользовании |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 01_04_02_ММиИТ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Любовь Анатольевна
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Математические модели принятия решений в условиях риска и неопределенности» является подготовка магистров по направлению 01.04.02 Прикладная математика и информатика: Математические методы и информационные технологии в экологии и природопользовании к изучению методологических и методических подходов математического и компьютерного моделирования и прогнозирования процессов в сложных социально-экономических и экологических системах, развивающих способности действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения и разрабатывать и анализировать концептуальные и теоретические модели решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-2 | готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения |
ПК-4 | способностью разрабатывать и анализировать концептуальные и теоретические модели решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные правила и критерии поведения в нестандартных ситуациях. Уровни социальной и этической ответственность за принятые решения. Уровни социальной и этической ответственность за принятые решения. Основные концептуальные и теоретические модели решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности в задачах экономики, экологии и социальной сфере. Современные подходы и методы создания концептуальных и теоретических моделей решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности в задачах экономики, экологии и социальной сфере. Технические приемы и информационные технологии создания теоретических и прикладных моделей решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности в задачах экономики, экологии и социальной сфере. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Классифицировать нестандартные ситуации, выбирать и применять на практике основные правила и критерии поведения в нестандартных ситуациях. Выбирать адекватные нестандартным ситуациям уровни социальной и этической ответственность за принятые решения. Классифицировать концептуальные и теоретические модели решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности в задачах экономики, экологии и социальной сфере. Использовать инструментальные средства для исследования теоретических и прикладных моделей обоснования оптимальных решений в прикладных задачах экономики, экологии и социальной сфере. Применять на практике инструментальные средства для исследования теоретических и прикладных моделей обоснования оптимальных решений в задачах экономики, экологии и социальной сфере. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Иметь навыки практической классификации нестандартных ситуаций, владеть критериями и опытом применять на практике основные правила и критерии поведения в нестандартных ситуациях. Практическими приемами и опытом выбирать адекватные нестандартным ситуациям уровни социальной и этической ответственность за принятые решения. Основным комплексом современных концептуальных и теоретических моделей решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности в задачах экономики, экологии и социальной сфере. Инструментальными средствами для исследования теоретических и прикладных моделей обоснования оптимальных решений в прикладных задачах экономики, экологии и социальной сфере. Технологическими приемами применения на практике математических и инструментальных средств обоснования оптимальных решений в задачах экономики, экологии и социальной сфере. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы моделирования процессов принятия решений в условиях рисков и неопределенностей | ||||||
1.1. | Классификация и принципы Моделирование процессов и моделирование решений | Практические | 2 | 6 | ОК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Комплекс моделей годового и стратегического планирования фирмы на основе производственных функций | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4 |
1.3. | Математические модели поддержки приятия решений в условиях природной неоределенности | Практические | 2 | 6 | ОК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4 |
1.4. | Принципы формализации задач обоснования оптимальных решений, включая задачи прогноза, оценки параметров, выбора оптимальных управлений | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Теоретико-игровые модели принятия решений в условиях рисков и неопределенностей | ||||||
2.1. | Примеры математических моделей. Модель контроля с двумя ЛПР. Игра «Государство-Предприниматели» | Практические | 2 | 6 | ОК-2, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3 |
2.2. | Принципы выбора оптимальных стратегий в бескоалиционных играх (минимаксные стратегии, ситуации равновесия, устойчивые парето-оптимальные стратегии). | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2 |
Раздел 3. Прикладные модели принятия решений в условиях рисков и неопределенностей | ||||||
3.1. | Устойчивые парето-оптимальные стратегии в играх с непротивоположными интересами. Иерархические игры | Практические | 2 | 6 | ОК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4 |
3.2. | Математические модели планирования производства на основе линейного программирования. Примеры | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4 |
3.3. | Поле игры. Гипотезы поведения игроков. Построение поля игры на примере игры «Государство-Предприниматели» и на примере антагонистической игры. Обоснование оптимальных стратегий участников системы контроля | Практические | 2 | 12 | ОК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4 |
3.4. | Примеры устойчивых и парето-оптимальных стратегий в игре «Государство-Предприниматели». Игры (Г2, Г1). | Сам. работа | 2 | 5 | ОК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4 |
3.5. | Итоговый экзамен по курсу | Экзамен | 2 | 27 | ОК-2, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Петрова А.Г., Оскорбин Н.М., Хворова Л.А. и др. | Математическое моделирование: учебное пособие: Основная | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та., 2016. | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3328 |
Л1.2 | Н. М. Оскорбин, В. В. Журавлева ; АлтГУ | Математические модели и методы исследования систем управления (Ч. 1): учеб. пособие : [в 2 ч.] | Изд-во АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А. В. Максимов, Н. М. Оскорбин | Многопользовательские информационные системы: основы теории и методы исследования: монография | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Воронцовский А.В. | УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Шокин Ю.И. | Современные многосеточные методы. Многоуровневые методы. Применение многомасштабных методов: учебное пособие | Издательство НГТУ, 2012 | www.studentlibrary.ru |
Л2.4 | О. П. Мамченко, Н. М. Оскорбин | Моделирование иерархических систем: учеб. для вузов | Изд-во АлтГУ, 2007 | elibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Аналитическо-информационный портал "Финам". | www.finam.ru | ||
Э2 | Свободная энциклопедия «Википедия» | ru.wikipedia.org | ||
Э3 | Курс в Moodle «Математические модели принятия решений в условиях риска и неопределенности» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). 2. Научная электронная библиотека (http://elibrary.ru/). 3. Электронная база данных «ZBMATH – The database Zentralblatt MATH» (https://zbmath.org/). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
202Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
В курсе «Математические модели принятия решений в условиях риска и неопределенности» предусмотрено проведение практических занятий, включая выполнение индивидуальных расчетных работ по проблемным вопросам курса, что способствует лучшему и углубленному освоению теоретического материала. Теоретические разделы курса представлены в методической литературе, в которой приведены задания на самостоятельную работу, разделы вопросов и описание расчетных работ. В процессе выполнения расчетных работ студенты знакомятся с описанием каждого расчетного задания с примером его выполнения, с файлом задания на содержание расчетной работы, теоретическим материалом по отдельному методическому указанию и используемым программным средствам в среде MS Excel. Смотри ЭУМК (moodle) http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2306 1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать и принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Темы практических занятий представлены в рабочей программе дисциплины. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). Принимайте участие в дискуссиях при коллективной защите результатов выполнения практических работ, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 3. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 4. Итоговый контроль. Перечень вопросов к экзамену представлен в ЭУМК. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на практиках. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на практических занятиях, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |