Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 01.04.02. Прикладная математика и информатика |
Профиль | Математическое и программное обеспечение вычислительных машин |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 01_04_02_МиПОВМ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Любовь Анатольевна
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Математическое моделирование иерархических систем» является подготовка магистров по направлению 01.04.02 Прикладная математика и информатика: Математическое и программное обеспечение вычислительных машин к изучению методологических и методических подходов математического и компьютерного моделирования и прогнозирования процессов в сложных социально-экономических системах с иерархической структурой, развивающих способности разрабатывать и анализировать концептуальные и теоретические модели решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-4 | способностью разрабатывать и анализировать концептуальные и теоретические модели решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные концептуальные и теоретические математические модели решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности в задачах экономики и социальной сфере. Современные подходы и методы создания концептуальных и теоретических математические моделей решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности в задачах экономики и социальной сфере. Технические приемы и информационные технологии создания теоретических и прикладных математических моделей решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности в задачах экономики и социальной сфере. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Классифицировать концептуальные и теоретические математические модели решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности в задачах экономики и социальной сфере. Использовать инструментальные средства для исследования теоретических и прикладных математических моделей обоснования оптимальных решений в прикладных задачах экономики и социальной сфере. Применять на практике инструментальные средства для исследования теоретических и прикладных математических моделей обоснования оптимальных решений в задачах экономики и социальной сфере. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Основным комплексом современных концептуальных и теоретических математических моделей решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности в задачах экономики и социальной сфере. Инструментальными средствами для исследования теоретических и прикладных математических моделей обоснования оптимальных решений в прикладных задачах экономики и социальной сфере. Технологическими приемами применения на практике математических и инструментальных средств обоснования оптимальных решений в иерархических системах в области экономики и социальной сфере. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в теорию математического моделирования иерархических систем | ||||||
1.1. | Основные понятия и области применения математических моделей иерархических систем | Лекции | 3 | 6 | ПК-4 | Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Постановка задачи математического моделирования иерархических систем. Классификация иерархических систем | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-4 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
1.3. | Практикум по теории иерархических игр | Практические | 3 | 6 | ПК-4 | Л1.2, Л2.2 |
1.4. | Прикладные задачи теории иерархических систем управления | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Декомпозиционные методы математического моделирования иерархических систем | ||||||
2.1. | Декомпозиционные модели иерархических систем | Лекции | 3 | 4 | ПК-4 | Л1.2 |
2.2. | Практикум по постановке и решению задач построения декомпозиционных моделей иерархических систем | Практические | 3 | 6 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Анализ работ российских и зарубежных ученых по методам математического моделирования иерархических систем | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 3. Математические модели иерархических систем в классе иерархических игр | ||||||
3.1. | Постановки задач математического моделирования иерархических систем в классе иерархических игр / | Лекции | 3 | 4 | ПК-4 | Л2.3, Л1.2 |
3.2. | Практикум по исследованию математических моделей на основе иерархических игр | Практические | 3 | 4 | ПК-4 | Л2.3, Л1.2 |
3.3. | Анализ программных средств алгоритмизации решения задач корпоративного управления и математического моделирования иерархических систем | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 4. Моделирование иерархических систем: теория активных систем | ||||||
4.1. | Основы теории активных систем: историческая справка, постановка задачи | Лекции | 3 | 4 | ПК-4 | Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
4.2. | Механизмы распределения ресурсов и их исследование в среде Excel | Практические | 3 | 2 | ПК-4 | Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
4.3. | Механизм открытого управления | Сам. работа | 3 | 11 | ПК-4 | Л2.1, Л1.2 |
4.4. | Итоговый экзамен по курсу | Экзамен | 3 | 27 | ПК-4 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Смотри приложение. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н. М. Оскорбин, В. В. Журавлева ; АлтГУ | Математические модели и методы исследования систем управления (Ч. 1): учеб. пособие : [в 2 ч.] | Изд-во АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | О. П. Мамченко, Н. М. Оскорбин | Моделирование иерархических систем: учеб. для вузов | Изд-во АлтГУ, 2007 | elibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А. В. Максимов, Н. М. Оскорбин | Многопользовательские информационные системы: основы теории и методы исследования: монография | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Дубина И.Н. | ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | И. Н. Дубина ; [науч. ред. Н. М. Оскорбин] | Теоретико-игровые модели организации креативно-инновационной деятельности фирм: монография | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Свободная энциклопедия «Википедия» | ru.wikipedia.org | ||
Э2 | "Математическое моделирование иерархических систем", страница дисциплины на Образовательном портале АлтГУ (Moodle) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). 2. Научная электронная библиотека (http://elibrary.ru/). 3. Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
107Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица |
В курсе «Математическое моделирование иерархических систем" предусмотрено проведение лекционных и практических занятий, выполнение индивидуальных расчетных работ по проблемным вопросам курса, что способствует лучшему и углубленному освоению теоретического материала. Для студентов и преподавателей подготовлен электронный курс в системе Moodle, который содержит полный пересень учебно-методических материалов. Теоретические разделы курса представлены в методической литературе, в которой приведены задания на самостоятельную работу, разделы вопросов и описание лабораторных работ. В процессе выполнения расчетных работ студенты знакомятся с описанием каждого расчетного задания с примером его выполнения, с файлом задания на содержание расчетной работы, теоретическим материалом по отдельному методическому указанию и используемым программным средствам в среде MS Excel. Смотри ЭУМК (moodle) http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2113 1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно выделяйте ключевые моменты. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Темы практических занятий представлены в рабочей программе дисциплины. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). Принимайте участие в дискуссиях при коллективной защите результатов выполнения практических работ, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. Перечень основных и дополнительных вопросов к экзамену представлен в ЭУМК. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции и на практиках. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, на практических занятиях, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |