Закреплена за кафедрой | Кафедра информатики |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра информатики
Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Жариков А.В., к.ф.-м.н., доцент
1.1. | получение целостного представления о методах и подходах, используемых в web-разработке; формирование умения и навыков работы с web-приложениями; изучение программных средств web-разработки. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ОПК-4 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ПК-22 | способностью анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для создания и модификации информационных систем |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | об основных концепциях и принципах разработки web-приложений; о программных средствах, используемых в web-разработке. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | основные подходы и технологии, применяемые в web-разработке; использовать различные инструментальные средства в процессе создания web-приложений. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | верстки гипертекстовых документов с использованием языка разметки HTML и таблицы стилей CSS; создания клиент-серверные приложения, выполняемых в сети World Wide Web. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Архитектура Web-приложений | ||||||
1.1. | Стек протоколов TCP\IP. Протокол HTTP: структура протокола, стандартизация. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Архитектура Web приложений Задача отделение данных от логики N-уровневая архитектура (1, 2, 3) Шаблоны проектирования Архитектурный шаблон MWC Сравнение MVC и трёх-уровневой архитектуры | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Технологии представления | ||||||
2.1. | Проблемы отображения информации. Развитие протокола передачи гипертекстов HTML, структура, отличие стандартов (HTML 4.1, XHTML, HTML 5). Отделение данных от представления (CSS). | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Формирование простых HTML станиц | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Проблемы создания динамического интерфейса. История появления JavaScript, синтаксис, распростра-нённые варианты использования. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Применение пользовательских скриптов (JavaScript) | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Применения CSS: селекторы, комбинаторы, псевдо-классы, псевдо-элементы, свойства, правила. CSS фреймворки. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.6. | Особенности представления информации | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.7. | Применение JavaScript: приведение типов, об-ласть видимости, портативное наследование. Применение регулярных выражений. JavaScript библиотеки (jQuery). | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.8. | Сложная структура пользовательских скриптов (JavaScript) | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.9. | Применение CSS библиотеки TwitterBootstrup. | Лекции | 4 | 2 | ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.10. | Использование фреймворка Bootstrup для упрощения разработки Web-приложений | Лабораторные | 4 | 1 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Серверные технологии | ||||||
3.1. | PHP | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Синхронная и асинхронная передача данных от клиента к серверу (JSONP, Ajax, Pos2HiddenIframe, CORS, postMessage, LongPolling, EventSource, Web-Socket). JavaScript библиотеки для передачи данных. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Использование Ajax для отображения информации о текущем состоянии сервера | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.4. | Основы Java: синтаксические конструкции, ти-пы данных, загрузка классов, reflection. | Лабораторные | 4 | 1 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.5. | Использование баз данных в Web приложениях. Механизм работы с базами данных JDBC. Оптимизация использования соединений (Pull соеди-нение с базой данных). Авторизация и аутентификация с использованием JAAS | Лабораторные | 4 | 1 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.6. | Подключение базы данных к приложению, использование пулов соединений с базой данных | Лабораторные | 4 | 1 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.7. | Передача данных внешним подсистемам (меха-низм сериализации и десериализации). Стандартный механизм (Serializable) Сериализация в текстовый формат (маршалинг) с ис-пользованием jaxb и xsd. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.8. | Сериализация десериализация данных | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.9. | История появлдения многопоточных приложе-ниях. Многопоточность в java, приметивы управления пото-ками. Многопоточность в Web приложениях (избегания бло-кировок и гонки за ресурсы). | Сам. работа | 4 | 15 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.10. | Оптимизация серверной части Web-приложения за счёт использования специальных языковых средств | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.11. | Защита канала передачи данных (https). Проблема открытых протоколов. Симметричное и несимметричное шифрование (пере-дача ключа) Алгоритм работы RSA, передача ключа сеанса. Проблема аутентификации (сертификаты и сервисы сертификации) | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.12. | Изучения сертификатов на сторонних сайтах, подключение самоподписанного сертификата | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.13. | Протекания процесса работы сервиса (легиро-вание состояния). | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.14. | Связывание структур языка и объектов реляци-онной модели. Использования ORM (Hibernate). | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.15. | Использование базы данных через ORM Hibernate | Сам. работа | 4 | 22 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.16. | Web-сервисы, взаимодействие удалённых про-граммных компонент. Архитектуры SOAP и REST | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.17. | Реализация интерфейсов подсистем на базе протокола SOAP | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.18. | Системы сборки проектов (Make, Ant, Maven, Gradle). | Сам. работа | 4 | 5 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.19. | Написание собственных скриптов сборки проекта | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-4, ПК-22 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотренно. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Громов Ю. , Иванова О. Г. , Шахов Н. Г. , Однолько В. Г. | Информационные Web-технологии: | ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», 2014 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Тузовский А.Ф. | ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА WEB-ПРИЛОЖЕНИЙ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Хенриксон Х., Хофманн С. | Администрирование web-серверов в IIS: Учебная литература для ВУЗов | Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Диков А. А. | Веб-технологии HTML и CSS.:Учебное пособие: | М. : Директ-медиа//ЭБС "Университетская библиотека online", 2012 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.w3schools.com/ Информация о стандартах технологий представления | |||
Э2 | http://habrahabr.ru/company/yandex/blog/168259/ Видео материалы школы Web-разработки yandex | |||
Э3 | http://habrahabr.ru/ Коллективный блог содержащий множество аналитических статей косающихся использования различных техзнологий разработки приложений | |||
Э4 | http://tutorials.jenkov.com/java-servlets/index.html Блог известного java разаботчика о архитектуре и технологиях | |||
Э5 | http://www.lektorium.tv/course/?id=22824 Открытое сервис видеолекций (Курс посвящённый языку программирования java) | |||
Э6 | Основы веб-программирования | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Операционная система MS Windows; Среда разработки Netbeans; Платформа для разработки на java JDK 7; Браузер Mozilla Firefox, Google Chrome, Internet Explorer, Opera; Apache Tomcat HTTP Server. Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
110М | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед. |
206Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |